УРОК 6-7. Озера. Вода в "земных кладовых" (§7,8)
1. Что такое озеро
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
Озеро − природный _, расположенный в _ углублении земной поверхности, для которого характерен замедленный водообмен.
Ответ:
Озеро − природный водоём, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности, для которого характерен замедленный водообмен.
Задание №• 2
На схеме сделай соответствующие надписи, стрелками покажи, к какой группе относятся названные озёра.
Ответ:

2. Ледники
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова в определение.
Ледником называют массу _ и _, которая самостоятельно движется под действием _ _. Известно, что основная часть ледников Земли сосредоточена в _ областях.
Ответ:
Ледником называют массу природного наземного снега и льда, которая самостоятельно движется под действием силы тяжести. Известно, что основная часть ледников Земли сосредоточена в северных областях (Антарктида).
Задание №• 2
Подпишите на диаграмме названия тех районов, где распространены ледники.
Ответ:

Задание №• 3
Рассмотрите космические снимки ледника Сосновый остров. Определите, какой процесс происходил на леднике в мае −октябре 2007 года.

Ледник Сосновый остров − один из крупнейших ледников Западной Антарктики (космический снимок)
Вывод. В мае − октябре 2007 г. на леднике Сосновый остров происходило образование _ .
Ответ:
Вывод. В мае − октябре 2007 г. на леднике Сосновый остров происходило образование айсберга.
3. Подземные воды
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
В горных породах верхней части земной коры вода находится в жидком, твёрдом или газообразном состоянии. Такие воды называют _.
Известно, что во время дождя часть воды _ по поверхности, а часть − просачивается сквозь _.
Ответ:
В горных породах верхней части земной коры вода находится в жидком, твёрдом или газообразном состоянии. Такие воды называют подземными.
Известно, что во время дождя часть воды распределяется по поверхности, а часть − просачивается сквозь землю.
Задание №• 2
На рисунке подпиши водоносные пласты (горизонты} и водоупорные слои и покажи стрелками пути просачивания воды.
Вывод. Если в почве есть _ слой, то он служит _ , над которым образуется насыщенный _ слой − _.
Ответ:

Вывод. Если в почве есть водоупорный слой, то он служит фундаментом, над которым образуется насыщенный водоносный слой − грунтовых вод.
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Выполните задания "Почувствуйте себя гидрологами" в учебнике.
1) Докажите, что в различных горных породах вода просачивается с разной скоростью (см. план работы в учебнике).
На рис. 1 стрелками соответствующей длины покажите относительную скорость просачивания воды.
Рис. 1
Вывод. Скорость просачивания воды возрастает при _ размеров частиц и пор между ними.
2) Создайте модель родника.
План работы
1) На рис. 2 покажите, где образуется родник. Какие горизонты обозначены буквами А, Б и В? Какие породы обозначены римскими цифрами I, II, III?
Рис. 2
Обозначения на рисунке.
А − _ горизонт (пласт), образовавшийся над _ слоем (I), который имеет разрывы. Воды этого горизонта называют _.
Б − _ горизонт, образовавшийся над _ слоем (II) в результате _ в разрывах _ слоя (I). На обрывистом склоне долины реки _ горизонт питает _. Воды этого горизонта называют _.
В − _ горизонт над _ _ слоем (III), образовавшийся в результате просачивания _ вод. Воды этого горизонта называют межпластовыми.
2) На рис. 3 показано образование _ (артезианских подземных вод.
Рис. 3
Буквами А и Б обозначены пути поступления воды в _ горизонты.
3) Сделайте модель родника.
а) Вырежьте рисунок, на основе которого будете создавать модель родника (рис. 4 на с. 19).
б) Подготовьте две пластины из оргстекла размером 12 х 12 см (можно использовать прозрачную часть коробки для компакт−диска).
в) Подложите под одну пластину из оргстекла рисунок и нанесите слой пластилина (толщиной 1−1,5 см) на внешнюю сторону пластины.
г) Сверху и снизу насыпьте песок, наложите вторую пластину из оргстекла.
д) По краям полученной модели нанеси пластилин.
е) Попробуйте модель в работе: сверху наливайте воду. В месте, обозначенном синей стрелкой, образуется выход воды.
Рис. 4
ж) Сделайте фотографию созданной тобой модели родника и вклейте её в тетрадь.
|
|
Ответ:
1) Провели эксперимент и доказали, что в различных горных породах вода просачивается с разной скоростью.
На рис. 1 стрелками соответствующей длины отобразили относительную скорость просачивания воды.
Рис. 1
Вывод. Скорость просачивания воды возрастает при увеличении размеров частиц и пор между ними.
2) Провели подготовку к созданию модели родника.
1) На рис. 2 показали, где образуется родник. Водоносные горизонты обозначены буквами А Б и В, а водоупорные − цифрами I, II, III.
Рис. 2
Обозначения на рисунке.
А − водоносный горизонт (пласт), образовавшийся над водоупорным слоем (I), который имеет разрывы. Воды этого горизонта называют подземными.
Б − водоносный горизонт, образовавшийся над водоупорным слоем (II) в результате просачивания воды в разрывах водоупорного слоя (I). На обрывистом склоне долины реки водоносный горизонт питает родник. Воды этого горизонта называют грунтовыми.
В − водоносный горизонт над водоупорным нижним слоем (III), образовавшийся в результате просачивания грунтовых вод. Воды этого горизонта называют межпластовыми.
2) На рис. 3 показано образование способных к самоизливанию на поверхность (артезианских) подземных вод.
Рис. 3
Буквами А и Б обозначены пути поступления воды в межпластовые горизонты.
3) Сделали модель родника.
а) Вырезали рисунок, на основе которого будем создавать модель родника (рис. 4 на с. 19).
б) Подготовили две пластины из оргстекла размером 12 х 12 см.
в) Подложили под одну пластину из оргстекла рисунок и нанесли слой пластилина (толщиной 1−1,5 см) на внешнюю сторону пластины.
г) Сверху и снизу насыпали песок, положили сверху вторую пластину из оргстекла.
д) По краям полученной модели нанесли пластилин.
е) Попробовали модель в работе: сверху налили воду. В месте, обозначенном синей стрелкой, образовался выход воды.
Рис. 4
ж) Сделали фотографию созданной модели родника и вклеили её в тетрадь.