Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1. На рисунках изображены разные стадии жизни бабочки.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют данные рисунки?
Ответ:
развитие
Номер: 3F5364
2. Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) широкопалый речной рак
Б) сыроежка жгучеедкая
В) подорожник большой
Г) кишечная палочка
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Растения
4) Животные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г
Ответ:
4231
Номер: 1E7239
3. Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) отряд Хищные
2) семейство Куньи
3) тип Хордовые
4) класс Млекопитающие
5) род Барсуки
Ответ:
34125
Номер: A7FDC6
4. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси x отложена продолжительность болезни (сутки), а по оси y – температура тела больного (°С)).
Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?
Температура тела при малярии
1) скачкообразно возрастает
2) минимальна на 9-й день измерений
3) сильно колеблется
4) максимальна на 13-й день наблюдений
5) в целом постоянна
Ответ:
34
Номер: 154B55
5. Установите последовательность прохождения колебаний через структуры уха человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мембрана овального окна
2) барабанная перепонка
3) наружный слуховой проход
4) слуховые косточки
5) жидкость в улитке
6) слуховые рецепторы
Ответ:
324156
Номер: A0292E
6. Как называется инструмент, изображённый на рисунке?
1) пинцет
2) препаровальная игла
3) скальпель
4) пробиркодержатель
Ответ:
1
Номер: 71371A
7. Известно, что медведь белый — это хищное млекопитающее животное, занесённое в Красную книгу РФ.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Животное ведёт одиночный образ жизни.
2) Медведь ловит тюленей, нерпу и моржей, подкрадываясь из укрытий, или возле лунок: ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает её на лёд.
3) В России охота на медведя полностью запрещена с 1956 года.
4) Белые медведи — отличные пловцы.
5) В полых шерстинках белого медведя иногда заводятся водоросли, придавая шерсти зеленоватый оттенок.
6) Медведи совершают сезонные кочёвки: летом отступают вместе со льдами к Северному полюсу, зимой перемещаются на материк.
Ответ:
235
Номер: 806CFB
8. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Ткань | Функция |
Луб | … |
Механическая | Обеспечивает прочность |
Какую функцию следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) обеспечивает рост растения в толщину
2) обеспечивает передвижение продуктов фотосинтеза
3) обеспечивает передвижение воды с минеральными веществами
4) защищает от воздействий окружающей среды
Ответ:
2
Номер: 9B322D
9. Какие особенности характерны для представителей костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Сердце образовано тремя камерами и имеется один круг кровообращения.
2) Дышат кислородом, растворённым в воде.
3) В коже отсутствуют железы.
4) Имеют жаберные крышки.
5) Имеют плавательный пузырь.
6) Обладают постоянной температурой тела.
Ответ:
245
Номер: D85A14
10. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________ (А) и __________ (Б). Первый способ связан с __________ (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется __________ (Г).
Список элементов:
1) вегетативное
2) митоз
3) половое
4) дробление
5) бесполое
6) оплодотворение
7) партеногенез
8) мейоз
А Б В Г
Ответ:
3562
В природе существует два способа размножения: половое (А) и бесполое (Б). Первый способ связан с оплодотворением (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется митоз (Г).
Номер: 0420FE
11. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений, представители которых изображены на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1 2
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) наличие семян
Б) расселение с помощью спор
В) образование цветков и плодов
Г) зависимость оплодотворения от воды
Д) отсутствие корней
ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ
1) 1
2) 2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ:
12122
Номер: E23C5D
12. Верны ли следующие суждения о грибах?
А. Для грибной клетки характерна клеточная оболочка из хитина.
Б. Ядерное вещество клетки гриба не отделено от цитоплазмы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
1
Номер: 9734A1
13. Рассмотрите фотографию серой лошади с мелкими белыми пятнами. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему виду, по следующему плану: масть (окрас), постановка головы, форма головы, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.
А. Масть (без учёта белых отметин на морде и ногах)
Б. Постановка головы
В. Форма головы (по профилю)
Г. Постановка задних конечностей в положении стоя по ноге, расположенной дальше от корпуса (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)
Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь стандартам породы чистокровная верховая.
Могут встречаться любые масти, наиболее распространены гнедая, серая, рыжая, с разнообразными белыми отметинами, «в яблоках». Шея длинная прямая. Профиль головы прямой длинный. Задние конечности прямые, вертикально поставленные.
1) соответствует 2) не соответствует
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: АБВГД
Ответ:
91232
Номер: 21DC85
14. На рисунке под каким номером изображена лимфатическая система человека?
1)
2)
3)
4)
Ответ:
2
Номер: 9C6127
15. Витамины – это органические вещества, которые
1) уравновешивают процессы образования и отдачи тепла
2) являются источником энергии
3) влияют на работу гормонов
4) определяют работу ферментов
Ответ:
4
Номер: 8DCDB5
16. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кости человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) полость кости
2) красный костный мозг
3) жёлтый костный мозг
4) надкостница
5) компактное вещество
6) жёлтый костный мозг
Ответ:
126
Номер: A60A49
17. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие функции выполняет слюна человека?
1) обеззараживание пищи
2) расщепление белков
3) расщепление жиров
4) расщепление углеводов
5) формирование пищевого комка
6) финальное всасывание воды
Ответ:
145
Номер: 88D9CA
18. Установите соответствие между характеристиками и органами ЦНС человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) наружный слой образован белым веществом
Б) содержит борозды и извилины
В) защищён костями черепа
Г) обеспечивает высшую нервную деятельность
Д) имеет два полушария
ОРГАНЫ ЦНС
1) головной мозг
2) спинной мозг
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ:
21111
Номер: 1A3FC6
Прочитайте текст и выполните задания.
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.
ТУНДРА
19. Выберите один или несколько правильных ответов.
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания куропатки.
Список характеристик:
1) пищевой конкурент песца
2) выводковая птица
3) консумент первого и второго порядков
4) охотится в полёте
5) продуцент
6) способствует сокращению численности насекомых
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
Ответ:
236
Номер: 4C86E2 1 (5E7CCE)
20. Впишите правильный ответ.
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит лемминг. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
Ответ:
АВЕЛ АВИЛ
Номер: 8F1877 2 (5E7CCE)
21. Впишите правильный ответ.
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность северных оленей и численность песцов, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности поморников?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность северных оленей Численность песцов
Ответ:
33
Номер: 59E947 3 (5E7CCE)
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
22. Объект, изображённый на рисунках, вызывает инфекционное заболевание у человека. Что это за объект? Каким путём происходит передача инфекции от человека к человеку?
Ответ:
1. Это вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
2. Парентеральный путь (через кровь) — заражение происходит при инъекционном введении инфицированных наркотических веществ, использовании нестерильных игл и шприцев, при переливании зараженной крови, через необеззараженные инструменты для гигиенических процедур.
Половой путь - заражение происходит при половом контакте с ВИЧ-инфицированным
Вертикальный, или внутриутробный путь - вирус передается от инфицированной матери ребенку во время беременности, родов, кормления грудью.
Номер: 978A74
23. Школьники изучали рост проростков фасоли. Они посадили два проросших семени фасоли в одинаковые горшки и стали наблюдать за ростом проростков. Когда над поверхностью почвы появились семядоли, школьники удалили у одного из проростков одну семядолю. Через пять дней школьники отметили, что растение с двумя семядолями опережало в росте растение
с одной семядолей.
Какую гипотезу могли сформулировать школьники перед постановкой эксперимента? Объясните результат эксперимента.
Ответ:
1) Школьники могли сформулировать гипотезу о том, что количество семядолей у проростков фасоли влияет на их рост. Они предположили, что растение с двумя семядолями будет расти быстрее и развиваться лучше, чем растение с одной семядолей, так как наличие дополнительных семядолей может обеспечивать растениям больше питательных веществ и фотосинтетических возможностей.
2) Результат эксперимента подтвердил эту гипотезу: проросток с двумя семядолями действительно обогнал в росте проросток с одной семядолей. Это можно объяснить тем, что семядоли являются важными органами для фотосинтеза на ранней стадии развития растений. Они обеспечивают начальный запас энергии и питательных веществ, а также увеличивают площадь для фотосинтетической активности. Таким образом, растению с двумя семядолями удается получать больше света и ресурсов, что способствует более быстрому росту по сравнению с растением с одной семядолей.
Номер: 679192
Прочитайте текст и выполните задание 24.
МОНГОЛЬСКИЙ ДЗЕРЕН – ГОРДОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Дзерен (монгольский дзерен), или зобастая антилопа, – некрупная степная антилопа отряда парнокопытных со стройными ногами и лировидно изогнутыми рогами у самцов. У самок рогов нет.
Второе название антилопа получила за то, что у самцов сильно развита гортань, которая делает низ шеи выпуклым. Подобно другим антилопам, популяции этого вида держатся большими стадами. Они каждый день пробегают большие расстояния в поисках новых пастбищ. В сухих степях мало воды, и они могут подолгу не пить.
Когда-то в прошлом дзерены вольготно паслись на бескрайних степных просторах Центральной Азии. До появления человека у этих антилоп был только один враг – волк. Когда первые люди пришли в степь, они стали не только охотиться на этих антилоп, но и осваивать степные экосистемы под пастбища для домашних животных. В результате антилоп становилось всё меньше и меньше. В настоящее время вид встречается в степях и полупустынях Монголии, в Китае. До конца 1930-х годов в нашей стране дзерены были многочисленны в Туве, но позже популяция резко сократилась. В настоящее время дзерен в России постоянно обитает лишь в Даурском заповеднике и его окрестностях на юге Забайкальского края. Монгольский дзерен включён в Красную книгу РФ и региональную Красную книгу.
24. Дайте развернутый ответ.
Используя содержание текста «Монгольский дзерен – гордость Забайкалья» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1. К какому отряду млекопитающих относят монгольского дзерена?
2. Какой образ жизни характерен для популяции дзеренов?
3. Что такое заповедник?
Ответ:
1) Отряд парнокопытные.
2) Популяции дзеренов держатся большими стадами. Они каждый день пробегают большие расстояния в поисках новых пастбищ.
3) Заповедник - это участок территории или акватории, на котором находятся редкие животные или растения, сохраняется природный комплекс.
Номер: EA71E7 1 (9E1D5A)
25. Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
Таблица
Наследование групп крови ребёнком
|
Группа крови отца |
|||||
I (0) | II (А) | III (В) | IV (АВ) | |||
Группа крови матери |
I (0) | I (0) | II (А)
I (0) |
III (В)
I (0) |
II (А)
III (В) |
Группа крови ребёнка |
II (А) | II (А)
I (0) |
II (А)
I (0) |
любая | II (А), III (В)
IV (АВ) |
||
III (В) | III (В)
I (0) |
любая | III (В)
I (0) |
II (А), III (В)
IV (АВ) |
||
IV (АВ) | II (А)
III (В) |
II (А), III (В)
IV (АВ) |
II (А), III (В)
IV (АВ) |
II (А), III (В)
IV (АВ) |
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?
2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)
3) Человек с какой группой крови является универсальным донором?
Ответ:
1) I или III.
2) Возможные варианты:
Мать II II III III IV IV IV
Отец III IV II IV II III IV
Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных.
3) I (первой)
Номер: E48D42
Рассмотрите таблицы и выполните задание 26.
Прочитайте текст и выполните задания.
Таблица 1
Доля калорийности и питательных веществ
при четырёхразовом питании (от суточной нормы)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки,
г/кг |
Жиры,
г/кг |
Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
16 и старше | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции
кафе быстрого питания
Блюда | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергетическая ценность (ккал) |
Борщ сибирский | 4 | 17 | 7 | 200 |
Рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
Лапша куриная | 12 | 4 | 20 | 165 |
Плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей |
16 | 28 | 36 | 470 |
Сырники со сметаной | 24 | 24 | 50 | 540 |
Блинчики со сгущённым молоком | 11 | 21 | 74 | 547 |
Салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
Салат из сельди с яйцом и картофелем | 4 | 6 | 14 | 124 |
Морс клюквенный | 0 | 0 | 24 | 100 |
Сок яблочный | 0 | 0 | 19 | 84 |
Чай сладкий | 0 | 0 | 14 | 68
|
26. 17-летняя Полина в каникулы посетила Нижний Новгород. После посещения Нижегородской ярмарки она пообедала в местном кафе быстрого питания. Полина заказала себе следующие блюда: рассольник, салат мясной, плов с курицей и морс клюквенный.
Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задания.
1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда, если Полина питается четыре раза в день.
2) Насколько заказанные Полиной блюда соответствуют по калорийности (в %) обеду?
3) Каково значение витаминов в обмене веществ девушки?
Ответ:
1) 3100 ккал рекомендуемая норма в сутки, на обед приходится 50%, тогда 3100*0,5=1550 ккал рекомендуемая калорийность обеда для Полины.
2) рассольник 206 ккал + салат мясной 285 ккал + плов с курицей 360 ккал + морс клюквенный 100 ккал = 951 ккал.
951/1550=0,61 закрывает 61 % от потребности в обед.
3) Витамины влияют на усвоение питательных веществ, способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Являясь составной частью ферментов, витамины определяют их нормальную функцию и активность. Недостаток, а тем более отсутствие в организме какого-либо витамина ведет к нарушению обмена веществ.
Номер: AC948B 1 (082299)
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.