Стр. 107 Детство Никиты, А.Н.Толстой. Вопросы и задания

1. Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте ваше мнение.

   Как я считаю, Алексей Толстой писал "Детство Никиты", как повесть о давно прошедших днях. Повесть отличается от других автобиографических произведений тем, что она написана от третьего лица.
   Я думаю, что автор писал о давно прошедших днях потому, что в конце повести есть фраза: "Этим событием кончается его детство", что означает, что событие происходило довольно давно.

2. Вам интересно было узнать о жизни Никиты? Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, мамой. Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?

   Отношения Никиты с учителем и мамой были доброжелательными. Они воспитывали в мальчике здравый ум, прямоту и честность. Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Учитель терпеливо объяснял,  шутил, добивался послушания без принуждения.

3. Опишите учителя Никиты, используя слова из текста. Почему Никите приходилось «держать ухо востро»?

     Учитель Никиты был "удивительно расторопный и хитрый", "человек с рыжей бородкой", "все пронюхал ещё вчера и нарочно встал пораньше", "посмеиваясь, остановился у окна", "бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки".
     Никите приходилось "держать ухо востро", потому что учитель Аркадий Иванович был очень пронырливым и всезнающим человеком, и он наперед мог предугадать будущие действия своего подопечного. Учитель пытался предостеречь его от всего плохого.

4. Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал? А ваше слово — закон («сказал — сделал»)?

   Пахом – это плотник, работавший в поместье родителей Никиты. Жил он в людской, спал на печи, укрываясь овчинным тулупом. Был он черноволосый, кривой и рябой, но набожный и мастеровитый. Пахом – человек слова. Его ценным качеством было то, что он всегда выполнял обещания. Сам про себя он говорил, что, если он что сказал – это закон, сделает.
   По просьбе Никиты плотник смастерил особенную скамейку, на которой тот мог кататься с крутых заснеженных берегов, как на санках. На Сочельник он помог установить в гостиной большую елку, обтесав топором ствол и приладив к нему крест. А позже именно Пахом привез отца Никиты домой на санях, когда тот, возвращаясь весной в деревню, едва не утонул в соседнем овраге.

5. Кто из героев произведения вам больше всего понравился? Почему?

Мне понравилась мама Никиты, потому что она очень заботилась о сыне, всегда боялась за него. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. 

6. Похож ли Никита на вас, ваших друзей? Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.

Никита был не очень послушным ребенком, упрямым, не любил мыться, впрочем, как и все детишки. Он любил фантазировать, хотел больше веселых приключений, чем нудных и скучных уроков. Никита очень сильно любил гулять. Он был довольно умным мальчишкой, придумал идти по снегу, наступая на чужие следы, зачет хитрить он умел. Никита просто был веселый и озорной ребенок.

7. Напишите на эту тему сочинение-рассуждение.

       Никита из произведения Толстого "Детство Никиты" похож на моих друзей.
       Для меня самое важное в человеке - это доброта, ответственность, отзывчивость, верность и искренность.
Когда человек о тебе заботится, ты понимаешь, что этому человеку ты не безразличен. Когда встречаются ответственные люди, на них можно положиться. Верность я ценю потому, что твой друг или знакомый не бросит тебя, не оставит в трудную минуту. Отзывчивый человек всегда поможет.
       Мои друзья такие же. И я тоже стараюсь им всегда помогать и не бросать в трудную минуту.

8. Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. Одно тёплое слово и в мороз согреет. Слова хороши, если они коротки. Когда говоришь — думай.

Пересказываем самостоятельно.

9. Выберите из текста диалоги, распределите роли, отработайте выразительное чтение.

Самостоятельно.

10. Возьмите в библиотеке книгу А. Н. Толстого «Детство Никиты» и прочитайте её.

Читаем.