Стр. 18 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. В чём значение книги для каждого человека и всей мировой культуры? Выскажите своё мнение.

С книгой человек повышает уровень своей образованности, узнает новое, совершенствуется. Книга передает знания от человека человеку, из поколения в поколение.

2. Устно составьте рассказ об истории возникновения книги.

Когда еще не было письменности, люди выражали свои мысли в рисунках. В своих рисунках они отражали главные события своей жизни. Такими необычными и непохожими на современные книги были первые книжки!

Со временем люди научились использовать глину. Наносить надписи на сырой глине было очень удобно, затем эти таблички обжигали в печи, и они становились легкими и прочными. Глиняные книги могли состоять из сотен таких табличек. Хранили их в деревянном ящике.

В Древнем Египте, Риме и Греции книги научились изготавливать из папируса. Для этого стебли тростника разрезали на полосы, вымачивали в воде, а затем склеивали между собой. На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, а краску изготавливали из угля, смешанного со смолой. Затем папирус наматывали на деревянные или костяные стержни. Получался свиток. Но со временем папирус начинал крошиться или портился от влажности. И тогда люди изобрели новый материал для письма — пергамент, который изготавливали из кожи животных. Но такой способ изготовления книг был очень дорогим, поэтому бедные люди не могли им воспользоваться. Они писали на бересте (специально обработанная кора березы). Отсюда и пошло выражение «берестяная грамота».

И лишь в X веке появилась бумага. Говорят, что первый лист бумаги был изготовлен в Китае. Бумага оказалась удобным материалом для письма, а ее изготовление было гораздо проще и к тому же дешевле других методов.

Современную бумагу изготавливают из древесины. И чтобы дерево превратилось в белоснежный лист, приходится потрудиться: лесорубы рубят деревья, сплавщики сплавляют их по воде, затем бревна отправляют на деревообрабатывающий комбинат, где древесину очищают, распиливают, размягчают и даже варят. Полученную волокнистую массу перемешивают с мелом и отправляют в специальную машину, из которой выползает готовая бумага.

На этой бумаге печатают книги в типографии.

3. Подумайте, почему книгу называют другом и собеседником.

Книга может дать добрый совет или подсказку, как действовать в сложной ситуации. Она может поддержать, как настоящий друг.

4. Какими качествами должен обладать настоящий читатель? Что вы узнали об этом?

Читатель должен правильно понять, что хотел сказать автор произведения, какую мысль донести. Читать нужно вдумчиво, размышляя над прочитанным, а не бегло и невнимательно.

5. Закончите пословицы о книге:
• Ум без книги как птица без…
• Не красна книга пером, а красна…
• Много прочёл, да мало…

• Ум без книги как птица без крыльев.
• Не красна книга пером, а красна умом.
• Много прочёл, да мало учел.

6. Вспомните, что означает слово библиотека. Дайте ему определение, посмотрите в словаре.

Библиоте́ка (греч. βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

7. Что такое библиографическая карточка? Зачем она нужна? Заполните библиографическую карточку любой книги в тетради.

Библиографическая карточка — карточка, содержащая библиографическое описание источника информации, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (номер тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), надзаголовочные данные.
Она нужна для быстрого поиска книги в библиотеке.

8. Сравните старинные и современные книги по оформлению, форме, иллюстрациям. Продумайте выступление (сообщение) в классе на эту тему. Сначала подумайте, где и какую информацию вы будете искать.

Старинные книги более толстые, с тяжелыми страницами и обложкой. Части старинные книги делались в кожаном переплете, на который для красоты и прочности уголков книги прикрепляли металлические элементы. 
Современные книги более легкие, с яркими красочными иллюстрациями.