УРОК 26-27. Биологический круговорот. Почва (§25,26)
1. Биологический круговорот веществ
Задание №•
По рисунку расскажите о биологическом круговороте веществ в светлое время суток.
Ответ:

Биологический круговорот веществ в светлое время суток:
Начинается с фотосинтеза. Зеленые растения образуют органические вещества, которыми питаются травоядные животные, которыми питаются плотоядные. Все организмы создают органические вещества в процессе жизнедеятельности, которыми питаются бактерии и грибы, которые в процессе своей жизнедеятельности разлагают органические вещества до состояния неорганических. В результате, неорганические вещества снова возвращаются в окружающую среду, где они вновь поглощаются растениями. Также, происходит отмирание растений и вымирание животных, которые разлагаются, тем самым образуют питательные вещества и выделяют углекислый газ.
2. Почва и ее образование
Задание №• 1
Впишите пропущенные слова.
Почвой называют _ −_ − метровый поверхностный слой _ коры, обладающий _ и возникший в результате преобразования его воздействием _ , _ и _.
Ответ:
Почвой называют одно−двух− метровый поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием и возникший в результате преобразования его воздействием воды , воздуха и организмов.
Задание №• 2
Опишите и нарисуйте последовательность процесса образования почвы.
Этап 1. _ горных пород, под воздействием _ , _ и _ факторов.
Этап 2. Расселяются _ и _ . В результате их жизнедеятельности появляется слой тёмного порошкообразного материала − _ . Он заполняет трещины в _ и создаёт условия для распространения в трещинах _ "скальных" растений.
Этап 3. Постепенное превращение _ _ в _ , разделённую на _ _ , которые в совокупности образуют _ профиль.
Ответ:
Этап 1. Выветривание горных пород, под воздействием водных, воздушных и температурных факторов.
Этап 2. Расселяются мхи и лишайники. В результате их жизнедеятельности появляется слой тёмного порошкообразного материала − мелкозёма. Он заполняет трещины в глыбах и создаёт условия для распространения в трещинах корней "скальных" растений.
Этап 3. Постепенное превращение горной породы в почву, разделённую на горизонтальные слои, которые в совокупности образуют почвенный профиль.
3. Плодородие почв
Задание №•
Впишите пропущенные слова.
Плодородие − способность почвы обеспечивать растения _ и _.
Плодородие почвы зависит от различных факторов, из которых важнейший − наличие в ней _ _ , или гумуса.
Ответ:
Плодородие − способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой.
Плодородие почвы зависит от различных факторов, из которых важнейший − наличие в ней органического вещества, или гумуса.
4. Почва - место обитания живых организмов
Задание №•
Сделайте подписи к рисункам, укажите название живых организмов, виды их деятельности, влияние на плодородие почв.
_
_
_
_
Ответ:

Живые организмы в почве способствуют накоплению и разложению органических остатков на простые легкоусвояемые растениями вещества, влияют на минерализацию азота и серы в почве, улучшают структуру земли и ее способность удерживать воду.
Своими корнями растения укрепляют почву, осуществляют процесс фотосинтеза листьями и после перегноя создают гумус для почвы.
Черви улучшают физические, химические и биологические свойства почв. Вместе с почвенными микроорганизмами они обладают большим потенциалом для повышения плодородия почвы.
Почвенные млекопитающие, роя норы и строя гнёзда, перемещают огромные массы почвы.
Школа географа-следопыта
Задание №• 1
Полевое исследование механического состава почвы.
Напишите в таблице названия почв по механическому составу.
| Вид образца после раскатывания | Результат образования шнура и кольца | Механический состав почвы |
![]() |
Шнур не образуется | - |
![]() |
Образуется зачаток шнура | Лёгкий_ |
![]() |
Шнур дробится при раскатывании | Средний_ |
![]() |
Образуется сплошной шнур, который при свёртывании в кольцо распадается | Тяжёлый_ |
![]() |
Образуется сплошной шнур, на котором при свёртывании в кольцо появляются трещины | - |
![]() |
Образуется сплошной шнур, который при свёртывании в кольцо остаётся без изменения | - |
Запишите дату, время и место проведения полевого исследования механического состава почвы: _
Вывод. Изучение почвы показало, что механический состав почвы − _ .
Ответ:
| Вид образца после раскатывания | Результат образования шнура и кольца | Механический состав почвы |
![]() |
Шнур не образуется | Песок |
![]() |
Образуется зачаток шнура | Супесь |
![]() |
Шнур дробится при раскатывании | Лёгкий суглинок |
![]() |
Образуется сплошной шнур, который при свёртывании в кольцо распадается | Средний суглинок |
![]() |
Образуется сплошной шнур, на котором при свёртывании в кольцо появляются трещины | Тяжёлый суглинок |
![]() |
Образуется сплошной шнур, который при свёртывании в кольцо остаётся без изменения |
Глина |
Запишите дату, время и место проведения полевого исследования механического состава почвы: 20.04.2022.
Вывод. Изучение почвы показало, что механический состав почвы −зависит от соотношения частиц различного размера. Например, глинистые почвы во влажном состоянии сильно мажутся, хорошо скатываются в длинный шнур, из которого легко можно сделать кольцо. А песчаные почвы совсем не обладают связностью, так как состоять только из песчаных зерен с небольшой примесью пылевых и глинистых частиц.
Задание №• 2
Полевое исследование кислотности почвы.
Запишите дату, время и место проведения полевого исследования кислотности почвы: _
Изучение почвы показало, что кислотность почвы − _
Вывод. Для повышения плодородия изученной почвы необходимо предпринять следующие меры: _
Ответ:
г. Оренбург, 02.05.2022
Изучение почвы показало, что кислотность почвы способствует проявлению свойств кислот
Вывод. Для повышения плодородия изученной почвы необходимо предпринять следующие меры:
Сезоны сельскохозяйственных культур необходимо чередовать с простоем, что является отдыхом для почвы. Также, можно чередовать посев растений по сезонам, или использовать смешанную посадку. Для увеличения плодородности почвы, возможно применение термической обработки и обработки органическими удобрениями.





