ГДЗ к §5. Свободное время
Вспомним
Как определить время без часов? Какие пословицы и поговорки говорят о времени?
Ответ:
Время без часов можно примерно определить по положению солнца на небе.
Пословицы и поговорки:
Делаю время потехе час.
Всякому овощи свое время.
Лучше поздно чем никогда.
Обещанного три года ждут.
Час упустишь годом наверстаешь.
Минутка час бережёт.
Время деньги.
Время руками не удержишь.
Обсудим вместе
Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время.
Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.
Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!
Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
Витя поймал 14 мух.
Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
Сергей каждое утро гуляет со щенком.
Какие занятия этих ребят ты хотел бы повторить, а какие нет? Почему? Как ты думаешь, кто из этих подростков с толком использовал своё время?
Ответ:
Я бы хотел попробовать постоять на одной ноге без опоры, потому что это тренирует тело, равновесие и терпение. Еще мне понравилось занятие Даши – прочитать книгу. Я тоже хочу прочитать ее, я люблю читать книги. Я считаю, что с толком использовали свое время Саша, Даша и Сергей.
Вопросы внутри параграфа
1. Зачем человеку хобби? Что приобретает человек для своего развития, уделяя время увлечениям?
Ответ:
Человеку нужно хобби для саморазвития, для поднятия настроения. Хобби – это дело для души, человек отдыхает душой, когда занимается любимым делом.
2. Как ты думаешь, можно сказать, что для Бородина сочинение музыки было хобби? Поясни свой ответ примерами из своего опыта или опыта твоих знакомых.
Ответ:
На мой взгляд, можно сказать, что для Бородина сочинение музыки было хобби. Он вкладывал в это занятие свою душу. Он уделял музыке свое свободное время. Когда тебе нравится какое−либо занятие, то ты обязательно найдешь для него время. Я, например, люблю рисовать и стараюсь это делать каждый день.
3. Как ты понимаешь выражение «думать на несколько ходов вперёд»?
Ответ:
Это выражение означает просчитывать возможные свои ходы и ходы противника, выстраивать свой план игры.
4. Рассмотри репродукции картин (с.45—46), сюжеты которых отражают занятия в свободное время как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них тебе ближе?
Ответ:
Для меня ближе катание на коньках и игра на гитаре. Зимой мы ходим на каток. Папа учит меня играть на гитаре.
Проверим себя
1. Какое время можно назвать свободным?
Ответ:
Свободное время − это время, которое остается после выполнения обязательных заданий.
2. Объясни, почему говорят: «Знай минутам цену, секундам счёт», «Отдых — это перемена вида деятельности».
Ответ:
Отдых - это перемена вида деятельности, потому что во время отдыха можно заняться любимым делом, хобби, а не бесцельно валяться на диване с телефоном и лениться. Каждая минута жизни дорога и важно успеть сделать как можно больше, ведь жизнь коротка.
3. Какие ты знаешь увлечения — хобби? Какое увлечение есть у тебя?
Ответ:
Коллекционирование, игра в футбол, чтение книг. Мое хобби − рисование и спорт.
4. Как наполнить свободное время полезными делами?
Ответ:
Когда у человека появляется свободное время, то он может заполнить его не только бессмысленными делами, но и полезными. Например, он может сделать что−то по дому, к примеру, забить гвоздь, где он необходим или подклеить обои, а может просто убраться в квартире. Не стоит в своё свободное время заниматься бездельем, смотря телевизор или сидя возле компьютера. Нужно вспомнить, какие важные дела нужно сделать. Возможно, ему необходимо прочитать какой−то научный материал или нужно навестить больного родственника. Поэтому, если появляется свободное время, необходимо его использовать с пользой.
В классе и дома
1. Пробовал ли ты в свободное время делать что−либо своими руками? Если да, то что именно?
Ответ:
Да, вышивание, поделки из бумаги, выпечка из слоеного теста.
2. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой,а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто−то за кем−то гонится... Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?
Ответ:
Наташа не умеет распределять свое свободное время. Такое может случится с каждым. Просмотри телепередач становится вредной привычкой, когда человек больше ничем не занимается, кроме просмотра телевизора.
3. Какому занятию посвящена загадка?
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться!
Ответ:
Эта загадка посвящена игре в шахматы.
Практикум
1. Составь памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома».
Ответ:
Памятка настоящего хозяина.
1. Должен уметь поддержать любого члена семьи и помочь ему (или семье в целом)
2. Должен уметь зарабатывать деньги, материально обеспечивать семью.
3. Должен уметь выполнять работу по дому (забивать гвозди, работать с инструментом и пр.)
4. Должен уметь выполнять «женскую» работу (приготовление пищи, уборка, стирка, глажка и т. п.)
5. Должен быть примером для своих детей, внуков (возможно и сверстников).
6. Должен хорошо выполнять все роли в семье (мужа, отца, деда и т.д.).
2. Прими участие в составлении коллективного «портрета» рачительного хозяина.
Ответ:
Черты:
− трудолюбивый
− старательный
− терпеливый и усердный
− заботится о порядке в доме
− заботится о ближних и иногда идет на компромисс с ними
− бережливый
− распределяет обязанности
− лидер мнений в доме
− планирует домашние дела и распоряжается финансами
− умеет руководить
− берет на себя самую ответственную работу
3. Хозяин дома включил освещение во всей квартире и несколько бытовых приборов. К каким нежелательным последствиям приведёт такое использование ресурсов в быту?
Ответ:
Во−первых, если смотреть с точки зрения безопасности — это может привести к перегоранию проводки или короткому замыканию (из−за перенапряжения сети).
Во−вторых, если смотреть с экономической точки зрения, то этот человек будет очень много платить за электричество.
4. Составь свой режим для будничного дня и для воскресного.
Ответ:
Будничный день
6:20 — подъем
6:30 — умываюсь, чищу зубы
7:00 — завтракаю
7:20 — иду в школу
12:00 — обедаю в школе
13:45 — иду домой из школы
14:00 — отдыхаю
15:00 — делаю уроки
17:00 — отдыхаю, гуляю, играю в футбол
18:00 — ужинаю
18:30 — помогаю родителям
19:30 — смотрю телевизор, играю в компьютер
21:00 — ложусь спать
Воскресенье
9:00 — подъем
9:10 — умываюсь, чищу зубы
9:20 — завтракаю
9:40 — смотрю телевизор
11:00 — иду на прогулку
12:40 — обедаю
13:00 — отдыхаю, играю в футбол, смотрю телевизор, играю в компьютер
16:00 — делаю уроки на понедельник
18:00 — ужинаю
18:30 — помогаю родителям
19:30 — отдыхаю
21:00 — ложусь спать
5. В группах подготовьте рассказ на одну из следующих тем: «Чем я люблю заниматься в свободное время», «Как стать хозяином времени», «От увлечения — к профессии» (из жизни родителей, бабушек и дедушек).
Подумай, что ты сможешь принести в класс и показать ребятам во время рассказа, подготовленного группой.
Ответ:
В свободное время, я очень люблю помогать маме по дому. Я выношу мусор, мою посуду, убираюсь в квартире и даже помогаю чинить папе машину. Когда я чиню машину, папа даёт мне разные поручения. Я их выполняю с удовольствием. Мне очень нравится, как я провожу своё свободное время.
6. Распланируй свои занятия во время каникул. Составь два списка: необходимые дела и то, что очень хотелось бы осуществить. Распредели дела из каждого списка на все дни каникул. Подчеркни красным цветом первоочередные дела, синим — те, которые следует сделать во вторую очередь, зелёным — те, которые желательно сделать, если останется время.
Ответ:
Необходимые дела
Первоочередные (красный цвет):
прочитать книгу
ежедневно выгуливать и кормить собаку
Дела второй очереди (синий цвет):
ежедневно мыть за собой посуду
ежедневно выносить мусор
ходить играть в хоккей
Дела третьей очереди (зеленый цвет):
прочитать вторую книгу
Дела которые хотелось бы осуществить:
съездить в гости к бабушке
поиграть в компьютер
сходить в кино
7. В последний день каникул ответь на вопросы: «Что удалось сделать?», «Какой список в большей мере выполнен?», «Доволен ли ты собой?».
Ответ:
За время каникул мне удалось:
1. прочитать книгу
2. ежедневно выгуливать и кормить собаку
3. ежедневно мыть за собой посуду
4. ежедневно выносить мусор
5. ходить играть в хоккей
6. сходить в кино
Эти каникулы я провел очень насыщенно и разнообразно. Я успел выполнить много заданий и отлично отдохнуть и развлечься. В целом я доволен собой и своим проведенным временем. Жаль, что не удалось съездить в гости к бабушке и прочитать вторую книгу.