Ответы к странице 76

Упражнение № 131. Прочитайте выразительно.

Опять — весна.
Весна пришла!
Творятся дивные дела:
То по реке помчится лёд,
То где-то снег трава пробьёт,
То золотистые веснушки
Усеют щёки и носы,
То классу шустрые пичужки
Дадут в учебные часы концерт бесплатный...

А. Костецкий

• Выпишите глаголы. Устно поставьте к каждому глаголу вопрос.

Что сделала? пришла,
что делают? творятся,
что сделает? помчится,
что сделает? пробьёт,
что сделают? усеют (усеет), дадут (даст).

• Определите число глаголов. Произнесите каждый глагол, изменяя его число.

        ед.ч.
Пришла (пришли),
       мн.ч.
творятся (творится),
      ед.ч.
помчится (помчатся),
      ед.ч.
пробьёт (пробьют),
     мн.ч.              мн.ч.
усеют (усеет), дадут (даст).

• Найдите и выпишите нераспространённое предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого.

Запишем:

        ед.ч.    мн.ч.      ед.ч.
Пришла,  творятся,  помчится,
      ед.ч.   мн.ч.   мн.ч.
пробьёт,  усеют, дадут.

Весна пришла!

Упражнение № 132. Прочитайте правильно.

(Что сделать?) понять, начать, взять.
(Что сделал?) понял, ..., ... .
(Что сделала?) поняла, ..., ... .
(Что сделали?) поняли, ..., ... .

• Измените форму глаголов начать и взять по вопросам. Ставьте ударение на те же слоги, что и в формах слова понять.

(Что сделать?) поня́ть, начáть, взять.
(Что сделал?) пóнял, нáчал, взял.
(Что сделала?) понялá, началá, взялá.
(Что сделали?) пóняли, нáчали, взя́ли.

• Запишите глаголы без вопросов, обозначьте в них ударение.
• Проверьте себя по орфоэпическому словарю учебника.
• Придумайте предложение с одним из глаголов.

Пишем:

Поня́ть, начáть, взять.
Пóнял, нáчал, взял.
Понялá, началá, взялá.
Пóняли, нáчали, взя́ли.

Ребята быстро поняли объяснения и начали решать задачу.