Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1. Рассмотрите рисунок, на котором изображён фрагмент жизненного цикла папоротника.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует процесс, обозначенный цифрой 1?
Ответ:
размножение или самовоспроизведение
Номер: EBD601
2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) кузнечик зелёный
Б) сыроежка зеленоватая
В) ель обыкновенная
Г) бацилла сибирской язвы
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Растения
4) Животные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
Ответ:
4231
Номер: 178044
3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отряд Приматы
2) семейство Мартышкообразные
3) тип Хордовые
4) вид Макака-резус
5) класс Млекопитающие
Ответ:
35124
Номер: A6E3CB
4. Изучите график зависимости забывания от времени (по оси x отложено время (ч), а по оси y – доля сохранившейся в памяти информации (%)).
Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?
Доля сохранившейся в памяти информации
1) постоянна на всём протяжении измерений
2) становится стабильна после 1 часа
3) достигает минимума к 40-му часу наблюдений
4) линейно снижается в первый час наблюдений
5) с 20-го по 30-й час снижается
Ответ:
45
Номер: C2E285
5. Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги ахиллова рефлекса, приводящего к разгибанию стопы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) исполнительные нейроны
2) удар молоточком по сухожилию икроножной мышцы
3) нервный центр в спинном мозге
4) чувствительные нейроны
5) рецепторы, воспринимающие механическое воздействие
Ответ:
25431
Номер: CADD52
6. Как называется инструмент, изображённый на рисунке?
1) секатор
2) скальпель
3) микротом
4) пинцет
Ответ:
1
Номер: 87D242
7. Известно, что рожь посевная — однолетнее светолюбивое растение, ведущая зерновая культура во многих странах мира.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Рожь произрастает на открытых, хорошо освещаемых местах и плохо переносит длительное затенение.
2) Рожь имеет мочковатую корневую систему, проникающую на глубину до 2 м.
3) Продолжительность вегетационного периода от посадки до созревания семени составляет 76–100 дней.
4) К условиям выращивания, в особенности к почвам, рожь менее требовательна, чем пшеница.
5) Рожь – перекрёстноопыляющееся растение, пыльца переносится ветром.
6) Из зерна изготавливают ржаной квас, производят муку, получают крахмал.
Ответ:
136
Номер: 348DE1
8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Объект | Функция |
Альвеола | Газообмен |
Тонкий кишечник | … |
1) всасывание аминокислот, глюкозы
2) фильтрация крови
3) синтез АТФ
4) выработка гормонов
Ответ:
1
Номер: E3B4FB
9. Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) два круга кровообращения
2) теплокровность
3) смешанная кровь в сердце
4) костный череп
5) перьевой покров
6) насиживание яиц
Ответ:
256
Номер: 0B6A30
10. Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ОБМЕН БЕЛКОВ
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков у человека происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся __________(А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в __________(Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: __________(В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в __________(Г) и в таком состоянии выводится из организма.
Список элементов:
1) распад
2) глицерин
3) аминокислота
4) кровь
5) глюкоза
6) мочевина
7) лимфа
8) синтез
А Б В Г
Г
Ответ:
3486
Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков у человека происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся аминокислоты(А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в кровь(Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: синтез(В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в мочевина(Г) и в таком состоянии выводится из организма.
Номер: A3999C
11. Установите соответствие между животными и количеством камер сердца: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЖИВОТНЫЕ
А) кит
Б) уж
В) крокодил
Г) воробей
Д) лягушка
Е) тритон
КОЛИЧЕСТВО КАМЕР СЕРДЦА
1) четыре
2) три
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е
Ответ:
121122
Номер: DAE34F
12. Верны ли следующие суждения о бактериях?
А. Ядерное вещество бактериальной клетки не отделено от цитоплазмы.
Б. При производстве кисломолочных продуктов используются азотфиксирующие бактерии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
1
Номер: 67474E
13. Рассмотрите фотографию рыжей собаки с более светлыми отметинами на морде, груди, животе, лапах. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему виду, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Форма хвоста
Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы салюка.
Голова длинная и узкая. Переход ото лба к морде слабо выражен. Уши висящие, длинные, покрытые длинной шелковистой шерстью, высоко посаженные, подвижные, в спокойном состоянии плотно прилегающие к голове. Хвост длинный, низко посаженный, несётся собакой в естественном серповидном изгибе или поленом. На нижней стороне хвоста подвес из длинной шелковистой шерсти. Шерсть гладкая, мягкая и шелковистая. Допускаются любые окрасы в любых сочетаниях, кроме тигрового.
1) соответствует 2) не соответствует
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: АБВГД
Ответ:
44431
Номер: 39D838
14. На рисунке под каким номером изображён клык человека?
1)
2)
3)
4)
Ответ:
3
Номер: 813C47
15. Человек получает энергию для своей жизнедеятельности в процессе
1) синтеза питательных веществ
2) окисления питательных веществ
3) действия гормонов на организм
4) действия витаминов на организм
Ответ:
2
Номер: 02D44E
16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) аорта
2) двустворчатый клапан
3) полулунный клапан
4) правый желудочек
5) левый желудочек
6) нижняя полая вена
Ответ:
124
Номер: AA1D4B
17. Какие особенности строения уменьшают трение в суставе? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) прочные суставные связки
2) суставная сумка
3) суставная жидкость
4) наличие губчатого и плотного веществ в костях
5) суставный хрящ
6) форма суставных головки и впадины
Ответ:
356
Номер: 814E7A
18. Установите соответствие между характеристиками и органами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) проводит воздух непосредственно в бронхи
Б) содержит голосовые связки
В) защищает дыхательные пути от попадания пищи
Г) поддерживается хрящевыми полукольцами
Д) расположен в грудной полости
ОРГАНЫ
1) гортань
2) трахея
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ:
21122
Номер: 7CD0DE
Прочитайте текст и выполните задания.
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.
19. Впишите правильный ответ.
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит синий кит. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
Ответ:
ОДБВ
Номер: 75BAF6 1 (934447)
20. Впишите правильный ответ.
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы океана. Как изменится численность косаток и альбатросов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности рыбы?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность косаток / Численность альбатросов
Ответ:
32
Номер: 166DF3 2 (934447)
21. Выберите один или несколько правильных ответов.
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания морского леопарда.
Список характеристик:
1) продуцент
2) хищник
3) питается мелкими планктонными организмами
4) консумент третьего порядка
5) растительноядное животное
6) пищевой конкурент косатки
Ответ:
246
Номер: 7B11D3 3 (934447)
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
22. Рассмотрите рисунки, иллюстрирующие этапы оказания первой помощи. Как называют изображённую манипуляцию? Укажите два правила оказания данного вида первой помощи.
Ответ:
1. Наложение жгута
2. Жгут накладывают выше места раны.
После наложения жгута нужно указать на нем дату и время наложения.
Номер: DB5F44
23. Студенты изучали влияние температуры на развитие микроорганизмов. Они сделали посев одного штамма микроорганизмов на питательную среду в чашки Петри и поместили образцы в разные температурные условия: 0 °С, 10 °С, 20 °С, 30 °С. Через семь дней определили количество микроорганизмов в каждом образце. Наибольшее количество микроорганизмов оказалось в образце, который хранился при 30 °С,
а наименьшее – в образце при 0 °С.
Какой вывод по результатам эксперимента сделали студенты? Почему для постановки эксперимента студенты взяли один штамм микроорганизмов?
Ответ:
1) Вывод: для микроорганизмов, находящихся в образце с температурой 30°C, были созданы оптимальные условия для размножения и развития, в то время как для микроорганизмов в образце с температурой 0°C низкая температура стала ограничивающим фактором для размножения.
2) Студенты использовали только один штамм микроорганизмов, так как у разных штаммов могут быть разные температурные нормы.
Номер: 17855F
Прочитайте текст и выполните задание 24.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.
24. Дайте развернутый ответ.
Используя содержание текста «Происхождение живых существ» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
Ответ:
1) 8 банок, марля.
ИЛИ
Банки и марля.
2) Мясной бульон.
3) Черви – червеобразные личинки насекомых образуются из яиц, отложенных комнатными мухами.
Номер: 831801 1 (F54EFF)
25. Пользуясь схемой «Эволюционное древо непарнокопытных» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
Схема 1
Эволюционное древо непарнокопытных
1) Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок Чёрного носорога и Белого носорога?
2) Какой вид эволюционно наиболее близок к Яванскому носорогу?
3) Назовите два любых признака принадлежности непарнокопытных к классу Млекопитающих.
Ответ:
1) 6,85 млн.
2) Большой однорогий носорог
3) Наличие молочных желез для выкармливания детенышей молоком; четырёхкамерное сердце с полным разделением кругов кровообращения; альвеолярные лёгкие и диафрагма; волосяной покров.
Номер: 0F1388
Рассмотрите таблицы 1, 2, 3 и выполните задание 26.
Таблица 1
Доля калорийности и питательных веществ
при четырёхразовом питании (от суточной нормы)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки,
г/кг |
Жиры,
г/кг |
Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
16 и старше | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания
Блюда | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергетическая ценность (ккал) |
Борщ сибирский | 4 | 17 | 7 | 200 |
Рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
Лапша куриная | 12 | 4 | 20 | 165 |
Плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей |
16 | 28 | 36 | 470 |
Сырники со сметаной | 24 | 24 | 50 | 540 |
Блинчики со сгущённым молоком |
11 | 21 | 74 | 547 |
Салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
Салат из сельди с яйцом и картофелем | 4 | 6 | 14 | 124 |
Морс клюквенный | 0 | 0 | 24 | 100 |
Сок яблочный | 0 | 0 | 19 | 84 |
Чай сладкий | 0 | 0 | 14 | 68
|
26. Дайте развернутый ответ.
В воскресенье днём 15-летний Константин побывал в историческом музее, а вечером посетил кафе быстрого питания. Константин заказал на ужин следующие блюда: салат мясной, плов с курицей и сок яблочный.
Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задания.
1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Константин питается четыре раза в день.
2) Насколько выбранные Константином блюда соответствуют по содержанию углеводов (в %) ужину?
3) Каково значение минеральных солей в организме подростка? Назовите одно из таких значений.
Ответ:
1) 2900 ккал в день, при рекомендации на ужин получать 18 % от суточной нормы, тогда
2500*0,18=522 ккал
2) суточная норма углеводов 375 г, то есть на ужин 375*0,18=67,5 г, Константин съел: 10+36+19=65 г
65/67,5=0,96
96 % от положенного на ужин в углеводах
3) Участвуют в формировании и росте костей (кальций, например)
Номер: C1A4B7 1 (7FAD08)
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.