УРОК 13. Движение воздуха (§13)
1. Почему и как движется воздух?
Задание №• 1
Заполните схему основных видов движения воздуха и подпишите примеры их использования человеком.
Ответ:

Задание №• 2
Впишите пропущенные слова.
Причина образования ветра − различное _ на земную поверхность. В приземном слое атмосферы ветер направлен из области _ в область _ давления.
Ответ:
Причина образования ветра − различное воздействие атмосферного давления на земную поверхность. В приземном слое атмосферы ветер направлен из области высокого в область низкого давления.
2. Направление и скорость ветра. Роза ветров
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
Направление ветра называют по стороне горизонта, _ дует ветер.
Ответ:
Направление ветра называют по стороне горизонта, откуда дует ветер.
Задание №• 2
Для пункта А укажите стрелкой направление северо−западного ветра, а для пункта Б − юго−восточного ветра.
Ответ:

Задание №• 3
На рисунке стрелками укажите основные части флюгера.
Флюгарка − свободно вращается на стержне, устанавливается по ветру так, что положение противовеса указывает направление, откуда дует ветер.
Указатель на стороны горизонта − помогает ориентироваться по сторонам горизонта для указания направления ветра.
Указатель скорости ветра − состоит из доски, которая может свободно колебаться в зависимости от силы ветра и дуги со штифтами. Ветер отклоняет доску от отвесного положения тем больше, чем больше скорость ветра.
Ответ:

Задание №• 4
По фрагменту карты погоды (с. 42) определите направление и скорость ветра, наблюдавшиеся в различных городах России 25 февраля 2019 г.
Результаты запишите в таблицу.
| Город | Направление ветра | Скорость ветра |
| Архангельск | ||
| Печора | ||
| Санкт−Петербург | ||
| Москва | ||
| Казань | ||
| Ханты−Мансийск |
Ответ:
| Город | Направление ветра | Скорость ветра |
| Архангельск | ю−в | 2−3 |
| Печора | ю−в | 2−3 |
| Санкт−Петербург | ю−з | 2−3 |
| Москва | ю−з | 0,5−1 |
| Казань | ю−в | 0,5−1 |
| Ханты−Мансийск | ю−з | 2−3 |
Задание №• 5
По данным наблюдений за погодой в своей местности постройте розу ветров для одного месяца. Ниже на примере Москвы показана последовательность построения розы ветров (февраль 2018 г.). Для каждого направления ветра указано количество дней, когда наблюдался ветер данного направления.
| С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ |
| 3 | 4 | 2 | 5 | 6 | 3 | 3 | 3 |

По диаграмме видно, что в Москве в феврале 2018 г. преобладал ветер южного и юго−восточного направлений.
Населённый пункт _ 20_ г.
Ответ:
Населённый пункт Оренбург, февраль 2022
3. Бризы и муссоны
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова в описание образования бризов.
В утренние часы значение температуры воздуха и атмосферного давления над сушей и над морем _ , поэтому ветер на берегу очень _, _ направлений. Днём на берегу моря образуется морской _. Дневной _ направлен от _ , над которым атмосферное давление повышается, к _ , т. е. в область пониженного давления.
Вечером температура воздуха и атмосферное давление _. Морской бриз прекращается, наступает вечернее _. Ночью на побережье устанавливается береговой _. Ночной _ направлен от суши, где атмосферное _ , к морю, т. е. в область _ давления.
Ветры побережий, направления которых изменяются дважды в сутки, называют _.
Ответ:
В утренние часы значение температуры воздуха и атмосферного давления над сушей и над морем схоже, поэтому ветер на берегу очень слабый, разных направлений. Днём на берегу моря образуется морской бриз. Дневной бриз направлен от моря , над которым атмосферное давление повышается, к суше , т.е. в область пониженного давления.
Вечером температура воздуха и атмосферное давление понижается. Морской бриз прекращается, наступает вечернее безветрие. Ночью на побережье устанавливается береговой бриз. Ночной бриз направлен от суши, где атмосферное давление выше, к морю, т.е. в область низкого давления.
Ветры побережий, направления которых изменяются дважды в сутки, называют бризами.
Задание №• 2
Впишите пропущенные слова в определение.
Муссонами называют воздушные _ над поверхностью Земли, изменяющие своё направление каждые _.
Ответ:
Муссонами называют воздушные течения над поверхностью Земли, изменяющие своё направление каждые полгода.
Задание №• 3
По аналогии с бризами определите причины образования летнего и зимнего муссонов. Отразите результаты своих рассуждений на картосхеме.
Ответ:

Так как воздух над океаном нагревается медленно, поэтому давление воздуха над океаном больше, чем над сушей. В это время года устанавливается летний муссон. Ветер дует с воды на сушу.
Зимой − наоборот.
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Используя карту господствующих ветров (см. учебник), предложите свой маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре. Докажите, что ваш проект удовлетворяет все трём правилам Международной авиационной федерации.
Ответ:

Основные правила Международной авиационной федерации, чтобы установить рекорд скорости кругосветного путешествия:
1) Пролетаем большее расстояние, чем длина Северного тропика.
2) Пересекаем все меридианы.
3) Приземляемся на том же аэродроме, с которого вылетели.