Задания 2 части ЕГЭ по биологии с развернутыми ответами Рохлова по теме ткани и органы растений.
Задания второй части ЕГЭ про ткани растений
Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
Ответ:
1) Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила.
2) Восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетке и окружающей среде.
У растений различают простые и сложные ткани. Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию. Сложные – из разных по строению, форме и выполняемой функции клеток. Объясните, почему к сложным тканям относят покровную часть листа и луб, а к простым тканям – основную ткань (мякоть) листа.
Ответ:
1) покровная ткань листа сложная, так как основная часть ее клеток не содержит хлоропластов, а замыкающие клетки устьиц отличаются по форме и имеют хлоропласты (некоторые клетки образуют волоски);
2) луб – сложная ткань, так как имеет разные по строению элементы: это ситовидные трубки и механические волокна;
3) основная ткань листа – простая ткань, так как ее клетки имеют одинаковое строение, содержат много хлоропластов, фотосинтезируют
Какие два типа проводящих тканей выделяют у высших цветковых растений? В чём особенность строения их проводящих элементов? Какие вещества транспортируются по этим двум типам тканей? Дайте развёрнутый ответ.
Ответ:
1) ксилема и флоэма ИЛИ древесина и луб;
2) проводящие элементы ксилемы состоит из цилиндрических мёртвых пустых клеток (сосудов);
3) по ксилеме идёт транспорт воды и растворённых в ней минеральных веществ снизу вверх (от корней к листьям);
4) проводящие элементы флоэмы состоит из живых цилиндрических клеток с клетками-спутницами (ситовидные трубки);
5) по флоэме идёт транспорт органических веществ (углеводов) из листьев в другие органы.
Какие ткани образуют листовую пластинку у сирени? Объясните, какие функции они выполняют в листе.
Ответ:
1) покровная ткань – обеспечивает защиту и проведение солнечных лучей, участвует в газообмене и испарении воды;
2) основная фотосинтезирующая ткань – обеспечивает синтез органических веществ (фотосинтез);
3) проводящая ткань – обеспечивает проведение воды в лист и отток из листа органических веществ;
4) механическая ткань – придает прочность листовой пластинке
Какие ткани обеспечивают рост растения в длину и в толщину?
Ответ:
1) Рост растения обеспечивают образовательные ткани (меристемы).
2) Рост растения в длину обеспечивают верхушечные меристемы побега и корня.
3) У злаков рост в длину обеспечивают вставочные меристемы.
4) Рост растения в толщину обеспечивает камбий.
Появление каких тканей у наземных высших растений обеспечило их широкое распространение на суше? Приведите не менее четырёх типов тканей. Обоснуйте их значение.
Ответ:
1) проводящие ткани обеспечили эффективный транспорт веществ на большую высоту;
2) покровные ткани обеспечили защиту растений от потери воды;
3) механическая ткань обеспечила опору на суше (достижение большой высоты);
4) запасающая ткань обеспечила запасание питательных веществ для обеспечения жизнедеятельности (возобновление при неблагоприятных условиях);
5) основная водоносная ткань обеспечила запасание воды в засушливых районах.
Растения растут в течение всей жизни. Какая ткань обеспечивает рост органов растения, каковы строение и жизнедеятельность её клеток? В чём особенность роста стебля злаковых растений? Ответ поясните.
Ответ:
1) рост органов растения обеспечивает образовательная ткань (меристема);
2) клетки меристемы имеют тонкие оболочки, мелкие вакуоли, способны к постоянному делению и дифференциации в другие виды тканей;
3) у злаковых рост вставочный, так как образовательная ткань находится в междоузлиях
Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп.
Ответ:
1) механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (поддержка листьев, цветков, побегов);
2) у наземных растений механическая ткань развита хорошо;
3) у вторичноводных растений механическая ткань развита слабо;
4) воздух имеет более низкую плотность, чем вода (или наоборот), поэтому в воздушной среде необходима развитая механическая ткань (вода поддерживает растение за счет выталкивания).
У покрытосеменных растений имеются различные типы тканей, которые делят на две группы: образовательные и постоянные. Каковы особенности строения и функционирования клеток образовательных тканей? Укажите места расположения образовательных тканей при любом типе роста в длину осевых вегетативных органов.
Ответ:
1) клетки мелкие (кубические, изодиаметрические, округлые);
2) клетки тонкостенные (имеют мелкие вакуоли);
3) клетки способны к многократному делению;
4) в кончике корня (зоне деления);
5) в верхушке побега (почке, конусе нарастания);
6) в междоузлиях.
Почему такие анатомические особенности травянистых растений, как густая сеть жилок и сильно развитая механическая ткань позволяют им адаптироваться к засушливым условиям? Ответ поясните.
Ответ:
1) жилки содержат проводящую ткань (сосуды; ксилему)
ИЛИ 1) жилки содержат механические ткани;
2) густая сеть жилок обеспечивает более интенсивное движение
воды внутри растения (эффективное распределение воды)
ИЛИ 2) густая сеть жилок обеспечивает механическую прочность
листа (препятствует увяданию);
значение развитых механических тканей:
3) в засушливых условиях уменьшается тургор в клетках растений;
4) сильное развитие механических тканей позволяет избежать увядания растений.
Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
Ответ:
1) Листья этих растений видоизменены в колючки и иголки, у некоторых листья покрыты восковым налетом, опушены для уменьшения испарения воды (транспирации)
2) Некоторые растения запасают воду в своих листьях и стеблях: имеют хорошо развитую водоносную ткань (алоэ, кактус)
3) Корневая система таких растений проникает в почву глубоко, достигая грунтовых вод, либо же располагается у самой поверхности почвы
У большинства древесных растений по мере роста молодых побегов зеленый цвет их стеблей сменяется бурым, а осенью начинается листопад. Оба явления сезонные и связаны с накоплением в клеточных оболочках жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса клетки опробковевают – становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом, образуя слой пробки. Какие функции выполняет пробка в стеблях растений и при листопаде? Укажите не менее пяти функций.
Ответ:
1) пробка защищает от потери влаги (обеспечивает непроницаемость для воды);
2) пробка обеспечивает механическую защиту;
3) пробка предохраняет от резких колебаний температуры (уменьшает теплопроводность);
4) пробка предохраняет от проникновения болезнетворных микроорганизмов;
5) пробка обеспечивает газообмен (через чечевички);
6) при листопаде пробка образует отделительный слой в основании листа (способствует отделению листа от стебля)
Ризодерма – первичная покровная ткань корня, формирующая корневые волоски. Что собой представляют корневые волоски и какую функцию они выполняют? Клетки ризодермы имеют ряд особенностей: цитоплазма богата митохондриями, наружный слой клеточной стенки ослизняется, а на поверхность секретируются органические кислоты (муравьиная, уксусная и др.). Объясните, как перечисленные особенности связаны с выполнением функций корневых волосков.
Ответ:
1) выросты клеток ризодермы;
2) всасывание воды и минеральных солей ИЛИ увеличение поверхности для всасывания воды;
3) большое количество митохондрий обеспечивает клетки энергией для активного транспорта (для всасывания солей) ИЛИ для роста ИЛИ для выработки слизи ИЛИ для выделения кислот;
4) ослизнение клеточной стенки позволяет удерживать воду ИЛИ защитить корневой волосок от механического повреждения ИЛИ снизить трение при росте (продвижении) корневого волоска в почве;
5) выделяемые органические кислоты растворяют минеральные соли для последующего всасывания ионов ИЛИ частично растворяют почву, облегчая продвижение через неё.
Какое значение в жизни наземных цветковых растений имеет механическая ткань? Чем объясняется слабое развитие механической ткани у большинства вторичноводных цветковых растений?
Ответ:
1) механическая ткань поддерживает тело растения в вертикальном положении (вынос листьев к свету, вынос цветков в целях опыления);
2) в воде на растение действует выталкивающая сила (сила Архимеда, высокая плотность воды);
3) в стеблях вторичноводных растений есть большое количество межклетников (аэренхима; воздухоносная паренхима);
4) воздух, заполняющий межклетники, обеспечивает плавучесть растения.
Какой клеточный органоид обозначен на микрофотографии вопросительным знаком? Как будет различаться количество этих органоидов в клетках ассимиляционной ткани и покровной ткани листа? Ответ поясните с учетом особенностей строения и функции каждого типа ткани.
Ответ:
1) хлоропласт (пластида);
2) в ассимиляционной ткани листа их больше ИЛИ в покровной ткани листа их меньше;
3) присутствуют во всех клетках ассимиляционной ткани;
4) функция ассимиляционной ткани — фотосинтез;
5) в покровной ткани присутствуют только в замыкающих клетках устьиц (в основных клетках обычно отсутствуют);
6) функция покровной ткани — защитная (транспирация).
Рассмотрите рисунок среза листа. Какие ткани указаны цифрами 1 и 2? Укажите их функции. Какие элементы тканей обеспечивают их основные функции? Назовите структуру, которую совместно образуют ткани 1 и 2.
Ответ:
1) 1 — древесина (ксилема);
2) транспорт воды и минеральных веществ по растению;
3) проводящими элементами ксилемы являются сосуды и трахеиды;
4) 2 — луб (флоэма);
5) транспорт органических веществ (продуктов фотосинтеза) по органам растения;
6) проводящими элементами флоэмы являются ситовидные трубки;
7) ксилема и флоэма образуют проводящий пучок.
Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 5, 6, 7? Какие функции они выполняют?
Ответ:
1) Цифрой 5 обозначены сосуды ксилемы, они обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья.
2) Цифрой 6 обозначены волокна механической ткани, придающие листу прочность.
3) Цифрой 7 обозначены ситовидные трубки флоэмы, они обеспечивают транспорт органических веществ из листа в другие органы.
Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
Ответ:
1) А - сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав которой входят механические, проводящие и образовательные ткани (за счет прослойки камбия данная жилка относится к открытым)
2) Ксилема (сосуды) обеспечивает транспорт воды и минеральных веществ в листья
3) Флоэма (ситовидные трубки) обеспечивает транспорт органических веществ из листьев в органы (стебель, корень) растения
4) Колленхима (механическая ткань) придает прочность листу, являются каркасом растения
Назовите структуры анатомического строения корня, обозначенные на рисунке цифрами 1,2. Укажите функцию каждой из них. В какой зоне корня сделан данный поперечный срез?
Ответ:
1) 1 - сосуды (ксилема);
2) транспортируют воду с минеральными солями (осуществляют восходящий ток веществ);
3) 2 - ситовидные трубки (флоэма);
4) транспортируют органические вещества;
5) срез сделан в зоне всасывания.
Рассмотрите электронную микрофотографию поверхности листа с изображением устьиц и трихом. Опишите не менее 3-х функций этих образований. Укажите, из какой ткани они происходят.
Ответ:
1) функции устьиц: дыхание;
2) газообмен;
3) транспирация;
4) функции трихом (волосков): железистые волоски для защиты от поедания вырабатывают эфирные масла, кислоты и др. вещества;
5) бесцветные волоски отражают солнечные лучи и не дают листу перегреться;
6) защита от излишнего испарения;
7) ткань покровная.
Рассмотрите электронную фотографию поверхности листа растения. Как называются структуры на поверхности листа? Какие функции они выполняют? Укажите не менее трёх функций. Производными какой ткани являются эти структуры?
Ответ:
1) волоски (трихомы);
2) уменьшение транспирации (сохранение воды);
3) защита от растительноядных животных (вредителей);
4) защита от перегрева (прямых лучей света, переохлаждения, перепадов температуры);
5) выделение веществ (накопление веществ);
6) являются производными покровной ткани (эпидермы, кожицы).
Рассмотрите рисунки А-В, на которых стрелками обозначены растительные ткани, различающиеся своим местоположением, но относящиеся к одной группе. Нахзовите эту группу тканей. Назовите три особенности строения клеток этой группы тканей и особенность их жизнедеятельности. Что именно обеспечивает ткань, обозначенная стрелкой на рисунке Б?
Ответ:
1) образовательные ткани (меристемы);
2) мелкие размеры (кубическая форма, итзодиаметрические, паренхимные);
3) тонкие клеточные оболочки(высокая растяжимостьклеточных стенок);
4) наличие провакуолей (мелких вакуолей)
ИЛИ 4) крупное ядро (высокое ядерно-цитоплазматическое отношение)
ИЛИ 4) преобладание пропластид (недифференцированных пластид);
5) способность к делению (быстро делятся);
6) рост стебля (корня, осевого органа) в толщину (образует слои ксилемы и флоэмы).
Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?
Ответ:
1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).
Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?
Ответ:
1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.
Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?
Ответ:
1) 1 - кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная
Задания второй части ЕГЭ про органы растений
Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.
Ответ:
1) для транспорта воды и солей из корня в побеги (продуктов фотосинтеза из побегов в корни) возникла проводящая ткань;
2) для поддержания устойчивости (опоры) в среде с низкой плотностью (воздух) понадобилась механическая ткань;
3) для защиты от избыточного испарения и перепадов температу возникла покровная ткань;
4) корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.
В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?
Ответ:
1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)
В строении листовой пластинки различают покровы, мякоть и жилки. Объясните функциональные связи между покровами и мякотью листа, мякотью листа и жилками.
Ответ:
1) покровы листа обеспечивают защиту мякоти листа и пропускают свет, необходимый для фотосинтеза, протекающего в клетках мякоти листа;
2) через покров листа (устьица) обеспечивается газообмен и транспирация между мякотью листа и окружающей средой;
3) жилки обеспечивают отток органических веществ от мякоти листа (по ситовидным трубкам) и поступление воды с минеральными веществами к мякоти листа (по сосудам);
4) жилки обеспечивают опору (каркас) мякоти листа
Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.
Ответ:
1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.
Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.
Ответ:
1) на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;
2) на клубне располагаются почки (глазки);
3) имеются узлы и междоузлия, как у побега.
Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?
Ответ:
1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)
Статолиты - крахмальные структуры лейкопластов, позволяющие растению определять направление силы тяжести. Какое свойство роста корня обусловливают статолиты? В чем оно заключается? Почему при длительном выращивании растения в темноте его корни начинают расти хаотично? Почему при помещении растения на питательную среду с сахарозой в условиях полной темноты его корни сохраняют способность к однонаправленному росту?
Ответ:
1) геотропизм (гравитропизм);
2) рост корня по направлению силы тяжести (к центру Земли);
3) при длительном выращивании в темноте растение расходует крахмал для метаболических потребностей (не накапливается крахмал при фотосинтезе);
4) статолиты уменьшаются в размере (расщепляются);
5) растение поглощает вещества из питательной среды;
6) статолиты (крахмал) не расходуются на метаболические потребности.
Растение резуховидку Таля (Arabidopsis thaliana) выращивали в космосе. На рост растений и его направление влияют крахмальные клеточные структуры - статолиты. Как различается скорость роста корня этого растения в условиях космоса и на Земле? Объясните наблюдаемое различие. Почему при длительном выращивании растения в темноте корень переставал расти вниз?
Ответ:
1) скорость роста корня в космосе меньше, чем на Земле;
2) статолиты работают в условиях гравитации (определяют направление силы тяжести);
3) в космосе растения находятся в состоянии невесомости;
4) при длительном выращивании в темноте растение расходует крахмал для метаболических потребностей (не накапливается крахмал при фотосинтезе);
5) статолиты уменьшаются в размере (расщепляются).
Какие приспособления к эффективному использованию световой энергии имеются у листьев наземных высших растений? Приведите не менее четырех приспособлений.
Ответ:
1) большая площадь поверхности листа;
2) листовая мозаика;
3) прозрачная однослойная кожица (эпидерма);
4) большое количество клеток (хлоропластов; хлорофилла) фотосинтезирующей ткани (столбчатого мезофилла);
5) способность листьев поворачиваться к свету (положительный фототропизм, настии);
6) способность хлоропластов менять свое положение внутри клетки.
Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?
Ответ:
1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б - мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция - запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция - запасание веществ.
Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.
Ответ:
1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.
Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Ответ:
1) Луковица;
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества;
3) 2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы;
4) 3 – почка, обеспечивающая рост побега.
Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?
Ответ:
1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).
Какие структуры и зоны корня обозначены на рисунке цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют? Повреждение какой зоны корня (2-5) прекращает рост корня в длину? Ответ поясните.
Ответ:
1) 1 – корневой чехлик;
2) защищает кончик корня от механических повреждений (облегчает продвижение корня в почве; обеспечивает геотропизм);
3) 3 – зона роста (растяжения, начала дифференциации);
4) обеспечивает рост корня в длину (дифференциацию тканей);
5) 5 – зона проведения;
6) обеспечивает транспорт воды, минеральных (и органических) веществ ко всем органам растения;
7) повреждение зоны деления (2) прекращает рост корня в длину;
8) в этой зоне находится образовательная ткань (меристема).
На листьях определенных растений можно встретить погруженные устьица, обильное опушение из волосков (трихом) на нижней стороне и толстый слой кутикулы на верхней стороне. К какой экологической группе можно отнести данные растения? Какое адаптивное значение имеет каждый описанный признак? Предположите, в какое время суток у данного растения наибольшее количество устьиц закрыто. Ответ поясните.
Ответ:
1) ксерофиты (склерофиты; растения засушливых условий; растения пустынь и полупустынь);
2) испарение через погруженные устьица меньше, чем у обычных устьиц;
3) волоски (трихомы) конденсируют влагу
ИЛИ
3) волоски (трихомы) задерживают влагу вокруг листа (снижют транспирацию);
4) толстый слой кутикулы уменьшает испарение воды
ИЛИ
4) толстый слой кутикулы отражает солнечные лучи;
5) большинство устьиц закрыто днем (в полдень; когда солнце находится в зените);
6) в это время лист сильнее всего нагревается и быстро теряет влагу.
В эпидермисе листьев мятлика лугового (Poa pratensis) и некоторых других злаков имеются особые пузыревидные клетки, которые располагаются в районе центральной жилки. Пузыревидные клетки принимают участие в сворачивании листьев. В каких условиях происходит сворачивание листьев у мятлика? Каким образом в этом процессе участвуют пузыревидные клетки? Укажите два значения сворачивания листьев у мятлика лугового (считайте, что большинство устьиц находится на верхней стороне листа). Ответ поясните.
Ответ:
1) листья сворачиваются в жаркую погоду (при засухе);
2) пузыревидные клетки теряют тургор (воду), уменьшаются в объеме;
3) свернутый лист меньше нагревается
ИЛИ 3) при сворачивании уменьшается площадь листа;
4) свернутый лист теряет меньше воды
ИЛИ 4) при сворачивании испарение через устьица происходит через полость, образованную завернутыми краями листа;
5) при сворачивании меньшее количество пигментов возбуждается (активизируется);
6) это защищает лист от выгорания.
Растение гинкго, относящееся к голосеменным растениям, называют палеонтологическим барометром. Плотность устьиц на его листьях зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере. На графике показано изменение концентрации углекислого газа в различные геологические периоды. Предположите, каким образом изменяется плотность устьиц у гинкго в зависимости от концентрации углекислого газа в атмосфере. Ответ поясните. Как согласно графику изменилась плотность устьиц на листьях гинкго к середине юрского периода относительно его начала?
Ответ:
1) зависимость плотности устьиц от концентрации углекислого газа в атмосфере обратно пропорциональная (чем больше углекислого газа, тем меньше плотность устьиц, и наоборот);
2) при фотосинтезе через устьица происходит поглощение углекислого газа;
3) при низкой концентрации углекислого газа плотность устьиц увеличивается для обеспечения процессов фотосинтеза;
4) к середине юрского период плотность устьиц у гинкго уменьшилась.
Экспериментатор решил установить зависимость количества устьиц на нижней стороне листа капусты от условий её произрастания. Для этого он сажал растения в кадки, по пять растений в каждую, и помещал кадки в изолированные камеры, в которых поддерживалась определённая влажность воздуха. Результаты эксперимента приведены в таблице. Объясните, почему, по мнению учёного, количество устьиц должно зависеть от влажности воздуха в камере? Ответ поясните.
Относительная влажность воздуха, % | Количество устьиц на 1 мм2 |
20 | 103 |
40 | 118 |
60 | 152 |
80 | 198 |
100 | 247 |
Ответ:
1) количество устьиц зависит от того, насколько активно происходит испарение воды листом;
2) чем активнее испарение, тем меньше устьиц нужно растению;
3) при высокой влажности испарение с листа происходит хуже;
4) поэтому растению необходимо больше устьиц.
Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Для опыта он отобрал 12 крупных проросших семян фасоли с корнем без его повреждения и разделил на 3 равные группы. Каждую группу он поместил в отдельную влажную камеру, предварительно замерив и записав длину корня – наименьшего и наибольшего в группе. Влажные камеры экспериментатор поместил в места с разной температурой: 10-12, 16-18, 24-26°С. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице. Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Влияние каких абиотических факторов на развитие корня может экспериментально проверить исследователь? Назовите не менее трёх.
Группа семян фасоли | Температура в камере в °С | Среднее увеличение размера корня за три дня, в см |
1 группа | 10-12 | 0,9 |
2 группа | 16-18 | 2,2 |
3 группа | 24-26 | 3,5 |
Ответ:
1) с повышением температуры скорость роста корня семени фасоли увеличивается;
2) влияние света;
3) влияние состава воздуха (концентрации кислорода, углекислого газа);
4) влияние влажности.
Экспериментатор решил установить зависимость направления роста побегов растения от расположения источника света. Он расположил лампу непосредственно над первой группой горшочков с проростками фасоли. Вторую лампу исследователь расположил сбоку от второй группы горшочков. Лампы располагались на одинаковом расстоянии от соответствующих групп растений. Через некоторое время экспериментатор заметил, что растения первой группы (лампа сверху) растут вертикально, а во второй (лампа сбоку) – наклонены в сторону лампы. Почему растения из второй группы оказались изогнуты? Для чего экспериментатор следил за расстоянием от источников света до растений? Ответ поясните.
Ответ:
1) растения растут по направлению к источнику света, чтобы получать максимальное количество солнечной энергии;
2) поэтому те растения, для которых свет исходит сбоку, наклонились и росли в сторону источника света (фототропизм);
3) расстояние контролировалось, чтобы интенсивность (яркость) света не влияла на результаты эксперимента.
Экспериментатор решил установить зависимость количества хлорофилла в листьях растения от степени освещённости, при которой это растение растёт. Он посадил в горшочки растения одного вида клевера, а горшочки поставил в тёмные помещения с единственным источником света. По окончании эксперимента оценивалось, насколько тёмный зеленый оттенок имеют листья. Все источники света имели разную интенсивность. Предположите, какую зависимость обнаружил экспериментатор? Объясните, почему зависимость именно такая.
Ответ:
1) чем ярче был источник света, тем темнее (интенсивнее) была окраска листьев;
2) для поглощения (использования энергии) света необходим хлорофилл;
3) при высокой освещённости для поглощения большего количества доступного света требуется больше хлорофилла.
Экспериментатор решил установить зависимость качества корнеплодов редиса от количества вносимых азотных удобрений. Для этого он высадил семена редиса в лотки и поливал каждый лоток водой с добавлением азотных удобрений в разной концентрации. В конце лета корнеплоды редиса были выкопаны, определялась их масса. Предположите, каким был результат эксперимента? Объясните, почему, по Вашему мнению, азотные удобрения именно так влияют на рост корнеплодов редиса.
Ответ:
1) чем больше концентрация удобрений, тем крупнее выросли корнеплоды;
2) азот необходим для синтеза аминокислот (белков) клетками растения;
3) чем больше соединений азота в почве, тем быстрее растёт растение (тем больших размеров оно достигает за один сезон).
Известно, что транспирация у растений осуществляется в основном через устьица. Укажите два значения транспирации в жизни растений. Какие структурные защитные приспособления для уменьшения транспирации имеют растения засушливых мест обитания - ксерофиты? Приведите четыре примера.
Ответ:
1) транспирация защищает от перегрева (понижает температуру растения);
2) транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (обеспечивает движение воды и минеральных веществ по сосудам);
3) толстая кутикула (восковое покрытие);
4) уменьшение площади листьев (колючки, чешуйки)
ИЛИ
4) низкое отношение площади поверхности к его объему;
5) волоски (опушение) на листьях;
6) погруженные устьица (небольшое количество устьиц).
Известно, что транспирация у растений осуществляется через устьица и частично через кутикулу. Какое значение имеет транспирация в жизни растений? Как влияют на транспирацию уменьшение влажности почвы и усиление ветра? Ответ поясните в каждом случае.
Ответ:
1) транспирация защищает от перегрева
ИЛИ
1) транспирация обеспечивает восходящий ток веществ в растении (движение воды с минеральными веществами по сосудам);
2) при уменьшении влажности почвы транспирация сокращается;
3) снижается тургор (обводненность) в клетках растений (поступление воды в растение снижается);
4) замыкающие клетки смыкаются;
5) при усилении ветра транспирация увеличивается;
6) ветер увеличивает интенсивность испарения влаги с поверхности растения (ускоряет отведение влажного воздуха).
В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
Ответ:
1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды
Соотношение сухого веса различных частей растений используется экологами для описания жизненной стратегии растения. На графике представлен сухой вес растения-однолетника с мая по август. В каком месяце наиболее активно происходит опыление? Ответ поясните. Какую долю (%) составляют семена от общей массы растения к концу августа? Предположите, как соотносится эта доля с аналогичной величиной у древесных растений. Ответ поясните. При ответе считайте, что общая масса растения с июня по август почти не изменилась.
Ответ:
1) июль;
2) доля цветков и соцветий наибольшая;
3) 25%;
4) у древесных растений доля будет ниже;
5) основную долю сухой массы древесных растений составляют вегетативные органы (стволы, корни).
Если в элементе 3 указано значение от 20% до 30%, то такой ответ засчитывается как верный.
Соотношение сухого веса различных частей растений используется экологами для описания жизненной стратегии растения. на графике представлен сухой вес растения-однолетника с мая по август. В какой месяц растение наиболее активно фотосинтезировало? Ответ поясните. Какую долю составляют генеративные органы от общей массы у растения к концу августа? Предположите, как соотносится эта доля с аналогичной величиной у древесных растений. Ответ поясните. При ответе считайте, что общая масса растения с июня по август почти не изменилась.
Ответ:
1) июнь;
2) доля зеленых листьев наибольшая
ИЛИ в июне наблюдается увеличение относительной массы корня, в котором накапливаются синтезируемые питательные вещества;
3) 42%;
4) у древесных растений доля будет ниже;
5) основную долю сухой массы древесных растений составляют вегетативные органы (стволы, корни).
Если в элементе 3 указано значение от 40% до 50%, то такой ответ засчитывается как верный.
Генеративные органы растений и размножение растений на ЕГЭ
Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?
Ответ:
Преимущества:
1) имеют большой запас питательных веществ для развития зародыша;
2) поэтому такие семена могут прорастать с большей глубины;
3) растения с крупными семенами лучше приживаются в затененных условиях (проросток обеспечен питанием еще до начала фотосинтеза).
Недостатки:
4) малое общее количество семян, производимых растением;
5) ограниченные возможности распространения, особенно с помощью ветра;
6) чаще поедаются животными.
Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.
Ответ:
1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.
Какие растения преобладают в тропических лесах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые? Ответ обоснуйте.
Ответ:
1) в тропических лесах преобладают растения, опыляемые насекомыми;
2) насекомые с помощью органов обоняния, зрения находят растения, они способны ползать, летать между ветвями и листьями растений;
3) в тропических лесах деревья вечнозелёные, листва затрудняет перенос пыльцы ветром;
4) обилие растений, приходящихся на единицу площади, также ограничивает доступ пыльцы к цветкам (высокая плотность растений).
В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.
Ответ:
1) Ярусное расположение растений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).
Укажите не менее четырех отличий насекомоопыляемых растений от ветроопыляемых.
Ответ:
1) у насекомоопыляемых растений большие и яркие цветки, у ветроопыляемых – мелкие цветки, собранные в соцветия;
2) у насекомоопыляемых растений наличие нектара в цветках, у ветроопыляемых – его отсутствие;
3) у насекомоопыляемых растений пыльца крупная, липкая, у ветроопыляемых – мелкая, легкая;
4) у насекомоопыляемых растений наличие аромата цветков, у ветроопыляемых – отсутствие аромата
Растение кукуруза имеет два типа соцветий: початок и метелку. Почему плоды образуются только в початке? Почему часть початка иногда не заполнена зернами?
Ответ:
1) початок это женское соцветие, а метелка мужское соцветие;
2) пыльца с мужского соцветия переносится на женское соцветие, где происходит двойное оплодотворение и образование плодов - зерновок;
3) не все цветы початка опыляются и оплодотворяются, из-за этого часть початка остаётся пустозёрной
Известно, что цветки некоторых растений закрываются перед наступлением ночи. Предположите, какие преимущества получает цветок, закрываясь на ночь. Обоснуйте свои предположения. Какой механизм обеспечивает движение лепестков?
Ответ:
1) защита пыльцы от росы (высокой влажности);
2) намокшая пыльца не может быть перенесена на другие цветы;
3) защита от переохлаждения (излишнего испарения воды);
4) при закрытии цветка уменьшается площадь поверхности, и теплоотдача (испарение) сокращается (в закрытом цветке пестик и тычинки защищены от переохлаждения);
5) движение лепестков происходит при изменении тургорного давления в клетках внешней или внутренней стороны лепестка (или благодаря неравномерному росту разных сторон лепестков).
Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.
Ответ:
1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений
Чем представлен и как устроен мужской гаметофит у покрытосеменных растений? Укажите его роль в размножении растения и поясните её.
Ответ:
1) пыльцевое зерно (пылинка);
2) состоит из вегетативной клетки (клетки пыльцевой трубки) и генеративной клетки (двух спермиев);
3) образует спермии (участвует в опылении);
4) из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка;
5) по пыльцевой трубке к семязачатку (зародышевому мешку) продвигаются два спермия
В чем проявляется сходство полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений? Приведите не менее четырех признаков.
Ответ:
1) образуется пыльца, и происходит опыление;
2) пыльцевое зерно, прорастая, образует пыльцевую трубку, по которой перемещаются спермии к семязачатку;
3) оплодотворение (слияние и спермия) происходит в семязачатке;
4) для оплодотворения не нужна вода;
5) в результате оплодотворения из семязачатка образуется семя.
Какие особенности строения семян и плодов покрытосеменных дали им преимущества по сравнению с голосеменными? Ответ поясните.
Ответ:
1) наличие сочных плодов, плодов с крючьями и т. п. позволило расширить доступные способы распространения;
2) триплоидный эндосперм, по сравнению с гаплоидным, позволяет запасти больше питательных веществ и обеспечить более быстрое прорастание;
3) развитие плода внутри цветка (в закрытом виде) позволяет снизить вероятность гибели зародыша и плода в процессе созревания.
В чём различие строения семени и споры у цветковых растений? Укажите, что развивается из споры и семени в жизненном цикле этих растений.
Ответ:
1) спора - одна клетка;
2) семя - многоклеточная структура (орган), состоящая из семенной кожуры, зародыша и эндосперма;
3) из спор образуются женский и мужской гаметофиты (зародышевый мешок и пыльцевое зерно);
4) из семени развивается новое растение (спорофит).
На рисунке показаны схемы внутреннего строения семени томата (А) и семени тыквы (Б) в двух ракурсах. Назовите элементы строения семени томата, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Сравните строение семян томата и тыквы: определите их сходства и различие. В каких структурах этих семян накапливаются питательные вещества?
Ответ:
1) 1 - семенная кожура;
2) 2 - зародыш семени;
3) 3 - эндосперм;
сходства:
4) наличие зародыша
ИЛИ две семядоли;
5) наличие семенной кожуры;
различия:
6) отсутствие (слабое развитие) эндосперма в семени тыквы;
7) питательные вещества накапливаются в зародыше (в семядолях) и в эндосперме.
Назовите плод, разрез которого изображен на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?
Ответ:
1) плод – зерновка;
2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ;
3) 2 – семядоля – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;
4) 3 – зародыш – дает начало новому растению
Семена некоторых растений, например, копытня европейского, имеют ариллоид (см. рисунок). Это мясистый вырост, развивающийся из оболочки семязачатка и содержащий питательные вещества: масла, белки, крахмал. Известно, что запасные вещества ариллоида не расходуются на рост зародыша. Предположите, какую функцию выполняет ариллоид. Какая структура семени является гомологичной ариллоиду? Ответ обоснуйте. Какие структуры семени у разных растений могут содержать запас питательных веществ для развития проростка?
Ответ:
1) запас питательных веществ в ариллоиде привлекает животных (насекомых);
2) животные участвуют в распространении семян;
3) ариллоид гомологичен семенной кожуре;
4) ариллоид и семенная кожура имеют одинаковое происхождение;
5) ариллоид и семенная кожура формируются из покровов семязачатка;
6) запас питательных веществ для развития проростка может содержаться в эндосперме;
7) запас питательных веществ для развития проростка может содержаться в семядолях.
Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3 и функции, которые они выполняют.
Ответ:
1) 1 – рыльце, улавливает пыльцу;
2) 2 – семязачаток (семяпочка), место образования макроспор, женского гаметофита, семени;
3) 3 – зародышевый мешок (женский гаметофит); в нем происходит двойное оплодотворение, образуется зародыш и эндосперм
Haзовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?
Ответ:
1) плод зерновка;
2) 1 эндосперм - запасание органических веществ:
3) 2 - семядоля (часть зародыша) - транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени;
4) 3 зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почечка) – даёт начало новому растению).
Рассмотрите рисунок. Определите, какой способ опыления характерен для растения с цветком такого строения. Обоснуйте ответ, приведите три доказательства.
Ответ:
1) цветок опыляется ветром;
2) мохнатое раздвоенное рыльце пестика хорошо улавливает пыльцу;
3) длинные тычиночные нити способствуют рассеиванию пыльцы;
4) редуцированный околоцветник (две цветковые чешуи) не препятствуют проникновению пыльцы к пестику
На рисунках изображены гаметофиты папоротника и цветкового растения, обозначенные соответственно буквами А и Б. Назовите эти гаметофиты и укажите по две особенности строения каждого из них.
Ответ:
1) А - заросток папоротника;
2) сердцевидная форма (многоклеточность);
3) имеются ризоиды (корни);
4) имеются антеридии и архегонии (половые органы);
5) Б - зародышевый мешок (женский гаметофит);
6) наличие восьми (семи) ядер (клеток);
7) наличие яйцеклетки;
8) наличие ядер центральной клетки (двух ядер в центре, диплоидной центральной клетки).
На рисунках показаны внешний вид и схема внутреннего строения семени томата. Назовите структуры семени, обозначенные цифрами 1, 2, 3. Из каких исходных клеток образуются эти структуры? Укажите функцию каждой из структур.
Ответ:
1) 1 - зародыш семени (зародыш);
2) образуется из зиготы;
3) обеспечивает развитие будущего растения (спорофита);
4) 2 - семенная кожура;
5) формируется из клеток покровов семязачатка (интегументов);
6) защищает зародыш (от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов);
7) 3 - эндосперм;
8) формируется из оплодотворенной центральной (триплоидной) клетки зародышевого мешка;
9) обеспечивает питание зародыша (содержит запас питательных веществ, необходимых для прорастания семени).
Почему в зернохранилище не рекомендуется закладывать на хранение влажные семена? Что с ними происходит?
Ответ:
1) во влажных семенах при участии воды начинаются обменные процессы, усиливается дыхание, выделяется энергия; может произойти возгорание (или из-за нагрева гибнет зародыш).
2) семена от влаги набухают (поглощая влагу), а некоторые из них прорастают (живые семена). Затем от недостатка влаги погибают и для посева они не подойдут;
3) на влажных семенах могут размножаться плесневые грибы, бактерии (сапротрофы, паразиты), разрушающие ткани семян.
В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других – мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые вещества, защищающие их от поедания жуками. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?
Ответ:
1) большое количество мелких семян повышает вероятность воспроизведения растения (попадания в благоприятные условия);
2) легкие мелкие семена разносятся ветром, что способствует расселению;
3) крупные семена содержат большой запас питательных веществ, что повышает вероятность прорастания каждого семени;
4) ядовитые вещества в крупных семенах обеспечивают их лучшую сохранность и выживаемость (защищают от поедания).
Часто в теплице с цветущими огурцами можно наблюдать фермера с кисточкой в руках. Он поочередно обмахивает кистью цветки каждого растения. С какой целью фермер это делает? При выращивании огурцов в открытом грунте подобные манипуляции не требуются. Объясните, почему они необходимы в теплице. Почему многие современные сорта не требуют таких манипуляций?
Ответ:
1) обмахивание кисточкой цветков способствует их опылению;
2) огурец – перекрёстноопыляемое растение (опыляется насекомыми; опыляется ветром);
3) в теплице нет насекомых (нет ветра; необходимо искусственное опыление);
4) современные сорта образуют плоды за счёт партеногенеза (не требуют опыления (оплодотворения)).
Многие насекомоопыляемые растения имеют мелкие цветки, собранные в соцветия. Какие преимущества имеет такой характер размещения цветков по сравнению с расположением на растении одиночного цветка? Назовите не менее пяти пунктов, ответ поясните.
Ответ:
1) крупные соцветия более заметны для насекомых-опылителей, чем одиночные цветки;
2) соцветия обеспечивают более сильный запах, привлекающий насекомых-опылителей;
3) за единицу времени насекомые могут посетить большее количество цветков в соцветиях, чем одиночных цветков;
4) соцветия формируют большее количество пыльцы, что повышает вероятность опыления;
5) гибель (отсутствие опыления) одиночного цветка приведет к невозможности размножения всего растения;
6) цветки в соцветии могут зацветать в разные сроки, что увеличивает общий срок цветения (и вероятность опыления).
Среди цветковых растений встречаются однодомные и двудомные. В чем сходство таких растений друг с другом и их различие? Примером двудомного растения является облепиха. Что нужно учесть при посадке этого растения, чтобы получить больше урожая?
Ответ:
1) у таких растений имеются только однополые цветки: мужские (тычиночные) и женские (пестичные);
различия:
2) у однодомных растений мужские и женские цветки располагаются на одном растении;
3) у двудомных растений мужские и женские цветки располагаются на разных растениях;
4) для получения большего урожая облепихи нужно сажать рядом растения с женскими и мужскими цветками;
5) увеличится вероятность опыления (оплодотворения).
Среди цветковых растений встречаются однодомные и двудомные. В чем сходство таких растений друг с другом и их различие? Примером однодомного растения является кукуруза. В один из летних сезонов все посевы кукурузы на поле были поражены вирусом, препятствующим развитию метелок кукурузы. Как данная эпидемия скажется на урожае семян кукурузы? Ответ поясните.
Ответ:
1) у таких растений имеются только однополые цветки: мужские (тычиночные) и женские (пестичные);
различия:
2) у однодомных растений мужские и женские цветки располагаются на одном растении;
3) у двудомных растений мужские и женские цветки располагаются на разных растениях;
4) метелки кукурузы — это соцветие из мужских цветков;
5) при поражении мужских цветков нарушилось формирование пыльцы (опыление, оплодотворение);
6) без опыления женских цветков урожая не будет.
На улицах городов можно часто встретить тополя. При наступлении лета наблюдается появление «тополиного пуха», который вызывает обострение аллергических заболеваний у многих людей. Это объясняется тем, что тополиный пух хорошо адсорбирует и переносит на тонких волосках большое количество разнообразных аллергенов, например, пыльцу других растений. Какой орган растения представляет собой «тополиный пух»? Зачем этим частям растения нужно опушение? Известно, что не все деревья тополя дают пух. Объясните этот факт исходя из особенностей размножения тополя.
Ответ:
1) «пух» тополей — это их семена;
2) за счет волосков семена распространяются;
3) тополь - двудомное растение;
4) у двудомных растений мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки располагаются на разных растениях;
5) семена формируются только в женских (пестичных) цветках (соцветиях);
6) поэтому семена («тополиный пух») формируются только на женских растениях тополя.
Исследователь изучал прорастание семян гороха. В первую емкость он поместил семена гороха и залил их водой таким образом, что она полностью покрывала семена. На дно второй емкости он положил влажную салфетку и на ней разместил семена гороха. В течение недели количество воды в емкостях поддерживалось на первоначальном уровне. Через семь дней семена в первой емкости не дали проростков, жидкость помутнела и имела неприятный запах. Семена во второй емкости дали нормально развитые проростки. Почему семена в первой емкости не проросли? Что явилось причиной неприятного запаха жидкости в первой банке? Какие еще условия необходимы для прорастания семян? Назовите не менее трех.
Ответ:
1) семена, залитые водой, не получали достаточно кислорода (не могли дышать), зародыш в них погиб;
2) причиной неприятного запаха стало размножение на погибших семенах бактерий гниения (сапротрофов);
3) неприятный запах вызывали продукты метаболизма бактерий;
условия прорастания семян:
4) живой зародыш;
5) положительная температура;
6) влажность среды.
Ученый провел эксперимент с семенами различных растений. Он взял по 80 г семян гороха, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного растения ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом. Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил набухшие семена каждой культуры. Оказалось, что семена различных культур впитывают различное количество воды. Результаты приведены в таблице. Каким образом вода поступает в семена из раствора? Семена каких растений дадут большую всхожесть, если посадить в сухую почву? Ответ поясните.
Растение | Изменение массы семян, % |
Горох | 145 |
Овес | 55 |
Кукуруза | 40 |
Просо | 25 |
Ответ:
1) вода поступает в семена из раствора через микропиле (пыльцевход, семявход);
2) в сухой почве большую всхожесть дадут семена пшеницы и проса;
3) семена пшеницы и проса впитали меньше всего воды;
4) для прорастания этих семян (для набухания семян) вода требуется в меньшем количестве.
Рассмотрите цветущий побег лещины обыкновенной (орешника). Определите способ опыления. Какие особенности строения женских и мужских генеративных органов ему способствуют? Почему побеги лишены листьев? Однодомным или двудомным является это растение? Ответ обоснуйте.
Ответ:
1) опыление ветром (ветроопыление);
андроцей:
2) выступающие рыльца (длинные пестики)
ИЛИ околоцветник слаборазвит (отсутствует);
гинецей:
3) цветки собраны в свисающие (разворачивающиеся) соцветия (сережки)
ИЛИ 3) длинные тычинки (тычиночные нити);
4) листья мешают распространение пыльцы;
5) однодомное;
6) мужские и женские цветки находятся на одном растении.
Определите, какой процесс, происходящий у растений отдела Покрытосеменные, показан на рисунке. Какие объекты обозначены цифрами 1-4? Объясните, какую функцию они выполняют в изображенном процессе. Какие преимущества этот процесс дает Покрытосеменным по сравнению с Голосеменными?
Ответ:
1) двойное оплодотворение;
2) 1 – пыльцевая трубка, 2 – яйцеклетка, 3 – спермии, 4 – центральная диплоидная клетка;
3) по пыльцевой трубке к зародышевому мешку доставляются спермии;
4) слияние первого спермия и яйцеклетки приводит к образованию зиготы (зародыша);
5) слияние второго спермия и центральной диплоидной клетки приводит к образованию триплоидного эндосперма;
6) триплоидный эндосперм запасает больше питательных веществ, чем гаплоидный.
На схеме изображены начальные стадии развития двудольного растения с момента оплодотворения. Назовите объекты, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Назовите структуры семени покрытосеменных растений, развивающиеся из участков 1, 2, 3. Какую функцию выполняет ткань, образующая структуры 1 и 2?
Ответ:
1) А - зигота;
2) Б - зародыш (зародыш семени);
3) 1 - зародышевая почечка (верхушечная меристема, конус нарастания);
4) 2 - зародышевый корешок;
5) 3 - семядоли (зародышевые листья);
6) деление клеток (дифференциация тканей).
Определите, к каким отделам относятся растения, части которых изображены на рисунке. Назовите по два признака, по которым их можно отнести к этим отделам. Что общего в половом размножении этих растений?
Ответ:
1) № 1 – отдел Голосеменные;
2) имеются шишки;
3) семена лежат на чешуйках открыто (защищены только семенной кожурой);
4) № 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) имеются цветки;
6) имеются плоды;
Общие признаки в половом размножении
7) размножаются семенами (есть семязачатки);
8) образуют пыльцу (есть опыление);
9) оплодотворение не зависит от воды (спермии продвигаются по пыльцевой трубке, мужские гаметы не способны к самостоятельному передвижению).
Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.
Ответ:
1) появление цветка увеличило эффективность опыления;
2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша;
3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян);
4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению;
5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления
Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.
Ответ:
1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка