УРОКИ 1-2. Вода на Земле (§2)

1. Свойства воды

Задание №•

Впишите свойства воды, которые упоминаются в тексте первой части § 2. Придумайте и нарисуйте в кругах символы трёх состояний воды.
1) Состояния:

− _ 
− _ 
− _ 

2) Вода не имеет _ , _ , _ .
3) Вода может _ различные вещества.
4) При замерзании вода _.
5) Вода может поглощать большое количество _ .
6) Вода хорошо проводит _ .

Ответ:

Свойства воды:
1) Состояния:
− твёрдое
− жидкое
− газообразное 

2) Вода не имеет вкуса, цвета, запаха
3) Вода может растворять различные вещества.
4) При замерзании вода расширяется.
5) Вода может поглощать большое количество тепла .
6) Вода хорошо проводит электрический ток .

2. Гидросфера - водная оболочка Земли

Задание №•

Заполните схему.
Стрелками укажите, какую долю от общего объёма гидросферы составляют её части.

Ответ:

3. Мировой круговорот воды

Задание №• 1

Задания по рисунку.
1) Составьте схему круговорота воды.
2) Подпишите основной источник энергии процесса круговорота воды на Земле.
3) Обозначьте и подпишите круги большоrо и малого круговоротов воды.
4) Нарисуйте стрелки и сделайте следую­щие надписи: "Испарение воды, снега и льда", "Выпадение осадков", "Подземный сток", "Поверхностный сток", "Перенос водяного пара и облаков".

Ответ:

1)

2) Подписали основной источник энергии процесса круговорота воды на Земле. Солнце.
3) Обозначили и подписали круги большого и малого круговоротов воды:

4)

Задание №• 2

Вставьте пропущенные слова.
Круговорот воды объединяет _ Земли − атмосферу, биосферу, _ и _, так как вода _ в каждую из них.

Ответ:

Круговорот воды объединяет оболочки Земли − атмосферу, биосферу, литосферу и гидросферу, так как вода входит в каждую из них.

Школа географа-следопыта

Задание №•

Выполните задание "Почувствуйте себя гидрологами" в учебнике и исследуйте свойства воды.
1) Исследование вкуса, цвета и запаха воды.
Вкус _ ; цвет _ ; запах _.
2) Исследование трёх состояний воды.
Покажите стрелками, какие переходы из одного состояния в другое возможны для воды.

3) Исследование плотности воды.
Запишите результаты изучения плотности пресной и солёной воды.
а) Вес мерного стакана _ г.
б) Вес мерного стакана с водой _ г.
в) Яйцо _ в стакане с пресной водой.
г) Яйцо _ в стакане с солёной водой.
д) Кусочек льда _ в стакане с пресной водой. Вывод: плотность воды _ плотности льда, поэтому кусочек льда _ в воде.
е) Почему рыбы могут жить в замерзающих водоёмах?
При понижении температуры воды в водоёме ниже 4 °С более холодная вода как _ плотная остаётся на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура.
4) Исследование свойства воды растворять соли и газы.
Из бутылки с холодной минеральной водой газа выделилось _, чем из бутылки с минеральной водой водой комнатной температуры. Вывод: в охлаждённой воде может содержаться _ газов, чем в минеральной воде комнатной температуры.

Ответ:

1) Вкус отсутствует (пресная вода обычная), цвет прозрачный, запах отсутствует (обычная вода)
2)

3) Исследование плотности воды.
а) Вес мерного стакана 100 г.
б) Вес мерного стакана с водой 300 г.
в) Яйцо идет ко дну, если оно свежее, в стакане с пресной водой.
г) Яйцо плавает на поверхности воды (и свежее, и несвежее) в стакане с солёной водой.
д) Кусочек льда плавает в стакане с пресной водой. Вывод: плотность воды больше плотности льда, поэтому кусочек льда не тонет в воде.
е) Рыбы могут жить в замерзающих водоёмах, потому что только верхний слой озера / реки превращается в лёд. Подо льдом все процессы сохраняются.
При понижении температуры воды в водоёме ниже 4 °С более холодная вода как менее плотная остаётся на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура.
4) Провели исследование свойства воды растворять соли и газы.
Из бутылки с холодной минеральной водой газа выделилось меньше, чем из бутылки с минеральной водой комнатной температуры. Вывод: в охлаждённой воде может содержаться больше газов, чем в минеральной воде комнатной температуры.