Подборку самых сложных на наш взгляд заданий в можете прорешать в этом варианте, составленном по заданиям ФИПИ.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 1  На рисунках схематично представлена организация нервной системы человека на разных уровнях.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрируют данные рисунки?

Ответ:

иерархичность или прерывистость или дискретность

1 балл

 2  Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ
А) мукор
Б) рябина обыкновенная
В) холерный вибрион
Г) ланцетник

ЦАРСТВА
1) Грибы
2) Бактерии
3) Растения
4) Животные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г

Ответ:

1324

1 балл

 3  Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) класс Птицы
2) вид Императорский пингвин
3) семейство Пингвиновые
4) надотряд Плавающие
5) отряд Пингвинообразные

Ответ:

23541

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1-2 позиции не совпадают
Остальное 0

 4  Изучите график, отражающий зависимость продуктивности экосистемы от времени (по оси x отложено время (дни), а по оси y – продуктивность экосистемы (г/м2 углерода в день)).

График ОГЭ по биологии

Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?

Продуктивность экосистемы

1) линейно возрастает с 100-го по 200-й день
2) минимальна на 240-й день наблюдений
3) линейно снижается с 260-го по 280-й день наблюдений
4) не изменяется с 160-го по 250-й день
5) не изменяется с 20-го по 100-й день

Ответ:

35

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 5  Установите последовательность движения крови в сердце и кровеносных сосудах от правого предсердия к левому желудочку. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) лёгочные вены
2) лёгочная артерия
3) капилляры лёгких
4) левое предсердие
5) правый желудочек

Ответ:

52314

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1-2 позиции не совпадают
Остальное 0

 6  Как называется лабораторная посуда, изображённая на рисунке?

1) чашка Петри
2) предметное стекло
3) покровное стекло
4) пробирка

Ответ:

2

1 балл

 7  Известно, что яблонная плодожорка – это ночная бабочка, опасный вредитель плодовых культур.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Бабочка предпочитает температуру воздуха выше 16°С.
2) Крылья яблонной плодожорки покрыты мелкими серыми чешуйками.
3) Летают бабочки плодожорки в сумерках, днём прячутся в кроне дерева.
4) Яйца у бабочки уплощённые, мелкие, полупрозрачные, с зеленоватым оттенком.
5) Гусеницы прогрызают ходы в плодах яблони, груши, персика и абрикоса.
6) Размах крыльев бабочки 18–20 мм, а длина тела 10 мм.

Ответ:

235

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 8  В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Ткань Функции
Опора, транспорт, защита
Эпителиальная Защита, выделение секрета

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) механическая
2) мышечная
3) нервная
4) соединительная

Ответ:

4

1 балл

 9  Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Органы дыхания представлены лёгкими и кожей.
2) Имеется внутреннее и среднее ухо.
3) Головной мозг состоит из пяти отделов.
4) Имеется плавательный пузырь.
5) Сердце трёхкамерное.
6) Один круг кровообращения.

Ответ:

125

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 10  Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с __________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с __________ (Б) отсутствует стадия __________ (В). У бабочек личинку называют __________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленными к условиям существования.

Список элементов:
1) гусеница
2) личинка
3) куколка
4) яйцо
5) неполное превращение
6) полное превращение
7) взрослое насекомое
8) чешуекрылое

Ответ:

6531

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

  11  Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ 
А) четырёхкамерное сердце
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами
В) имеется диафрагма
Г) кровь в сердце смешанная
Д) температура тела высокая и постоянная
Е) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке

КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ
1) Пресмыкающиеся
2) Млекопитающие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д Е

Ответ:

212121

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

 12  Верны ли следующие суждения о грибах?

А. В клетках грибов отсутствуют пластиды.
Б. Грибы размножаются спорами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ:

3

1 балл

 13  

Рассмотрите фотографию белой с чёрными пятнами лошади. Выберите характеристики, соответствующие его (её) внешнему виду, по следующему плану: масть (окрас), постановка головы, форма головы, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку.

ОГЭ по биологии

А. Масть (без учёта белых отметин на морде и ногах)

ОГЭ по биологии

Б. Постановка головы

ОГЭ по биологии

В. Форма головы (по профилю)

ОГЭ по биологии

Г. Постановка задних конечностей в положении стоя по ноге, расположенной дальше от корпуса (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)

ОГЭ по биологии

Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь стандартам породы гафлинтерская.

Допустимые масти – соловая и игреневая, с разнообразными белыми отметинами. Шея длинная. Профиль головы прямой, часто клиновидный. Задние конечности прямые.

1) соответствует 2) не соответствует

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: АБВГД

Ответ:

81222

3 балла - абсолютное совпадение
2 балла - 1 позиция не совпадает
1 балл - 2 позиции не совпадают

Остальное 0

 14   На рисунке под каким номером изображён нефрон человека?

1)
органы человека

2)
органы человека

3)
органы человека

4)
органы человека

Ответ:

1

1 балл

 15  Примером процесса ассимиляции в организме человека является

1) распад белков до аминокислот в пищеварительной системе
2) синтез новых белков в клетках организма
3) участие ферментов в химических реакциях, происходящих в кишечнике
4) диффузия кислорода в лёгкие

Ответ:

2

1 балл

 16  Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение черепа человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

органы человека к ОГЭ по биологии

1) верхнечелюстная кость
2) височная кость
3) скуловая кость
4) лобная кость
5) затылочная кость
6) нижнечелюстная кость

Ответ:

146

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 17  Какие функции выполняет промежуточный мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) регулирует температуру тела
2) отвечает за смену сна и бодрствования
3) отвечает за чувство насыщения
4) регулирует деятельность кровеносной системы
5) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание
6) обеспечивает деятельность дыхательной системы

Ответ:

123

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

 18  Установите соответствие между характеристиками и подотделами нервной системы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ 
А) снижает частоту сердечных сокращений
Б) ослабляет работу кишечника
В) учащает дыхание
Г) сужает бронхи
Д) усиливает работу желудка

ПОДОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
1) симпатический
2) парасимпатический

А Б В Г Д

Ответ:

21122

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

19   Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания кальмара.

Список характеристик:

1) падальщик
2) пищевой конкурент морского леопарда
3) консумент первого порядка
4) консумент второго или третьего порядка
5) обитатель толщи воды
6) активный охотник

Ответ:

456

2 балла - абсолютное совпадение (порядок символов не имеет значения)
1 балл - 1 позиция не совпадает, отсутствует или лишняя.
Остальное 0

20   Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит рыба. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

Ответ:

ОДРА или ОДРИ или ОДРТ или ОДКР

1 балл

21  Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы океана. Как изменится численность кальмаров и косаток, если в течение двух лет наблюдалось уменьшение численности криля?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Численность кальмаров Численность косаток

Ответ:

23

2 балла - абсолютное совпадение
1 балл - 1 позиция не совпадает
Остальное 0

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–26) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 22  Рассмотрите рисунки 1–4 с изображением типов осанок человека. Как называют нарушение осанки, изображённое на рисунке 3? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

ОГЭ по биологии

1 2 3 4

Ответ:

1. Кифоз грудного отдела позвоночника (гиперкифоз)
2. Причина заболевания: лишний вес
ИЛИ
неправильная постановка корпуса при ходьбе / в положении сидя / в положении стоя
ИЛИ
быстрый рост
ИЛИ
сопутствующие нарушения двигательной системы (плоскостопие, рахит, остеохондроз, остеопороз)
ИЛИ
генетическая предрасположенность

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

 23  Татьяна решила измерить содержание сахарозы в клубне картофеля. Для этого она поместила кусочки клубня картофеля одинакового размера в растворы сахарозы разной концентрации. Измерялась масса кусочков картофеля до погружения в раствор и после выдерживания в растворе в течение 2 часов. Оказалось, что при концентрации сахарозы 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочка картофеля увеличилась, при концентрации 0,3 моль/л не изменилась, а при концентрации 0,4 и 0,5 моль/л – уменьшилась.

Какова концентрация сахарозы в клубне картофеля? Объясните, почему в растворах с концентрацией 0,1 и 0,2 моль/л масса кусочков увеличилась.

Ответ:

1. 0,3 моль/л
2. Концентрация сахарозы в растворе ниже, чем в клубне, и вода входит из раствора в клубень (при помощи осмоса), повышая массу клубня

Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный  - 0 баллов

Прочитайте текст и выполните задание 24.

ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

24  Используя содержание текста «Особенности растительной клетки» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Что собой представляют пластиды?

2) Какую роль выполняют вакуоли?

3) С какими органоидами растительной клетки связаны реакции пластического обмена?

Ответ:

1. Двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся.
2. Обеспечение клеточного тургора.
3. Рибосомы и пластиды

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок  - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок -  1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

25  Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Наследование групп крови ребёнком

 

Группа крови отца

 
I (0) II (А) III (В) IV (АВ)

Группа крови матери

I (0) I (0) II (А)

I (0)

III (В)

I (0)

II (А)

III (В)

Группа крови ребёнка

II (А) II (А)

I (0)

II (А)

I (0)

любая II (А), III (В)

IV (АВ)

III (В) III (В)

I (0)

любая III (В)

I (0)

II (А), III (В)

IV (АВ)

IV (АВ) II (А)

III (В)

II (А), III (В)

IV (АВ)

II (А), III (В)

IV (АВ)

II (А), III (В)

IV (АВ)

1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?

2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3) Человек с какой группой крови является универсальным донором?

Ответ:

1)  I или III.
2)  Возможные варианты:
Мать II  II  III III IV IV  IV
Отец III IV  II  IV II  III IV
Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных.
3)  I (первой)

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

Рассмотрите таблицы 1, 2, 3 и выполните задание 26.

Таблица 1

Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании (от суточной нормы)

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет Белки,

г/кг

Жиры,

г/кг

Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
16 и старше 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность (ккал)
Борщ сибирский 4 17 7 200
Рассольник 5 13 17 206
Лапша куриная 12 4 20 165
Плов с курицей 14 18 36 360
Пельмени 11 11 24 250
Сосиски (2 шт.)
с гречневой кашей
16 28 36 470
Сырники со сметаной 24 24 50 540
Блинчики
со сгущённым молоком
11 21 74 547
Салат мясной 6 23 10 285
Салат из сельди
с яйцом и картофелем
4 6 14 124
Морс клюквенный 0 0 24 100
Сок яблочный 0 0 19 84
Чай сладкий 0 0 14 68

 

 

26   Дайте развернутый ответ.
14-летняя Софья в зимние каникулы посетила Псков и его окрестности. Перед экскурсией в Государственный Пушкинский заповедник она позавтракала в местном кафе быстрого питания. Девушка заказала себе на второй завтрак следующие блюда: сосиски с гречневой кашей, блинчики со сгущённым молоком и чай сладкий.

Используя данные таблиц 1, 2 и 3, выполните задания.

1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность второго завтрака, если Софья питается четыре раза в день.

2) Рассчитайте суммарное количество белков в заказанных блюдах, а также отношение поступивших с пищей белков к их суточной норме (в %), если Софья весит 46 кг.

3) Где расположен безусловно-рефлекторный центр желудочного сокоотделения у человека?

 

Ответ:

1) рекомендуемая энергетическая ценность второго завтрака – 522 ккал;
2) содержание белков в заказанном завтраке – 27 г, что составляет 29,3% от суточной нормы;
3) в продолговатом мозге

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок - 3 балла
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок - 2 балла
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок - 1 балл
Ответ неправильный - 0 баллов

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.