ГЛАВА IV. ТРУД

ГДЗ к §9. Труд - основа жизни

Вспомним

Что тебе известно о различных профессиях и ремёслах? Какие пословицы и поговорки посвящены труду, богатству и бедности?

Ответ:

Во все времена человечества добросовестный труд был в почете. Не стыдно работать дворником или уборщицей, стыдно не работать. Многие сказки, пословицы и поговорки повествуют о том, что честный труд всегда оплачивается по заслугам.
• Кто мало говорит, тот больше делает.
• Кончил дело − гуляй смело.
• Без труда нет плода.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Труд всегда даёт, а лень только берёт.
• Ноги носят, а руки кормят.
• Воля и труд дивные всходы дают.
• Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Обсудим вместе

Какие ценности создаются трудом? Всегда ли труд оплачивается? Найди доказательства того, что все богатства создаются трудом. Как понять пословицу «Бедность не порок»?

Ответ:

Трудом создаются разные ценности: пища, одежда, бытовые приборы, книги и др.
Труд оплачивается не всегда. Есть неоплачиваемый труд, бесплатные и добровольные работы. Например, волонтеры часто помогают бесплатно.
Чтобы что−то сделать нужно потрудиться. Ничего не возникает само собой. Даже если на огороде растут овощи, то их нужно посадить и ухаживать за ними.
Пословица означает, что не нужно стыдиться бедности. Возможно, человек стал бедным в силу каких−либо обстоятельств.

Вопросы внутри параграфа

1. Каким трудом заняты герои картины? Какие обязанности они выполняют? Смог ли художник отразить отношения людей к труду? Всмотритесь в их лица: какие чувства испытывают труженики от процесса труда?

На картине мы видим людей, которые занимаются заготовкой зерна. Они складывают зерно в мешки. Видно, что работа нравится этим труженикам, у них довольные лица. Эти люди относятся к труду ответственно и хотят работать.

2. Рассмотри рисунки и объясни, что является материальным изделием, а что — услугой.

Материальными изделиями являются одежда, булочки и мороженое.
Услугами являются лечение зубов, обслуживание людей в кафе.

3. Всегда ли труд оплачивался? Что ты знаешь о труде рабов, крепостных крестьян?

Ответ:

Не оплачивается только добровольный труд, например субботники и волонтерство. Остальной же труд так или иначе оплачивается. Даже если это труд подневольных людей (рабов или крепостных) хозяин обеспечивает их едой, жильем и защитой от других "хозяев". Крепостные как и рабы имели низкую производительность труда, так как работали не на себя и не имели мотивации, кроме физической и моральной стимуляции.

4. Используя дополнительные источники, найди сведения о благотворительной деятельности предпринимателей в твоём городе (селе).

Ответ:

У нас в поселке есть предприниматели, которые занимаются благотворительной деятельностью. Организация построила детскую больницу и площадку в центре поселка. Так же она в прошлом году закупила для школы спортивное оборудование.

Проверим себя

1. Каким бывает труд человека?

Ответ:

Труд:
- постоянный или временный;
- простой или сложный;
- умственный или физический;
- оплачиваемый или безвозмездный;
- добровольный или принудительный;
- ручной или автоматизированный;
- творческий или традиционный;
- коллективный или индивидуальный.

2. Почему труд по-разному оценивается?

Ответ:

Какая-то работа сложнее, другая проще, значит она оценивается дешевле. Для некоторых видов труда нужно специальное образование и опыт, которые есть не у каждого, и такая работа так же оценивается дороже.

3. Чем богатый человек отличается от бедного?

Ответ:

Взглядом на вещи и мир.

4. Какие правила помогают успешно трудиться?

Ответ:

Рано вставать, планировать свою работу и ставить цели, не терять время на пустяки, использовать каждую минуту с пользой для дела, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, постоянно учиться, осваивая новые стороны профессии.

В классе и дома

1. Подумай, от чего зависит достаток в твоём доме.

Ответ:

Достаток в доме людей зависит от уровня их доходов и затрат.

2. Кому помогают богатые люди сегодня? Что ты знаешь о благотворительности?

Ответ:

Благотворительность — оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи.
Согласно большому числу научных исследований, основные причины благотворительности состоят в том, что люди:
• по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим.
• чувствуют себя лучше, когда жертвуют деньги. Экономисты называют это «теплотой альтруизма».
В основном богатые люди помогают детям. Они жертвуют деньги на лечение детей, в детские дома и интернаты. Приобретается спортивное оборудование.

3. Как оценивается учёба — твой главный труд? Подбери пословицы, близкие по смыслу следующим: «Без дела жить — только небо коптить», «Труд человека кормит, а лень портит», «Худое ремесло лучше доброго воровства».

Учеба оценивается баллами. Но главной оценкой твоей учебы станет то место, которое ты займешь во взрослой жизни.
Пословицы:
«Без труда нет плода.»
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!»
«Маленькое дело лучше большого безделья.»

4. Обсуди с друзьями ситуацию.
Два подростка возвращаются после уроков домой. Один из них делится своими переживаниями с другом: «Старший брат Сергей не смог поступить летом в институт. Эх, теперь придётся ему идти в работяги...» Как ты оцениваешь отношение подростка к людям рабочих профессий? Встречался ли ты с пренебрежительным отношением своих ровесников к людям непрестижного труда? Подумай, чем оно вызвано. Стоит ли стесняться работы чересчур будничной, неинтересной? Многие ли профессии сегодня можно назвать романтичными, яркими? Объясни, в чём ценность будничного труда.

Ответ:

Эти подростки с негативом относятся к людям рабочих профессий. В жизни мы регулярно встречаемся с подобными ситуациями. Иногда складывается ощущение, что рабочих и за людей то не считают. К сожалению, это не единственный случай. Многие школьники в наше время думают так же. На это есть свои причины. Человек с высшим образованием, который работает в офисе, выше ценится в нашем обществе. Считается, что он успешнее рабочих, умнее. Многие не думают о том, что не было бы у нас строителей, слесарей — было бы непонятно как мы жили. Ведь в этом случае нам пришлось бы делать все самим, людям, не привыкшим к такому тяжелому труду. Стыдиться такой профессии точно не стоит, так как существует такая поговорка в народе «все профессии нужны, все профессии важны». А если человек доволен своей работой, является хорошим профессионалом в своем деле, то по какой причине ее можно стесняться? Все профессии хороши по−своему и приносят свою пользу.

5. Что составляет твоё богатство? Возможность учиться можно считать богатством? В чём его ценность?

Ответ:

Мое богатство − это мои друзья потому, что они могут помочь мне в любой ситуации. Возможность учиться − это тоже богатство, так как в прошлом образование было платным и не каждый мог его позволить. Его ценность выражается в знаниях, которые можно использовать в жизни.

6. Вспомни жадного Раджу — героя мультфильма «Золотая антилопа». Какие средства достижения обогащения он использовал? Почему стремление к богатству привело его к гибели?

Ответ:

Для достижения обогащения Раджа использовал своих прислужников, обман, запугивание и шантаж. С помощью всего этого он добывает себе волшебную дудочку, которая вызывает золотую антилопу, способную дать ему много золота. Его жадность в итоге привела его к гибели.