Задания про водоросли, мхи, грибы и лишайники из 2 части ЕГЭ с развернутыми ответами Рохлова.

Задания про водоросли из 2 части ЕГЭ

Назовите основные ароморфозы растительного мира.

Ответ:

1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.

По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Ответ:

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

Ответ:

Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.

В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты - ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

Ответ:

1) морская капуста обладает свойствами накапливать химический элемент йод;
2) йод необходим для нормализации функции щитовидной железы

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

Ответ:

2 - У водорослей нет органов и тканей.
3 - Хемосинтез происходит только у бактерий.
5 -При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль - ламинарию человек употребляет в пищу.

Ответ:

1) 1 - зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 - в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 - водоросли не имеют корней

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

Ответ:

2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.

Задания про мхи и папоротники из 2 части ЕГЭ

Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:

1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 
2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); 
3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит); 
4) оплодотворение происходит при наличии воды.

По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.

Ответ:

1) наличие всех типов тканей;
2) наличие корней (развитие корневой системы);
3) размножение семенами, наличие органов, в которых они образуются (шишка, цветок, плод);
4) независимость оплодотворения от наличия воды;
5) преобладание спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития

В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

Ответ:

1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

 

Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Ответ:

Споровые

Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.

Ответ:

1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы

Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

Ответ:

1) 1 – отдел Моховидные;
2) корни отсутствуют (есть ризоиды);
3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами;
4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) наличие цветков, плодов;
6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите;
7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)

Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.

Ответ:

1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени

Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:

1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Папоротниковидные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Наибольшее количество видов папоротниковидных растений встречается во влажных тропических областях, так как их размножение обусловлено наличием воды. (2) В жизненном цикле папоротниковидных происходит смена бесполого и полового поколений. (3) Взрослое растение папоротника – это спорофит, то есть половое поколение. (4) Гаметофитом у этих растений является зеленая пластинка (заросток), которая развивается из зиготы. (5) На гаметофите образуются гаметы, для передвижения сперматозоидов к яйцеклетке необходима вода. (6) Набор хромосом в клетках гаметофита диплоидный. (7) В цикле развития папоротниковидных преобладает спорофит.

Ответ:

1) 3 – спорофит – это бесполое поколение;
2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры;
3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)

 

Хвощи

Определите, к каким отделам относят растения, органы которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Где располагаются спорангии у этих растений?

Ответ:

1) 1- отдел Голосеменные;
2) наличие шишек;
3) семена на чешуях шишек лежат открыто (защищены только семенной кожурой);
4) 2 - отдел Хвощевидные (Хвощеобразные);
5) членистый стебель (побег);
6) листья расположены мутовкой (листья чешуйчатые, мутовчатое ветвление);
7) наличие корневища;
8) у голосеменных спорангии расположены в шишках;
9) у хвощевидных спорангии расположены в спороносных колосках.

Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы, к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображенные растения к этим отделам. Чем представлены гаметофиты данных растений?

Ответ:

1) 1 - отдел Хвощевидные (Хвощеобразные);
2) стебель членистый;
3) листья расположены мутовкой (чешуйчатые);
4) спороносный колосок на верхушке побега;
5) 2 — отдел Покрытосеменные (Цветковые);
6) наличие цветка и плода;
7) гаметофит хвощевидных - заросток;
8) мужской гаметофит покрытосеменных - пыльцевое зерно (пылинка);
9) женский гаметофит покрытосеменных - зародышевый мешок.

Задания про грибы из 2 части ЕГЭ

Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее 4-х особенностей.

Ответ:

1) имеют грибницу и плодовое тело;
2) размножаются спорами и грибницей;
3) по способу питания — гетеротрофы;
4) большинство образуют микоризу.

Укажите основные признаки организмов, относящихся к царству Грибы. Какие из признаков сближают их с представителями царства Растения, а какие – с представителями царства Животные?

Ответ:

1) тело гриба – мицелий (грибница), состоит из множества тонких нитей (гиф);
2) питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы);
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела (осмотрофное питание);
4) клеточная стенка состоит из хитина;
признаки растений:
5) наличие клеточной стенки;
6) размножение спорами ИЛИ неограниченный рост ИЛИ вегетативное размножение;
признаки животных:
7) запасной углевод - гликоген;
8) конечный продукт обмена - мочевина.

Что такое антибиотики, из чего их получили впервые и где их применяют?

Ответ:

1) Антибиотики – это вещества, способные подавлять жизнедеятельность бактерий.
2) Первый антибиотик пенициллин был получен из плесневого гриба пеницилла.
3) Антибиотики применяют в медицине и ветеринарии для лечения заболеваний, вызванных бактериями.

С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

Ответ:

1) дрожжи осуществляют спиртовое брожение;
2) продуктами брожения являются спирт и углекислый газ;
3) выделяемый углекислый газ способствует поднятию теста (а спирт при выпекании улетучивается).

В чем проявляется сходство представителей царств Грибы и Животные? Приведите не менее четырёх признаков.

Ответ:

1) гетеротрофный тип питания:
2) наличие хитина в клеточной стенке грибов и покровах некоторых животных;
3) запасное питательное вещество - гликоген;
4) в процессе обмена веществ образуют мочевину;
5) отсутствие пластид.

Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Какова роль этих организмов в экосистеме? С какой целью этот организм используется человеком? Назовите не менее трех пунктов.

Ответ:

1) пеницилл;
2) царство Грибы;
3) редуценты (минерализуют органику);
4) получение антибиотиков;
5) производство ферментов;
6) изготовление плесневых сыров.

Испокон веков люди замечали, что часто шляпочные грибы в лесу растут кругами от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Не находя объяснения этому явлению, люди дали ему название «ведьмины круги». Объясните сущность этого явления с биологической точки зрения. Почему грибы не растут внутри круга? Как объяснить тот факт, что диаметр круга ежегодно увеличивается? Чем объясняется правильная форма кругов?

Ответ:

1) круг образован плодовыми телами грибов;
2) внутри круга находится мицелий (грибница);
3) центральная часть мицелия постепенно отмирает, поскольку выедает питательные вещества из почвы;
4) каждый год мицелий растет дальше внутри почвы;
5) правильность кругов объясняется тем, что мицелий растет из одного центра во все стороны с одинаковой скоростью

В России и других странах активно развивается промышленное грибоводство. На органическом субстрате (солома, опилки и т. п.) культивируют мицелий грибов, а формирующиеся плодовые тела срезают и реализуют в торговой сети. Таким образом можно получать урожай шампиньонов, вешенок, опят. Объясните, почему описанным способом невозможно культивировать такие ценные для питания человека грибы как белый гриб и трюфель? Ответ обоснуйте исходя из особенностей питания этих организмов. Какие еще способы получения органических веществ существуют у представителей царства Грибы?

Ответ:

1) шампиньоны, вешенки, опята - сапротрофы (растут на мертвой органике);
2) белый гриб и трюфель - микоризные грибы;
3) для развития микоризных грибов требуется симбиоз с растением;
4) растение будет обеспечивать микоризные грибы органическим веществом;
5) грибы могут быть паразитами ИЛИ существуют хищные грибы (имеющие ловчие гифы).

Лишайники

Почему лишайники называют пионерными организмами? В чем заключается их связанная с этим экологическая роль в природе?

Ответ:

1) лишайники – симбиотические организмы, состоят из гриба и водоросли;
2) их тело представляет собой таллом (слоевище), не имеет корней;
3) поэтому лишайникам не нужна почва, они способны расти на голых камнях;
4) они первыми поселяются на камнях, разрушают их и создают плодородный слой почвы, там где раньше экосистемы не было

Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

Ответ:

1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.

Специалисты по лишайникам давно ведут дискуссию об отношениях между компонентами лишайника. Водоросль в составе лишайника производит органические вещества. При нехватке органических веществ гриб образует специальные структуры - гаустории, которые начинают питаться содержимым живых клеток водорослей. Назовите две формы отношений, которые существуют между компонентами лишайника. Ответ поясните. К каким функциональным группам можно отнести гриб в составе лишайника, если рассматривать лишайник как отдельную экосистему? Ответ аргументируйте.

Ответ:

1) симбиоз (мутуализм);
2) гриб обеспечивает водоросль водой и минеральными веществами;
3) водоросль обеспечивает гриб органическими веществами;
4) паразитизм;
5) гриб поедает содержимое живых клеток водоросли;
6) гриб в составе лишайника выполняет роль редуцента;
7) так как минерализует (разлагает) органические вещества;
8) гриб в составе лишайника выполняет роль консумента;
9) так как питается содержимым живых клеток.