ГДЗ к §8. Одноклассники, сверстники, друзья

Вспомним

Какие книги о дружбе и товариществе ты читал? Какие пословицы о дружбе и друзьях ты знаешь?

Ответ:

Книги о дружбе:
Э.М. Ремарк "Три товарища"
Марк Твен "Приключения Тома Сойера"
Халед Хоссейни "Бегущий за ветром"
Экзюпери "Маленький принц"
Пословицы:
Платье лучше новое, а друг − старый.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружные вороны гуся съедают.
Верный друг лучше сотни слуг.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Обсудим вместе

Почему люди, дети и взрослые, ценят дружбу и товарищество? Объясни поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Пословица означает что самое ценное в человеческих взаимоотношениях — это дружба. Сто рублей потратишь и их нет, а верные друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, выручат и поддержат когда тебе плохо, и даже могут занять те же сто рублей.

Вопросы внутри параграфа

1. Выскажи своё мнение, верен ли такой вывод: «Стать достойным человеком Л.С.Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей».

Такой вывод верен. Понтрягину очень сильно помогли друзья, они его не бросили, когда он ослеп. Одноклассники занимались с ним, помогали учить уроки, вселяли уверенность в себе.

2. Обрати внимание на иллюстрацию — картину «Спорщики» современного художника А. С. Епишина. Что можно сказать об атмосфере, в которой проходит спор? Каково поведение его участников?

На картине атмосфера доброжелательная. Ребята улыбаются, разговаривают спокойно, слушают друг друга. Поведение участников спора правильное. Только при добром отношении к друг другу в споре может родиться истина.

3. А что ты знаешь о происхождении своей фамилии?

Ответ:

Расскажите о своей фамилии, например так:
Моя фамилия Кузнецов. Вероятно, наш род связан с работой в кузнице. Благодаря этому мы получили нашу фамилию.
Моя фамилия Семёнов. Вероятно, род идет от известного человека по имени Семён (семёнов сын, брат, другой родственник).

4. Подумай: чему учит каждая из этих поговорок? Какие ещё поговорки о друзьях и дружбе ты знаешь? В чём их смысл?

Ответ:

Поговорки о дружбе учат быть честными и открытыми с друзьями, что друзья всегда близкие люди и для них ничего не жалко.
Пословицы и поговорки о дружбе:
Друга ищи, а найдешь – береги.
Смысл данного выражения в том, что у каждого из нас есть много знакомых людей, но не все они являются нашими близкими друзьями. При этом если вам удалось найти настоящего друга, его нужно ценить, уважать, беречь и помогать ему. Ни в коем случае нельзя ссориться с другом и обижать его, потому, что ему это будет очень неприятно.
Друг познается в беде.
В поговорке речь идет о том, что понять, настоящий ли друг с вами рядом, можно лишь познав вместе с ним трудности и неприятности. Потому, что играть и дружить, когда вам весело и все хорошо – может каждый, а вот прийти на помощь, например, пожертвовать для вас что−то свое – это поступок настоящего верного друга.
Для друга все не туго.
Эта поговорка учит нас тому, что мы должны помогать своим друзьям и выручать их в нужную минуту. «Не туго» употребляется тут в смысле не тяжело, не сложно.
Друг денег дороже.
Друга за деньги не купишь. В этих словах следующий смысл: дружба это очень важно, и настоящую дружбу нельзя купить ни за какие деньги в мире. Также и наоборот – нельзя продавать дружбу ни за какие деньги.
Как аукнется, так и откликнется.
Поговорка гласит о том, что как вы будете относиться к людям, так и они будут относиться к вам. Если хотите доброго, уважительного отношения к себе, так же относитесь к окружающим.

5. Согласен ли ты с этими утверждениями? Что бы ты к ним добавил?
"Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам быть лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой". (Рая К.)
"Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой". (Люба С.)
"Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья". (Витя Н.)

Я полностью согласен с этими утверждениями. Я бы добавил, что дружбу нужно беречь.

Проверим себя

1. Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?

Ответ:

Для того, чтобы назвать человека хорошим товарищем важно, чтобы он был готов помочь, поддержать, поделиться. Потому, что товарищ бывает лишь по какому−то делу, которые вы делаете вместе (товарищ по учёбе, по борьбе за что−либо). В этом смысле понятия «товарищ» и «друг» не совсем совпадают.

2. Что мешает дружбе? Приведи примеры из жизни о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся.

Дружбе мешает непонимание друг друга, обиды, зависть друг к другу. Например, мои сестры всегда хвастаются друг перед другом новыми покупками, а потом ссорятся из-за них, потому что второй сестре нужна такая же вещь. А мои браться всегда делятся игрушками и обычно не ссорятся.

3. Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта; умение прощать обиды; умение выслушивать; желание делать подарки, делиться вещами; умение заступиться за друга, разделить радость или горе?

Ответ:

Взаимопомощь, доброта, умение прощать обиды, выслушивать, желание делать подарки, делиться вещами, умение заступиться за друга, разделить радость или горе - все эти качества очень важны для дружбы. Еще важно уметь уступить и признавать свои ошибки, уметь извиняться за них.

В классе и дома

1. Опиши случай из своей жизни или поступок литературного героя, который говорил бы о настоящем товариществе.

В литературе встречается множество примеров такого поведения, когда герой отважно защищает своих друзей от опасности. Например, в сказке о Снежной Королеве главные герои Кай и Герда были настоящими товарищами.

2. Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? к ребятам, которые хорошо учатся? к девочкам−одноклассницам? к мальчикам−одноклассникам?

Ответ:

Мне очень нравится общение с моими одноклассниками. Обидеть меня может одно − оскорбление. Мой сосед по парте очень дружелюбный, всегда готов помочь, если я чего−то не понимаю. Я тянусь к ребятам, которые хорошо учатся, ведь в будущем я хочу поступить в университет. К девочкам я отношусь очень хорошо, считаю, что их нужно уважать и любить. С мальчишками нужно поддерживать хорошие отношения, чтобы было кому помочь тебе в трудную минуту.

3. Как ты думаешь, почему Катя заплакала? Хотели ли Катины одноклассники обидеть её? Что Кате хотелось услышать от ребят? Как бы ты поступил на месте Катиного одноклассника? Чему учит этот рассказ?

Ответ:

Катя заплакала, потому что выздоровление отца для неё было очень важным событием, а поскольку она была ребенком она не понимала, что другим людям совсем не интересно выздоровление её отца из−за того что никто не разделил её радость, ей стало обидно и она заплакала. Одноклассники не хотели обидеть Калю, так как они ещё дети и не понимали, что в такой момент нужно порадоваться вместе с одноклассницей и поддержать её, так что одноклассники вовсе не хотели обидеть её. Кате хотелось услышать слова ободрения и радости, например, «Катя, мы все очень рады выздоровлению твоего отца!" или что−то по типу этого. Я бы ободрил её радостной фразой и поздравил бы с таким значимым для неё событием. Этот рассказ учит понимать, что всем людям кроме близких, ты абсолютно безразличен. А детей учит тому, что всегда нужно помогать человеку разговором или действием, если он нуждается в тебе.

4. Присмотрись, кто из твоих одноклассников умеет спокойно обосновать своё мнение и спокойно выслушать других. Что помогает понимать других и быть понятым?

Ответ:

Понимать других и быть понятым помогает широта мысли. А вообще, если тебе не понятно, то стоит уточнить, иначе есть шанс обидеть человека ненароком.

5. В этой игре участвуют все учащиеся класса. Каждый ряд — команда. Задание командам: по очереди хором пропеть или продекламировать куплет любой известной песни о дружбе. Проигрывает та команда, которая пропускает свою очередь.

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды — это просто!
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку
Все грустинки и слёзы, это просто!
Воскресенье, суббота,
Дружба — это не работа,
Дружба — это не работа!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Если свалится счастье, подели его на части
И раздай всем друзьям, это просто.
А когда будет надо, все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

Практикум

1. Подготовь рассказ на тему «Как учились раньше». Для этого расспроси маму, папу, бабушку или дедушку о том, что они помнят о своей школе. Не забудь спросить:
— сколько лет они учились в школе;
— сколько им было лет, когда они пошли в школу;
— были ли у них учебники, тетради, наглядные пособия;
— какие события из школьной жизни запомнились им больше всего;
— что интересного происходило в их классе и школе в те годы;
— кто из школьных учителей и товарищей остался в памяти и почему.
Сделай вывод о том, чем их школа была непохожа на твою.

Мой дедушка пошел в школу в 7 лет и отучился 8 лет. Бабушка пошла в школу в 7 лет и отучилась 10 лет. Раньше в школе учились 10 лет, а не 11 как сейчас. У них были учебники, тетради и наглядные пособия. В отличие от нынешнего обучения у них не было контурных карт и рабочих тетрадей. Зато в тетрадях для русского языка у них была промокашка. Так как писали они не шариковыми, а перьевыми ручками с чернилами.
Больше всего им запомнились спортивные мероприятия и походы в лес. Бабушке больше всего запомнилась учительница по математике, а дедушке по физкультуре. Одним из главных отличий их школы и нашей, было то, что в их время школьников больше приучали к труду. Они ездили всей школой убирать свеклу и картофель. Дежурили по классу. Помогали ветеранам.

2. По телевизору должны были показывать интересный фильм. Серёжа очень хотел его посмотреть и, чтобы не сердить родителей, решил до фильма сделать все уроки. Всё бы ничего, но никак не решалась задача. Трудная попалась, сразу не поддавалась. А время идёт, если смотреть фильм, то пора включать телевизор. Что делать? Как поступить? Предложи окончание этого рассказа.

Сережа понимал что если не включит телевизор сейчас, то пропустит начало и потом смотреть будет уже не так интересно. Но и расстраивать маму он не хотел.
«Но ведь мама самый близкий человек, она обязательно меня поймет. Тем более другие уроки я уже сделал» — подумал Сережа. Да и отдыхать после уроков Сереже советовала мама. Ну а после фильма, он дал себе слово, обязательно вернуться к задаче.
Фильм закончился. Сереже он очень понравился, но было уже поздно и ему хотелось спать. Однако он помнил о данном самому себе обещании. А еще о том, как папа учил всегда держать слово. Сережа сел за письменный стол с твердым намерением во что бы то ни стало решить задачу. Он снова перечитал условие задачи и понял в чем была загвоздка. На этот раз он решил задачу, причем очень быстро.
«Правильно сказала мама, что нужно отдыхать немного после уроков» — решил Сережа и с чистой совестью лег спать.

3. Подготовьте презентацию «О нас и нашем классе». Распределите задания в группе:
— расспросить друзей, чем они занимаются, как и во что играют, что мастерят;
— отметить (показать) любимые занятия, поделки, игры и т.д.;
— подготовить и разыграть сценку из жизни класса: о взаимоотношениях в классе, проявлениях равнодушия и помощи, об отзывчивости и доброте, о, казалось бы, безобидных шутках, которые доставляют огорчение;
— назначить ведущего группы, продумать последовательность выступлений.

Ответ:

Наш класс самый дружный. Нас 24 человека. Мы все разные, у каждого свои интересы, привычки, характер. Но всех нас объединяет одно – мы одноклассники.

4. Выскажи своё мнение, прав ли Коля.
Петя уже давно болен. Ребята решили узнать, как он себя чувствует, и предложили Коле посетить больного. Коля сказал: «Я не пойду, я с ним не дружу. Пусть идёт его друг».

Ответ:

Как мне кажется, не прав. Нет разницы, дружит ли Коля с Петей или нет. Человек болен, а оказание помощи нуждающемуся показывает насколько человек воспитан.

5. Знаешь ли ты дни рождения своих друзей? Не забываешь ли их поздравить? Как именно ты это делаешь?

Ответ:

Дни рождения моих близких друзей мне известны. Поздравить их я не забываю. Чаще всего я поздравляю их теплыми словами по телефону, так как живем мы далеко друг от друга, и возможности увидеться, к сожалению, нет.

6. Оцени поведение Милы.
У Маши день рождения. Она пригласила подругу в гости. Мила подумала: «Пожалуй, подарю Маше куклу — она мне больше не нужна, да и нос у куклы поцарапан».

Ответ:

Мила поступила некрасиво. Если она дарит своей подруге Маше куклу, которая старая и уже сломана — этим она показывает свое отношение к подруге.