Задание линейки 24 ЕГЭ по обществознанию предлагает составить сложный план на заданную тему. Вот что предлагает ФИПИ.
Все задания 24 с ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие научное познание.
2. Отличительные признаки научного знания:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность;
г) проверяемость (верифицируемость);
д) особый язык.
3. Современная классификация наук:
а) гуманитарные;
б) естественные;
в) социальные и так далее.
4. Функции научного познания:
а) познавательно-объяснительная;
б) мировоззренческая;
в) производственно-преобразующая;
г) прогностическая.
5. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
6. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) научное моделирование и другие.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 424B77
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Многообразие путей познания мира». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 1.4 Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды
Ответ:
1. Понятие «познание».
2. Уровни познания:
1. эмпирический (чувственное познание);
2. теоретический (рациональное познание).
3. Виды познавательной деятельности:
1. обыденное (житейское);
2. научное;
3. философское;
4. социальное;
5. художественное.
4. Философские направления по отношению к процессу познания:
1. гностицизм;
2. агностицизм;
3. оптимизм;
4. релятивизм; cкептицизм.
5. Формы и виды знаний:
1. практическое (производственное, политическое, педагогическое);
2. духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);
3. теоретическое (научное, вненаучное, философское).
6. Особенности обыденного познания:
1. опора на повседневный опыт;
2. здравый смысл;
3. передается из поколения в поколение (народная мудрость).
7. Особенности научного познания:
1. стремление к получению достоверных знаний;
2. строгая доказанность научных фактов;
3. непротиворечивость и проверяемость;
4. большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
5. использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
8. Особенности социального познания:
1. субъект и объект познания совпадает — это общество;
2. общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
3. общественные отношения сложны и зачастую противоречивы, высокая вероятность неточных знаний.
9. Роль познания в жизни человека.
Номер: 63DA5C
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические проблемы современности». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 1.9 Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «глобальные проблемы современности».
2. Виды глобальных проблем:
а) экологические;
б) демографические;
в) международный терроризм и другие.
3. Возможные причины экологических проблем:
а) быстрый рост населения Земли;
б) пренебрежение законами развития биосферы;
в) легкомысленное отношение к природе и другие.
4. Основные экологические проблемы:
а) глобальное потепление;
б) глобальное загрязнение окружающей среды;
в) сокращение биологического разнообразия на Земле и другие.
5. Пути преодоления экологических проблем:
а) использование достижений науки (ресурсосберегающие технологии и другое);
б) развитие экологического сознания;
в) восстановление природного разнообразия и богатства и другое.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: AACB97
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 1.14 Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести
Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие религии как социального института.
2. Структура религии:
а) религиозное сознание;
б) религиозный культ;
в) религиозные организации.
3. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) психологическая и другие.
4. Типы религий:
а) национальные религии;
б) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов, но могут быть указаны «ранние формы религии».
5. Характерные черты мировых религий:
а) большое число верующих;
б) эгалитаризм;
в) наднациональный уровень.
Номер: F0D730
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему,
из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 1.3 Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
Ответ:
Пояснение:
1. Понятие деятельности и её основные компоненты.
а) Субъект деятельности.
б) Объект деятельности.
в) Цель деятельности.
г) Средства достижения цели.
д) Результат деятельности.
2. Виды деятельности человека.
а) Игра: основные характеристики и функции.
б) Учёба как вид деятельности: цели, средства, результат.
в) Труд: особенности и роль в жизни человека.
г) Творчество: специфика и значение для развития личности.
д) Общение: функции, виды, структура.
3. Роль деятельности в процессе социализации личности.
а) Социализация: понятие, основные этапы и агенты.
б) Деятельность как средство усвоения социальных норм и ценностей.
в) Влияние различных видов деятельности на процесс социализации.
4. Проблема оценки результатов деятельности человека.
а) Критерии оценки результативности деятельности.
б) Позитивные и негативные последствия деятельности для человека и окружающего мира.
в) Социальная ответственность и оценка результатов деятельности.
Номер: AF2E69 2 (A4614A)
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 1.1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Потребности и интересы
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. В чём проявляется биологическая природа человека:
а) функционирование внутренних органов и систем;
б) первичные (физиологические) потребности;
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и другое.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) роль наследственности в развитии человека;
б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: D96B3C 1 (5AE924)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только
два подпункта.)
КЭС: 1.6 Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие общество в широком смысле.
2. Характерные черты общества как системы:
а) наличие подсистем;
б) взаимосвязь элементов;
в) взаимовлияние элементов.
3. Подсистемы (сферы) общества:
а) политическая;
б) экономическая;
в) духовная и др.
4. Направления динамики общества:
а) прогресс;
б) регресс.
5. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и другие.
6. Функции общества как системы:
а) производство и распределение экономических благ;
б) репродукция и социализация людей;
в) контроль и управление людьми и так далее.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 6571E4 2 (C34F8F)
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банковская система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 2.10 Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика Банка России. Денежные агрегаты. Денежная масса и денежная база. Денежный мультипликатор
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие о банках и банковской системе.
2. Структура банковской системы:
а) Центральный банк;
б) коммерческие банки.
3. Основные функции коммерческих банков:
а) аккумулирование свободных финансовых средств;
б) проведение расчётов и платежей;
в) инвестирование финансовых средств;
г) валютно-обменные операции.
4. Основные виды банковских операций:
а) активные;
б) пассивные.
5. Основные функции Центрального банка:
а) эмиссия денег;
б) лицензирование коммерческих банков;
в) хранение золотовалютных запасов страны и так далее.
6. Роль банковских инвестиций в развитии экономики.
7. Банки в мировой финансовой системе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 2B274C
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
КЭС: 2.13 Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации хозяйства Экономические функции государства. Общественные блага. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Экономические функции государства:
а) правовое регулирование рынка;
б) защита конкурентной среды;
в) производство общественных благ;
г) стабилизация и обеспечение экономического роста и тому подобное.
2. Методы государственного регулирования:
а) прямые (правовое регулирование);
б) косвенные (монетарная политика, фискальная политика).
3. Инструменты бюджетно-налоговой политики:
а) изменение ставок налогообложения;
б) изменение государственных расходов и другие.
4. Инструменты денежно-кредитной политики:
а) изменение нормы обязательных банковских резервов;
б) изменение ключевой (учётной) ставки;
в) операции на открытом рынке.
5. Приоритет косвенных методов регулирования.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 59C6F4
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Характеристика экономического цикла». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы
в подпунктах.
КЭС: 2.16 Экономический рост и пути его достижения. Измерение экономического роста. Основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП). Связь между показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный валовой внутренний продукт. Макроэкономические показатели и качество жизни. Факторы долгосрочного экономического роста
Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «Экономический цикл».
2. Фазы экономического цикла:
а) подъём;
б) спад (рецессия);
в) депрессия (стагнация);
г) оживление.
3. Причины циклического развития экономики:
а) внутренние;
б) внешние.
4. Внешние причины экономических циклов:
а) войны и революции;
б) миграция населения;
в) политические события;
г) научные открытия;
д) природные явления и др.
5. Внутренние причины экономических циклов:
а) нарушения в области денежного обращения;
б) перепроизводство;
в) изменения в потребительских расходах и др.
6. Пути экономического роста:
а) экстенсивный;
б) интенсивный;
7. Основные показатели экономического развития:
а) ВВП;
б) ВНП;
в) НД и др.
8. Стабилизационная политика государства
Номер: 7BD976
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек на рынке труда». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
КЭС: 2.7 Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации
Ответ:
1. Факторы формирования предложения на рынке труда:
а) заработная плата;
б) престиж профессии;
в) сложность труда;
г) структура профессионального образования;
д) потребность работника в свободном времени и др.
2. Факторы формирования заработной платы:
а) успешность деятельности фирмы;
б) характер и качество труда работника;
в) квалификация работника и др.
3. Различие заработной платы работников и его причины:
а) сложность и тяжесть труда;
б) разница в образовании, опыте, таланте работников;
в) степень профессионального риска;
г) различие в престиже профессии и т.д.
4. Основные требования к работнику на рынке труда:
а) квалификация;
б) образование;
в) соблюдение трудовой дисциплины;
г) профессионализм;
д) опыт работы и т.д.
Номер: A298BA
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общественные блага в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
КЭС: 2.13 Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации хозяйства Экономические функции государства. Общественные блага. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Ответ:
Решение:
1. Понятие общественных благ.
2. Виды благ:
а) общественные блага;
б) экономические блага;
в) свободные блага.
3. Признаки общественных благ:
а) неконкурентсность, доступность для всех граждан;
б) неисключаемость, потребляются гражданами коллективно;
в) неделимость общественных благ;
г) затраты за счет налогов граждан.
4. Примеры общественных благ:
а) строительство и ремонт дорог;
б) парки;
в) бесплатная медицина;
г) правопорядок;
д) оборона и безопасность;
е) бесплатное образование;
ж) общественный транспорт;
з) почтовые услуги и др.
5. Виды общественных благ:
а) смешанные общественные блага (например, автомобильные магистрали);
б) чистые общественные блага (например, оборона и безопасность государства);
в) перегружаемые общественные блага (например, общественный транспорт);
г) общественные блага совместного потребления (например, общественные библиотеки).
6. Налоговая нагрузка и производство общественных благ.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых трёх из пунктов плана из № 3, 4, 5 в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: FE4D1B
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 2.15 Налоговая система Российской Федерации. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства.
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «налоги».
2. Функции налогов:
а) фискальная;
б) стимулирующая;
в) социально-воспитательная и другие.
3. Принципы налогообложения:
а) принцип справедливости;
б) принцип определённости и точности налогов;
в) принцип экономической целесообразности и другие.
4. Виды налогов:
а) прямые и косвенные;
б) местные, региональные, федеральные;
в) уплачиваемые физическими лицами и уплачиваемые юридическими лицами и так далее.
5. Системы налогообложения:
а) пропорциональный налог;
б) прогрессивный налог;
в) регрессивный налог.
6. Лица, являющиеся налогоплательщиками и плательщиками сборов:
а) права;
б) обязанности.
7. субъекты налоговых отношений:
а) налогоплательщик;
б) налоговый агент;
в) налоговый орган.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 3, 4, 5, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Номер: FED692
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банк как финансовый институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 2.10 Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика Банка России. Денежные агрегаты. Денежная масса и денежная база. Денежный мультипликатор
Ответ:
Пояснение:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Место банков в финансовой системе.
2. Центральный банк и его основные функции:
а) контроль объёма денежной массы и эмиссия денег;
б) обслуживание финансовых операций правительства;
в) хранение золотовалютных резервов;
г) лицензирование деятельности финансовых организаций и др.
3. Функции коммерческих банков:
а) привлечение свободных денежных средств;
б) обслуживание счетов граждан и фирм;
в) кредитование;
г) посреднические операции и др.
4. Виды операций коммерческих банков:
а) активные;
б) пассивные. (При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов.)
5. Государственное регулирование банковской деятельности в условиях рынка.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Номер: C5EBE9
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Производство экономических благ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 2.8 Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические цели фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка, прибыль. Экономическая эффективность. Эффект масштаба производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы
Ответ:
План
1. Виды благ
а) экономические;
б) свободные (даровые);
2. Этапы экономической деятельности
а) производство;
б) распределение;
в) обмен;
г) потребление.
3. Субъекты экономической деятельности
а) государство
б) домохозяйства
в) предприятия
4. Результат экономической деятельности:
а) товары;
б) услуги.
5. Виды экономических благ
а) комплементы
б) субституты
6. Факторы производства:
а) земля
б) труд;
в) капитал;
г) предпринимательские способности;
д) информация.
Номер: FE138F
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конкуренция в рыночной экономике». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 2.13 Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации хозяйства Экономические функции государства. Общественные блага. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение:
1. Определение конкуренции в рыночной экономике и её значение
2. Виды конкуренции и их характеристики
а) Совершенная конкуренция
б) Монополистическая конкуренция
в) Олигополия
г) Монополия
3. Роль конкуренции в рыночной экономике
а) Снижение затрат на производство товаров и услуг
б) Стимулирование инноваций и технологического развития
в) Повышение качества продукции
г) Создание равных условий для участников рынка
4. Основные методы конкурентной борьбы
а) Использование скидок и акций
б) Демпинг как крайняя форма ценовой конкуренции
в) Улучшение качества продукции и уровня обслуживания
г) Привлечение клиентов рекламой и маркетинговыми акциями
д) Дифференциация товаров и брендирование
5. Антимонопольная политика государства
а) Цели и задачи антимонопольного регулирования
б) Законодательное регулирование
в) Наложение штрафов и санкций за нарушение антимонопольного законодательства
г) Организация общественного контроля и проведение независимых экспертиз
Номер: 547C02 1 (B1E043)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Сущность фискальной политики государства». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только
два подпункта.)
КЭС: 2.13 Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации хозяйства Экономические функции государства. Общественные блага. Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов и подпунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «фискальная политика».
2. Элементы фискальной политики:
а) цель фискальной политики (обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения);
б) Правительство РФ как главный орган, осуществляющий фискальную политику государства;
в) объекты фискальной политики (налоги, государственные расходы).
3. Основные инструменты фискальной политики:
а) налоги;
б) государственные расходы;
в) изменение баланса государственного бюджета.
4. Виды фискальной политики:
а) стимулирующая;
б) сдерживающая;
в) дискреционная.
5. Меры фискальной политики по снижению инфляции:
а) увеличение налоговых ставок;
б) снижение государственных расходов;
в) принятие профицитного бюджета.
6. Меры фискальной политики для стимулирования экономического роста:
а) снижение налоговых ставок;
б) увеличение государственных расходов;
в) принятие дефицитного бюджета.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 3, 4, 5, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: A65B7D 2 (F47C78)
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банк как финансовый институт». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 2.10 Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика Банка России. Денежные агрегаты. Денежная масса и денежная база. Денежный мультипликатор
Ответ:
Пример сложного плана по теме «Банк как финансовый институт»:
1. Определение банка. Финансовая организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определённую плату.
2. Структура банковской системы. Центральный банк, коммерческие банки, другие финансовые организации.
3. Основные функции коммерческих банков. Аккумулирование свободных финансовых средств, проведение расчётов и платежей, инвестирование финансовых средств, валютно-обменные операции.
4. Основные виды банковских операций. Активные и пассивные.
5. Основные функции Центрального банка. Эмиссия денег, лицензирование коммерческих банков, хранение золотовалютных запасов страны и т. д..
6. Отличительные черты банковской системы РФ.
Также можно добавить пункт «Роль банков в экономической жизни страны».
Номер: 8CBC22 1 (0134DF)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рыночный механизм». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 2.5 Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации
Ответ:
Сложный план по теме «Рыночный механизм» может включать следующие пункты:
1. Понятие рынка.
2. Условия возникновения рынка: общественное разделение труда, множество обособленных производителей, регулярность обмена.
3. Участники рынка: производитель, потребитель.
4. Элементы рыночного механизма: спрос и цена спроса, предложение и цена предложения, рыночное равновесие и равновесная цена.
5. Основные функции рынка: посредническая, информационная, регулирующая, стимулирующая.
6. Виды рынков: по объекту продажи (рынок земли, природных ресурсов, товаров и услуг), по масштабу (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру продаж (оптовый и розничный), по уровню законности (легальный и нелегальный), по уровню конкуренции (рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и др.).
7. Достоинства рыночной экономики: рациональное распределение ресурсов, отсутствие дефицита, широкий ассортимент, стимулирование научно-технического прогресса.
8. Недостатки рыночного механизма: тенденция к монополизации, цикличность, социальное неравенство, безработица.
9. Роль государства в рыночной экономике.
Номер: 6E2D8A 2 (62ADD9)
Прочитайте текст и выполните задания.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Налоги».
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 2.15 Налоговая система Российской Федерации. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства.
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «налоги».
2. Функции налогов:
а) фискальная;
б) стимулирующая;
в) социально-воспитательная и другие.
3. Принципы налогообложения:
а) принцип справедливости;
б) принцип определённости и точности налогов;
в) принцип экономической целесообразности и другие.
4. Виды налогов:
а) прямые и косвенные;
б) местные, региональные, федеральные;
в) уплачиваемые физическими лицами и уплачиваемые юридическими лицами и так далее.
5. Системы налогообложения:
а) пропорциональный налог;
б) прогрессивный налог;
в) регрессивный налог.
6. Лица, являющиеся налогоплательщиками и плательщиками сборов:
а) права;
б) обязанности.
7. субъекты налоговых отношений:
а) налогоплательщик;
б) налоговый агент;
в) налоговый орган.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 3, 4, 5, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Номер: 82280A 1 (D52657)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Инфляция как экономическое явление». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 2.12 Инфляция: причины, виды, социальноэкономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение:
1. Определение инфляции
2. Классификация инфляции по темпам роста цен
а) Умеренная (рост цен до 10% в год)
б) Галопирующая (рост цен до 10 до 50% в год)
в) Гиперинфляция (рост цен более 50% в год)
3. Классификация инфляции по степени однородности роста цен
а) Сбалансированная
б) Несбалансированная
4. Показатели измерения инфляции
а) Индекс потребительских цен (ИПЦ)
б) Индекс цен производителей (ИЦП)
в) Паритет покупательной способности (ППС)
5. Взаимосвязь инфляции с другими экономическими явлениями
а) Инфляция и безработица (кривая Филлипса)
б) Инфляция и экономический рост
в) Инфляционные ожидания и их влияние на экономику
6. Последствия инфляции
а) Снижение благосостояния населения
б) Обесценивание сбережений и кредитов
в) Усложнение процесса долгосрочного планирования
7. Антиинфляционная политика
а) Фискальная политика
б) Монетарная политика
в) Институциональные меры
Номер: 68B5E5 2 (3206C0)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рынок как саморегулирующаяся система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 2.5 Институт рынка. Функционирование рынков. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации
Ответ:
Пояснение:
1. Определение рынка и его основные функции
2. Спрос и предложение как основные элементы саморегулирования рынка
а) Определение спроса и предложения
б) Факторы, влияющие на спрос и предложение
в) Рыночное равновесие
3. Цена как механизм саморегулирования рынка
а) Понятие цены и ее функции
б) Виды цен и их формирование
в) Влияние цены на саморегулирование рынка
4. Конкуренция как фактор саморегулирования рынка
а) Понятие и виды конкуренции
б) Роль конкуренции в саморегулировании рынка
в) Антимонопольное законодательство и его значение
5. Преимущества рынка как саморегулирующейся системы
а) Свободное ценообразование как механизм эффективного распределения ресурсов
б) Внедрение новых технологий и товаров на рынке
в) Удовлетворение потребностей потребителей
Номер: CF3D97 2 (A5238C)
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 3.8 Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социальный конфликт.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) межгрупповой;
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта:
а) предконфликтная;
б) конфликтная;
в) постконфликтная.
5. Способы разрешения конфликтов:
а) поиск компромисса, переговоры;
б) подавление одной стороны другую;
в) медиация, арбитраж и так далее.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 1E5600 1 (470540)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 3.7 Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной
темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный контроль».
2. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
6) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и другие.
3. Виды социального контроля:
а) внутренний (самоконтроль)
б) внешний формальный;
в) внешний неформальный.
4. Элементы социального контроля:
а) Социальные санкции (формальные и неформальные);
б) Социальные нормы (право, мораль и так далее).
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 9857CB 2 (A32E7B)
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как центральный институт политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
КЭС: 4.3 Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства
Ответ:
Решение:
1) Подсистемы политической системы общества:
а) организационная (институциональная);
б) нормативная;
в) коммуникативная;
г) культурная;
д) функциональная.
2) Элементы институциональной подсистемы:
а) государство;
б) партии;
в) общественные движения;
г) политические СМИ.
3) Признаки государства:
а) суверенитет;
б) публичный характер власти;
в) правотворчество;
г) легальность в применении силы;
д) исключительное право установления и сбора налогов и т. д.
4) Функции государства, как центрального института политики:
а) внешние;
б) внутренние.
5) Внешние функции государства:
а) оборона страны от внешнего воздействия;
б) участие в международных организациях;
в) отстаивание национальных интересов на международном уровне;
г) участие в решении глобальных проблем и т. д.
6) Внутренние функции государства:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) правоохранительная и т. д.
Номер: AB9FBC
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические институты». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 4.2 Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе
4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Определение политического института.
2. Признаки политических институтов:
а) нормативность;
б) использование властных полномочий;
в) установки и образцы поведения и другие.
3. Важнейшие политические институты:
а) государство — центральный институт политической системы;
б) политические партии;
в) общественно-политические движения и другие.
4. Функции политических институтов:
а) интегративная;
б) поддержание стабильности и общественного порядка;
в) поддержание безопасности;
г) политическая социализация членов общества и другие.
5. Политические институты современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 7EE1D1
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правительство Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 4.6 Субъекты государственной власти в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти Российской Федерации.
2. Структура Правительства Российской Федерации:
а) Председатель Правительства Российской Федерации;
б) заместители Председателя Правительства Российской Федерации;
в) федеральные министры.
3. Порядок формирования Правительства Российской Федерации:
а) Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, кандидатура которого утверждена Государственной Думой;
б) Председатель Правительства представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
в) Президент Российской Федерации назначает после консультаций с Советом Федерации федеральных министров так называемого силового блока и МИД;
г) Председатель Правительства представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры членов Правительства, которые назначаются на должность Президентом (за исключением тех, которых назначает Президент Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации).
4. Полномочия Правительства Российской Федерации:
а) разработка и исполнение государственного бюджета;
б) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) управление федеральной собственностью и др.
5. Порядок отставки Правительства Российской Федерации:
а) по инициативе Президента Российской Федерации;
б) по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации;
в) добровольная отставка Правительства Российской Федерации;
г) вотум недоверия Правительству Российской Федерации;
д) избрание нового Президента Российской Федерации.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Номер: E6629D
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Российская Федерация: избирательная система». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
КЭС: 4.10 Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской Федерации
Ответ:
Пример сложного плана, позволяющего раскрыть по существу тему «Избирательная система Российской Федерации»:
1. Понятие избирательной системы.
2. Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
3. Применяемые в РФ типы избирательных систем на федеральном уровне: на выборах президента — мажоритарная абсолютного большинства, на выборах Государственной Думы — смешанная (225 мест по мажоритарной, 225 по пропорциональной).
4. Принципы избирательной системы РФ: всеобщность избирательного права, равенство избирателей, свобода выборов, тайна голосования и другие.
5. Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
6. Избрание Президента РФ: срок на шесть лет, гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, выборы назначаются Советом Федерации и так далее.
7. Избрание Государственной Думы РФ: избирается 450 депутатов, из которых 225 по одномандатным округам, и 225 по федеральному избирательному округу, сроком на пять лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
8. Законодательство РФ о выборах: Конституция РФ, федеральные законы о выборах.
9. Содержание и принципы избирательной кампании в РФ как признак цивилизованного демократического государства.
Возможны и другие корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.
Номер: C866EB
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Демократия как форма политической организации общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 4.4 Понятие формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие демократии.
2. Признаки (принципы) демократии:
а) выборность основных органов государства;
б) равноправие граждан / равенство избирательных прав;
в) решение вопросов на основе принципа большинства;
г) политический плюрализм и другие.
3. Виды демократии:
а) прямая/непосредственная;
б) представительная.
4. Многообразие форм политического участия граждан в условиях демократии:
а) выборы;
б) референдумы;
в) митинги;
г) участие в деятельности политических организаций и так далее.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие любых двух из 2−4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: AEB304 1 (638C19)
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая система общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 4.2 Политическая система общества, её структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие о политической системе.
2. Основные элементы политической системы:
а) организационная подсистема (государство, партии и общественно-политические движения, СМИ);
б) коммуникативная подсистема (совокупность отношений и форм взаимодействия между субъектами политики);
в) нормативная подсистема (конституции и законы, этико-моральные нормы);
г) культурно-идеологическая подсистема (совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств).
3. Функции политической системы:
а) определение целей, задач и путей развития общества;
б) регулирование деятельности общества;
в) распределение духовных и материальных ресурсов;
г) согласование разных политических интересов;
д) стабильность и безопасность общества;
е) контроль за выполнением решений и соблюдением норм.
4. Типология политических систем:
а) в зависимости от источника власти (демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
б) в зависимости от взаимодействия с обществом (открытые и закрытые);
в) иные типологии.
5. Особенности современных политических систем.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 1967B5 1 (1C99AA)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правительство Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 4.6 Субъекты государственной власти в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти Российской Федерации.
2. Структура Правительства Российской Федерации:
а) Председатель Правительства Российской Федерации;
б) заместители Председателя Правительства Российской Федерации;
в) федеральные министры.
3. Порядок формирования Правительства Российской Федерации:
а) Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, кандидатура которого утверждена Государственной Думой;
б) Председатель Правительства представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
в) Президент Российской Федерации назначает после консультаций с Советом Федерации федеральных министров так называемого силового блока и МИД;
г) Председатель Правительства представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры членов Правительства, которые назначаются на должность Президентом (за исключением тех, которых назначает Президент Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации).
4. Полномочия Правительства Российской Федерации:
а) разработка и исполнение государственного бюджета;
б) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) управление федеральной собственностью и др.
5. Порядок отставки Правительства Российской Федерации:
а) по инициативе Президента Российской Федерации;
б) по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации;
в) добровольная отставка Правительства Российской Федерации;
г) вотум недоверия Правительству Российской Федерации;
д) избрание нового Президента Российской Федерации.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Номер: 870195 2 (9889A5)
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданский процесс». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 5.16 Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии гражданского процесса
Ответ:
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие гражданского процесса
2. Принципы гражданского процесса:
а) осуществление правосудия только судом;
б) равенство перед законом и судом;
в) независимость судей;
г) гласность судебного разбирательства;
д) состязательность и равноправие строн;
е) обязательность судебных постановлений.
3. Участники гражданского процесса:
а) истец;
б) ответчик;
в) третьи лица.
4. Этапы гражданского процесса:
а) подача иска;
б) подготовка дела к судебному разбирательству;
в) рассмотрение или разрешение гражданского дела по существу и так далее.
5. Основные дела, рассматриваемые гражданским судопроизводством:
а) исковые дела по спорам;
б) дела, по которым судьи выдают судебные приказы;
в) дела особого производства.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 727F48
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Охрана окружающей среды в РФ». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 5.14 Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду
Ответ:
1. Объекты охраны окружающей среды в РФ:
а) почва, недра, земли;
б) леса;
в) атмосферный воздух;
г) поверхностные и подземные воды и т.д.
2. Меры государства по охране окружающей среды:
а) создание нормативно-правовых актов, регулирующих отношения человека и природы;
б) наложение юридической ответственности на физических и юридических лиц, нанесших ущерб окружающей среде;
в) создание заповедников, заказников и других охраняемых природных территорий;
г) экологическая пропаганда, экологическое воспитание и т.д.
3. Экологические обязанности граждан РФ:
а) сохранять природу и окружающую среду;
б) бережно относиться к природе и природным богатствам;
в) соблюдать иные требования законодательства.
4. Способы защиты гражданами своих экологических прав:
а) создание общественных объединений;
б) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды;
в) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде;
г) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями.
5. Экологические права граждан РФ:
а) на благоприятную окружающую среду;
б) на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением.
6. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
а) уголовная;
б) административная;
в) дисциплинарная;
г) гражданско-правовая;
д) материальная.
*Обязательными» являются пункты 1-4.
Номер: 2F544A
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Основы трудовых правоотношений в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
КЭС: 5.10 Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации
Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «Трудовые правоотношения».
2. Основания возникновения трудовых правоотношений:
а) трудовой договор;
б) фактическое допущение работника к работе.
3. Стороны трудовых правоотношений:
а) работник;
б) работодатель.
4. Права работника:
а) заключение, изменение и расторжение трудового договора;
б) своевременную и в полном объёме выплату заработной платы;
в) полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
г) отдых;
д) возмещение вреда, причинённого ему в связи с исполнением трудовых обязанностей и др.
5. Обязанности работника:
а) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности;
б) соблюдать трудовую дисциплину;
в) выполнять установленные нормы труда;
г) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
д) бережно относиться к имуществу работодателя
е) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры через своих представителей и др.
6. Права работодателя:
а) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками;
б) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
в) поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
г) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу;
д) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
е) принимать локальные нормативные акты и др.
7. Обязанности работодателя:
а) соблюдать трудовое законодательство и иные НПА;
б) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
в) обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
г) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
д) выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленные сроки;
е) представлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
ё) знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
ж) возмещать вред, причинённый работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и др.
8. Особенности трудовых правоотношений с несовершеннолетними.
9. Основания для прекращения трудовых правоотношений:
а) истечение срока трудового договора;
б) соглашение сторон;
в) расторжение трудового договора по инициативе работника;
г) расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
д) по основаниям, не зависящим от воли сторон и др.
Номер: E781F6
Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Российская Федерация: форма государства». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 5.4 Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды
5.6 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения
Ответ:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Форма государства РФ:
а) республиканская форма правления;
б) федерация;
в) демократический режим.
2. РФ как государство с республиканской формой правления:
а) Президент РФ избирается на определённый срок;
б) Федеральное Собрание РФ – постоянно действующий парламент, нижняя палата, которого избирается на определённый срок (Государственная Дума);
в) формирование Правительства РФ Президентом с согласия Государственной Думы;
г) разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ.
3. РФ как федеративное государство (Принципы федеративного устройства РФ):
а) равноправие субъектов РФ;
б) самоопределение народов;
в) государственная целостность;
г) единство системы государственной власти;
д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.
4. РФ как демократическое государство:
а) народ – источник власти;
б) идеологический плюрализм;
в) гарантия прав и свобод человека и гражданина и др.
5. РФ как правовое государство.
Номер: 3346EA
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Российская Федерация: форма государства». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
КЭС: 5.4 Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды
5.6 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения
Ответ:
Пояснение:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «форма государства».
2. Российская Федерация как демократическое государство:
а) человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
б) носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ;
в) идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации и др.
3. Российская Федерация как государство с республиканской формой правления:
а) глава государства - Президент Российской Федерации;
б) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации;
в) регулярное обновление состава высших органов власти и др.
4. Российская Федерация как федеративное государство. Принципы федерализма:
а) равноправие субъектов Российской Федерации;
б) самоопределение народов;
в) государственная целостность;
г) единство системы государственной власти;
д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.
5. Российская Федерация - правовое государство.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Номер: E50A47 1 (D7FF4C)
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право собственности в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 5.8 Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятия и виды. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Защита гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность
Ответ:
Решение:
1. Правомочия собственника:
а) владеть;
б) пользоваться;
в) распоряжаться.
2. Субъекты права собственности:
а) физические лица;
б) юридические лица;
в) публично-правовые образования.
3. Основания приобретения собственности:
а) на основании договора (купля-продажа, мена, дарение);
б) наследование;
в) создание новой вещи для себя и т. д.
4. Формы собственности в РФ:
а) частная;
б) государственная;
в) муниципальная;
г) иные формы собственности.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Номер: 7AB539 1 (0B3727)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система права в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 5.3 Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное право, национальное и международное право. Система российского права
Ответ:
Пояснение:
1. Определение системы права и её значение для функционирования государства
2. Конституционное право
а) Основные принципы и задачи конституционного права
б) Содержание Конституции РФ и её значение
в) Институты конституционного права
3. Гражданское право
а) Субъекты гражданского права и их классификация
б) Объекты гражданского права и их классификация
в) Основные гражданско-правовые договоры
4. Административное право
а) Источники административного права
б) Понятие административного правонарушения и виды административных наказаний
в) Особенности административной ответственности для различных субъектов
5. Уголовное право
а) Понятие преступления и его основные характеристики
б) Виды уголовных наказаний и их особенности
в) Основания освобождения от уголовной ответственности и наказания
6. Трудовое право
а) Стороны трудовых отношений и их права и обязанности
б) Трудовой договор, его условия и порядок заключения
в) Разрешение трудовых споров
7. Источники права
а) Конституция Российской Федерации
б) Международные договоры и соглашения
в) Законы и иные правовые акты
Номер: 4882D3 2 (2057D2)
Задание №1. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы брака
в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее
трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх,
за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 5.9 Семейное право. Семья и брак как социально-правовые институты. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей)
Ответ:
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие брака.
2. Принципы регулирования семейных отношений:
а) признаётся брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния;
б) добровольность брачного союза мужчины и женщины;
в) равенство прав супругов в семье;
г) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию и др.
3. Условия заключения брака:
а) взаимное согласие мужчины и женщины;
б) достижение брачного возраста;
в) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
4. Обстоятельства, препятствующие заключению брака:
а) кровное родство;
б) отношения усыновления;
в) наличие другого, официально не расторгнутого в органах ЗАГС брака;
г) признание судом недееспособности вследствие психического расстройства и др.
5. Личные права и обязанности супругов:
а) право на выбор фамилии супругов;
б) свобода выбора мест пребывания и жительства;
в) равенство в вопросах материнства, отцовства, воспитания и образования детей;
г) обязанность строить отношения на основе уважения и взаимопонимания, содействовать благополучию семьи и др.
6. Основания для прекращения брака:
а) смерть или объявление одного из супругов умершим;
б) расторжение брака.
в) смена пола одного из супругов.
7. Порядок расторжения брака:
а) в органах ЗАГС;
б) в судебном порядке.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых трёх из 2, 3/4, 6, 7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Номер: 9B0EB6 1 (4F4886)
Задание №2. Дайте развернутый ответ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
КЭС: 5.10 Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской Федерации
Ответ:
Пояснение:
1. Определение трудового договора и его значение в трудовых отношениях
2. Классификация трудовых договоров по сроку действия
а) Бессрочный трудовой договор
б) Срочный трудовой договор
3. Основные элементы трудового договора
а) Предмет договора
б) Срок действия договора
в) Условия оплаты труда
г) Права и обязанности сторон
д) Ответственность сторон за нарушение условий договора
е) Основания для прекращения трудового договора
4. Особенности отдельных видов трудовых договоров
а) Трудовой договор с испытательным сроком
б) Трудовой договор о дистанционной работе
в) Трудовой договор для работы во вредных или опасных условиях
5. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними
а) Согласие родителей или законных представителей
б) Продолжительность рабочего времени
в) Запрет на определенные виды работ
г) Порядок прекращения договора
Номер: 4748A5 2 (AF6F8D)