Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  На фотографии изображена домашняя лошадь.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

Ответ:

движение

1 балл

 2  Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ
А) вороний глаз обыкновенный
Б) пингвин императорский
В) сенная палочка
Г) спорынья

ЦАРСТВА
1) Животные
2) Бактерии
3) Грибы
4) Растения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г

Ответ:

4123

1 балл

 3  Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) класс Двудольные
2) род Василёк
3) вид Василёк луговой
4) семейство Астровые
5) отдел Покрытосеменные

Ответ:

51423

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1-2 позиции не совпадают
Остальное 0

 4  Изучите график, отражающий зависимость мышечной массы мышей от возраста (по оси x отложен возраст (недель), а по оси y – мышечная масса (г)).

График ОГЭ по биологии

Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?

Мышечная масса

1) растёт на протяжении всего периода наблюдений
2) снижается после 9-й недели
3) растёт линейно с 6-й по 8-ю неделю
4) постоянна на протяжении всего периода наблюдений
5) растёт линейно с 8-й по 10-ю неделю

Ответ:

13

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 5  Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив –×8, окуляр –×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Ответ:

136425

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1-2 позиции не совпадают
Остальное 0

 6  С какой целью используют лабораторную посуду, изображённую на рисунке?

1) получение тонкого среза биоматериала
2) увеличение рассматриваемых объектов
3) смешивание жидкостей
4) культивирование микроорганизмов

Ответ:

4

1 балл

 7  Известно, что морская свинка – это одомашненный грызун, питающийся сухой травой, а также сочными плодами и семенами растений.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Природная окраска коричневато-сероватая, с более светлым брюшком.
2) Животное можно кормить спелыми яблоками.
3) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.
4) Является объектом добычи мелких хищников.
5) На момент завоевания испанцами Перу народы Анд использовали животных в сельском хозяйстве (как источник мяса), а также в декоративных целях.
6) Взрослый самец морской свинки весит 1000–1500 г, а самка – 800–1200 г.

Ответ:

235

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 8  В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект Процесс
Митохондрия
Клеточный центр Деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) синтез АТФ
2) фагоцитоз
3) выделение веществ
4) хранение информации

Ответ:

1

1 балл

 9  Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) охлаждают растение
2) имеют устьичные клетки
3) выполняют якорную функцию
4) содержат зону проведения
5) всасывают воду и минеральные вещества
6) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

Ответ:

126

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 10  В пищеварительной системе человека происходит механическое и __________ (А) преобразование пищи. Уже в ротовой полости пища пережёвывается и начинает перевариваться, здесь начинает расщепляться __________ (Б). Под действием ферментов слюны это сложное органическое вещество пищи превращается в __________ (В). Слюна имеет __________ (Г) реакцию.

Список элементов:
1) слабощелочная
2) кислая
3) химическое
4) физическое
5) крахмал
6) глюкоза
7) белок
8) аминокислота

А Б В Г

Ответ:

3561

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

  11   Установите соответствие между характеристиками и способами размножения пресноводной гидры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 
А) осуществляется при участии гамет
Б) потомки генетически идентичны родительской особи
В) развитие потомков из зиготы
Г) осуществляется путём почкования
Д) сочетание в потомстве признаков обоих родителей

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ГИДРЫ
1) бесполое
2) половое

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

Ответ:

21212

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

 12  Верны ли следующие суждения о грибах?

А. Шляпочные грибы образуют плодовые тела.
Б. Грибы могут вызывать серьёзные пищевые отравления.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:

3

1 балл

 13  Рассмотрите фотографии чёрной собаки. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему виду, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.

ОГЭ по биологииОГЭ по биологии

А. Окрас

ОГЭ по биологии

Б. Форма головы

ОГЭ по биологии

В. Форма ушей

ОГЭ по биологии

Г. Форма хвоста

ОГЭ по биологии

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы немецкий дог.

Морда заканчивается тупым клином. Спинка носа прямая. Уши высоко посаженные, висящие, средней величины. Уши не должны быть приподнимающимися на хрящах. Хвост в спокойном состоянии свободно опущен, имеет саблевидную форму. Немецкий дог разводится в трёх самостоятельных окрасах: палевые и тигровые; мраморные и чёрные; голубые.

1) соответствует 2) не соответствует

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: АБВГД

Ответ:

11411

3 балла - абсолютное совпадение
2 балла - 1 позиция не совпадает
1 балл - 2 позиции не совпадают

Остальное 0

 14  На рисунке под каким номером изображена затылочная кость человека?

1)
органы человека

2)
органы человека

3)
органы человека

4)
органы человека

Ответ:

4

1 балл

 15  Какой из факторов может вызвать учащение дыхания?

1) спуск под воду с аквалангом
2) повышение концентрации О2 в воздухе
3) вход в холодную воду
4) повышение концентрации СО2 в воздухе

Ответ:

4

1 балл

 16  Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

органы человека к ОГЭ по биологии

1) подкожная клетчатка
2) рецептор
3) сальная железа
4) эпидермис
5) кровеносный сосуд
6) мышца, поднимающая волос

Ответ:

256

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 17  Какие заболевания человека вызываются бактериями? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) грипп
2) коклюш
3) СПИД
4) кариес
5) герпес
6) столбняк

Ответ:

246

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 18   Установите соответствие между признаками и типами кровеносных сосудов: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ 
А) кровь движется к сердцу
Б) кровь движется от сердца
В) стенки образованы одним слоем плоских клеток
Г) через стенки осуществляется газообмен
Д) кровь в сосудах движется под высоким давлением

ТИПЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ
1) артерия
2) вена
3) капилляр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д

Ответ:

21331

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

19   Выберите один или несколько правильных ответов.
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ястреба.

Список характеристик:

1) хищная птица
2) редуцент
3) консумент второго и третьего порядков
4) дневной охотник
5) всеядное животное
6) растительноядное животное

Ответ:

134

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

20   Впишите правильный ответ.
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит свиристель. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

Ответ:

РНЖА или МДЖА

1 балл

21   Впишите правильный ответ.
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность гадюк и синиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности сов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Численность гадюк Численность синиц

Ответ:

23

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 22  Рассмотрите рисунки 1–3, на которых изображён глаз человека. Какой отдел вегетативной нервной системы контролирует изменение зрачка глаза, изображённого на рисунке 2? Какое изменение в работе пищеварительной системы человека контролирует этот отдел вегетативной нервной системы?

ОГЭ по биологии

1   2   3

Ответ:

1. Парасимпатический отдел
2. Изменение:
усиливает перистальтику кишечника
ИЛИ
усиливается секреция пищеварительных желез

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

 23  Китайские учёные изучали поведение мальков рыбок данио в различных условиях освещённости. Мальков помещали в аквариум, в котором раз в несколько часов включали и выключали освещение. Было обнаружено, что мальки двигаются более активно при выключенном освещении.

Какой вывод относительно активности природных врагов рыбок данио можно сделать из данного исследования? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

1) мальки рыбок данио ведут ночной образ жизни, чтобы избежать встречи с хищниками;
2) это связано с тем, что их природные враги в основном активны днём

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный  - 0 баллов

Прочитайте текст и выполните задание 24.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

24   Дайте развернутый ответ.
Используя содержание текста «Что такое система?» и знания из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии характеризуется система «рука»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

Ответ:

1)  Главное условие возникновения системы  — взаимодействие элементов (частей).
2)  Система рука содержит мышцы, связки и кости   — составляющие элементы системы «рука».
3)  Цветок  — система состоящая из элементов: лепестки (венчик), тычинки, пестик, чашечка. Каждый элемент выполняет свою функцию, например, в тычинках формируются спермии, участвующие в оплодотворении.

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок  - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок -  1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

25  Пользуясь таблицей «Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания

Территория Ккал/день Ожидаемая продолжительность жизни (мужчины) Ожидаемая продолжительность жизни (женщины)
США 3770 75 80
Европа 3314 77 83
Япония (в целом) 2761 79 86
Окинава 1650 ≥83 ≥90

1) Какая существует зависимость между потреблением калорийной пищи и продолжительностью жизни?

2) На сколько калорийность питания в Европе в среднем меньше, чем в США?

3) За счёт каких групп питательных веществ современные производители пищи резко повышают её калорийность?

Ответ:

1) Чем больше калорийность рациона, тем меньше продолжительность жизни (обратно пропорциональная зависимость)
2) 3770-3314=456 - на 456 Ккал в день
3) производители пищи резко повышают её калорийность за счет углеводов и растительных белков

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

Рассмотрите таблицы 1, 2, 3 и выполните задание 26.

Прочитайте текст и выполните задания.

Таблица 1

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности Энергетические затраты
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная 4,5 ккал/мин.
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) 5,5 ккал/мин.
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь 6,5 ккал/мин.
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи 7,5 ккал/мин.
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин.

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
16 и старше 1,9 1,0 475 3100

Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность (ккал)
Суп солянка 4,3 6,2 3,0 84
Лапша куриная 12,0 4,0 20,0 165
Котлета из птицы
с картофельным пюре
16,0 26,0 34,4 443
Пельмени 11,0 11,0 24,0 250
Салат овощной 3,0 0 10,0 60
Салат мясной 6,0 23,0 10,0 285
Творожная запеканка
со сметаной
24,0 24,0 50,0 540
Блинчики
со сгущённым молоком
11,0 21,0 74,0 547
Морс клюквенный 0 0 24,0 100
Напиток вишнёвый 0 0 17,3 70
Яблочный сок 0 0 19,0 84
Чай сладкий 0 0 14,0 68

 

26  Дайте развернутый ответ.
Антон увлекается катанием на водных лыжах и каждый год на всё лето вместе с друзьями ездит на Чёрное море, где они активно тренируются. Каждый день юноша катается в течение трёх часов (утром, после обеда и вечером по часу). В свободное время после утренней тренировки Антон заходит перекусить в кафе быстрого питания на берегу моря. На второй завтрак Антон заказал творожную запеканку со сметаной и чай.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3 выполните задания.

1) Рассчитайте энергозатраты Антона во время первой тренировки.

2) Рассчитайте количество белков во втором завтраке. Насколько заказанные блюда (в %) удовлетворяют суточную потребность 18-летнего Антона в белках, если его вес составляет 70 кг?

3) Почему Антону следует обратить внимание на то, как сотрудники кафе защищают заранее приготовленные блюда и посуду от комнатных мух?

Ответ:

1) энергозатраты во время тренировки – 7,5 * 60 = 450 ккал;
2) белков во втором завтраке 24 г; заказанные блюда удовлетворяют суточную потребность 18-летнего Антона в белках на 18%;
3) комнатные мухи являются переносчиками различных возбудителей инфекционных заболеваний, а также яиц гельминтов

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.