§8. Химия и биология
Демонстрационный опыт (стр.47)
Зелёный листок растения учитель помещает в пробирку, заливает его спиртом, а затем нагревает пробирку в стакане с горячей водой или на пламени спиртовки. Через некоторое время спирт окрасится в изумрудно−зелёный цвет. Хлорофилл, содержащийся в клетках растения, хорошо растворяется в спирте.
Этот опыт для вас проделал учитель. Какое явление — физическое или химическое — он вам продемонстрировал?
Ответ:
Растворение хлорофилла − это физико−химический процесс.
При растворении происходит процесс равномерного распределения одного вещества в другом, при котором растворяемое вещество переходит в агрегатное состояние растворителя, т.е. происходит физическое явление − диффузия.
Изменение цвета раствора свидетельствует так же о протекании химической реакции.
Домашний опыт (стр.47)
Взвесьте 100 г свежего укропа или петрушки. Высушите зелень на солнце или батарее центрального отопления. На это потребуется 5—7 дней. Таким способом вы удалите из растения большую часть содержащейся в нём воды. Сколько граммов воды вы удалили высушиванием?
Ответ:
Для определения массы воды, которую удалили высушиванием необходимо найти разность между массой зелени до высушивания (100г) и массой после ее сушки.
Высушенную зелень взвесьте на весах, полученную массу вычтите из 100г. Полученная разница и есть масса воды, содержащеяся в зелени и удаленная высушиванием.
По опыту из 100г укропа получится 11 г высушенной зелени.
Лабораторный опыт (стр.48)
На лист белой бумаги положите семечко подсолнечника или кусочек ядра грецкого ореха и раздавите его. На бумаге образовалось жирное пятно.
Ответ:
Полученное пятно свидетельствует о наличие жира в составе тканей растений.
Лабораторный опыт 1 (стр.49)
Резко согнув корочку апельсина, выдавите небольшое количество эфирного масла на пламя свечи или газовой горелки. Что при этом наблюдаете?
Ответ:
Мы наблюдаем вспыхивание и горение эфирных масел апельсина в виде небольшого искрения.
Эфирные масла — горючие органические вещества, они−то и вызывают небольшой «фейерверк».
Лабораторный опыт 2 (стр.49)
Из муки (её изготавливают из зёрен пшеницы) и небольшого количества воды замесите немного теста. Поместите кусочек теста в марлю и тщательно промойте его в стакане воды. К полученной мутной воде добавьте несколько капель настойки йода из аптечки. О чём свидетельствует появление сине−фиолетового окрашивания?
Ответ:
Появление сине−фиолетового окрашивания раствора свидетельствует о наличие в составе муки углевода − крахмала.
Домашний опыт (стр.50)
Таблетку аскорбиновой кислоты растворите в 1/2 стакана воды. Добавьте несколько капель йодной настойки. Что при этом наблюдаете?
Попробуйте обнаружить витамин С в свежем соке апельсина, лимона, яблока. Есть ли витамин С в известных вам газированных напитках, таких, например, как «Фанта», «Дюшес», «Спрайт» и т.д.?
Ответ:
При добавлении йодной настойки к раствору аскорбиновой кислоты происходит обесцвечивание желто−коричневой настойки.
Это доказывает содержание витамина С в растворе аскорбиновой кислоты.
Так же происходит обесцвечивание раствора йода больше всего в свежем соке лимона, затем апельсина и яблока.
Значит и в этих фруктах так же есть витамин С. Больше всего витамина С в лимоне, потом в апельсине и затем в яблоке.
В газированных напитках витамин С не обнаружен, раствор не обесцветился.
Вопросы
1. Какие два типа веществ входят в состав растительных и животных клеток? На какие группы они подразделяются?
Ответ:
В состав растительных и животных клеток входят:
1) органические вещества − жиры, белки, углеводы, витамины
2) неорганические вещества − вода, минеральные соли
2. Как выделить хлорофилл из зелёных листьев?
Ответ:
Необходимо положить зелёный листок в пробирку и залить его спиртом. После чего пробирку нужно нагреть. Через некоторое время спирт окрасится в изумрудно−зелёный цвет. Хлорофилл, содержащийся в клетках растения, хорошо растворяется в спирте.
3. Как доказать, что в состав зелёных растений входят вода и минеральные соли? Как определить содержание каждой группы неорганических веществ с помощью химического эксперимента?
Ответ:
Для доказательства, что в состав зеленых растений входят вода и минеральные соли можно провести несложные опыты.
Опыт 1
Возьмем 100г свежего укропа или петрушки. Высушим зелень на солнце или батарее центрального отопления. На это потребуется 5—7 дней. Определим массу высушенной зелени, масса уменьшится. Для расчета массы воды необходимо найти разницу между первоначальной массой зелени и массой после высушивания растений. Таким способом мы докажем, что в состав входит вода.
Для определения содержания минеральных солей в составе зеленых растений проведем второй опыт.
Опыт 2
Возьмем сухой остаток после сушки зелени и прокалим его в муфельной печи для удаления всех органических веществ, содержащихся в растениях. Взвесим остаток, масса зелени после прокаливания еще уменьшится. В ней останутся только негорючие минеральные соли.
4. Как обнаружить жир в тканях растений?
Ответ:
Для обнаружения жира в тканях растений следует семечку подсолнечника или кусочек грецкого ореха положить на лист белой бумаги и раздавить его. На бумаге образуется жирное пятно.
Это является доказательством содержания жира в тканях растений.
5. Что такое эфирные масла? Какое значение они имеют в мире растений? Как можно использовать их в пищевой и парфюмерной промышленности?
Ответ:
Эфирные масла − это горючие органические вещества, особая группа растительных масел.
Эфирные масла придают цветам, ягодам, фруктам и плодам неповторимый запах, который привлекает насекомых, необходимых для опыления растений.
Эфирные масла используются в пищевой промышленности для изготовления пищевых ароматизаторов. В парфюмерной промышленности эфирные масла используют как компоненты для изготовления мыла, косметических и парфюмерных средств.
6. Назовите упоминаемые в параграфе углеводы. Какую качественную реакцию на крахмал вы знаете?
Ответ:
В параграфе упоминаются следующие углеводы:
1) глюкоза (виноградный сахар),
2) фруктоза (фруктовый сахар),
3) сахароза (сахар),
4) лактоза,
5) целлюлоза,
6) крахмал.
Качественной реакций на крахмал является взаимодействие с йодом, сопровождающееся появлением сине−фиолетового окрашивания.
7. Какую роль в живых организмах играют белки?
Ответ:
Белки — это особая группа веществ, которые играют исключительно важную роль в живых организмах, так как участвуют в построении клеток и тканей, являются гормонами, ферментами, выполняют защитные функции.
8. Какие витаминные препараты есть в вашей домашней аптечке? Прочитайте на упаковке их состав.
Ответ:
В моей домашней аптечке есть витамины:
1. Аевит состав: витамин A, витамин E;
2. Мульти−табс юниор состав:
− витамин A,
− витамин E,
− витамин $D_{3}$,
− витамины $B_{1}$, $B_{2}$, $B_{6}$, $B_{12}$,
− витамин C.