Страница 140. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Назовите великих русских писателей, чьи произведения вы про-читали. Что вы можете рассказать об их жизни? Каких ещё писателей и поэтов, прославивших Россию, вы знаете?

Ответ:

Мы читали произведения Льва Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Ивана Алексеевича Бунина, Ивана Саввича Никитина, Николая Алексеевича Некрасова. Великие русские писатели были образованными, умными людьми и жили они в 19 столетии, в те времена, когда правили цари.
Также Россию прославили своими произведениями С. Есенин, М. Горький.

2. Какие вам известны памятные места, связанные с именем А. С. Пушкина? С какими событиями его жизни они связаны? Выберите одну заинтересовавшую вас тему:
• Пушкин в Петербурге.
• Пушкин в Михайловском.
• Пушкин в моём городе.
Из каких источников вы можете получить информацию по этой теме?

Ответ:

• Пушкин в Петербурге.
После окончания лицея А.С.Пушкин отправился в Петербург и прожил там три года с 1817 до 1820г. Его определили в коллегию иностранных дел. В это время Пушкин вступил в литературное общество «Зеленая лампа». За эти годы молодой поэт напечатал несколько политических стихотворений: «К Чаадаеву», «Вольность» и т.д

3. Составьте библиографию по теме «Сказки А. С. Пушкина». Напишите аннотацию к одной из сказок.

Ответ:

- Руслан и Людмила
- Сказка о попе и о работнике его Балде (1830 год).
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831 год).
- Сказка о рыбаке и рыбке (1833 год ).
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833 год).
- Сказка о золотом петушке (1834 год).
"Сказка о попе и работнике его Балде"

                            Аннотация к сказке Пушкина о мертвой царевне
      Эта история о молодой царевне, которую злая мачеха решила погубить из-за зависти к ее красоте. Царевна разлучается со своим женихом, оказывается в лесу и поселяется в доме семи богатырей. Эта сказка о важности душевной красоты и победе добра над злом.

4. Вспомните произведения Л. Н. Толстого, которые вы прочитали в учебниках второго и третьего классов. Перескажите одно из полюбившихся произведений по заранее составленному плану.

Ответ:

«Отец и сыновья», «Акула», « Лебеди», «Лев и собачка», «Старый дед и внучек»
Л.Толстой "Лев и Собачка."
План:
1.Корм диким зверям.
2.В клетке льва.
3.Друзья поневоле.
4.Смерть собачки.
5.Гибель льва от тоски.

Собачка бросили в клетку льва на съедение , но лев подружился с ней. Звери всё делали вместе: ели, играли, спали. Однажды в зоопарк пришел человек и в клетке у льва увидел свою собачку, которую потерял. Он захотел забрать её и попросил об этом хозяина зоопарка. Тот согласился отдать и попытался забрать собачку из клетки, но лев не дал этого сделать. Он ощетинился и зарычал. Так они прожили год. И случилась беда: собачка умерла. ... Потом он лег возле умершей собачки, обнял её лапой и так пролежал целых пять дней. На следующий день лев умер.

ЧИСТЫЕ РОДНИКИ РУССКОЙ КЛАССИКИ
ПРОЕКТ

1. Найдите портреты русских писателей и поэтов.

2. Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя.

Ответ:

                           Жизнь и творчество А.П.Чехова
Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

Антон Павлович Чехов родился в провинциальном Таганроге 17 (29) января 1860 года. Он был третьим сыном в семье неудачливого, вскоре вконец разорившегося мелкого купца Павла Егоровича Чехова. У семейства Чеховых были крепкие крестьянские корни. Дед Чехова – крепостной крестьянин – сумел выкупиться и выкупить свою семью. Сам Чехов принадлежал к первому поколению интеллигентных «выходцев из народа», не забывавших о своих истоках и происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь» – это Чехов помнил до конца своих дней.

Детство и юность Чехова прошли в Таганроге – небольшом портовом городе на степной окраине страны, у мелководного и теплого Азовского моря. Здесь он прожил девятнадцать первоначальных, решающих лет своей жизни.


                                         Дом Чеховых в Таганроге

В семилетнем возрасте Антон был определен в греческую школу. «Сливки общества в тогдашнем Таганроге составляли богатые греки, которые сорили деньгами и корчили из себя аристократов, – писал М.П. Чехов, брат писателя, – и у отца составилось твердое убеждение, что надо пустить детей именно по греческой линии и дать им возможность закончить образование даже в Афинском университете».


                                  Гимназия Чехова в Таганроге

Однако греческая школа себя не оправдала. Отучившись в ней два года, Чехов по настоянию матери был отдан в приготовительный класс Таганрогской классической гимназии (1869). О своих гимназических наставниках Чехов вспоминал впоследствии без горечи, иной раз с юмором, а иногда и тепло. До конца своих дней сохранил Чехов благодарную память о законоучителе Ф.П. Покровском. «Вместо священной истории, – сказано в одной из биографических книг, – на уроках у Покровского говорили о Шекспире, Гете, Пушкине». Говорили, да; но едва ли «вместо». Отец Федор преподавал священную историю и закон Божий. Для него это был закон справедливости и добра, и он пояснял его, обращаясь к Шекспиру, Пушкину, даже к Щедрину, когда речь заходила о беззаконии…

По преданию, знаменитый псевдоним «Антоша Чехонте» придумал Покровский. Вызывая к доске, он возглашал раздельно, по слогам: «Че – хон – те».


                      Таганрог. Лавка Чеховых: "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары".

В 1876 году отец Чехова вынужден был закрыть лавочку и уехать в Москву, где находились его старшие сыновья. Чехов остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Этот период способствовал развитию независимости и чувства собственного достоинства.

В 1879 году Чехов окончил гимназию и получил пособие для поступления в Московский Университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, которая не только расширила его взгляды на жизнь, но и дала трезвый, материалистический взгляд на нее. Врач был одним из самых излюбленных героев чеховских произведений.

В 1884 году Антон Павлович окончил медицинский факультет Московского университета. Мы не знаем, когда именно Чехов обратился к литературе. Достоверно известно, что именно старший брат, Александр, ввел Чехова в юмористические журналы. В этот период (80-е годы XIX века) русская юмористика утратила свою остроту. Героями рассказов были глуповатый гимназист, студент, зять и т.д. К сожалению, Чехов вынужден был начинать свою писательскую деятельность с ориентации на издателей, писателей, читателей, которые одобряли подобное творчество. Начиная с первого курса, Чехов много печатался в развлекательных журналах «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза», в самых скромных жанрах – короткого юмористического рассказа, фельетона и даже подписей под карикатурами и рисунками.

С 1882 года начинается сотрудничество Чехова с лучшим юмористическим журналом того времени «Осколки».

Природная наблюдательность, общительность, разнообразные впечатления, сопутствовавшие профессиональным занятиям медициной, сказались в творчестве Антоши Чехонте (наиболее частый его псевдоним в те годы) изобилием тем, сюжетов, персонажей. «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр» – такие признания встречаются в чеховских письмах в 80-е годы. Впоследствии Антон Павлович сам изумлялся «целым горам», написанным им в ту пору, рассказов.

По своей структуре ранние чеховские рассказы близки к жанру анекдота. Уже в это время складывается специфическая чеховская художественная манера – немногословность («Краткость – сестра таланта», – афористически определит писатель впоследствии), внешняя беспристрастность. Автор воссоздает узнаваемые ситуации и в то же время утрирует их, играет с ними. Герои Чехова равны своему социальному положению, определенной типологической категории. «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Неприятность», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Некоторые рассказы складываются на комизме описаний, названий, фамилий. Иногда рассказ строится на комизме неожиданной развязки, как в рассказе «Неприятность».

Постепенно чеховские рассказы начинают усложняться, появляется намек на характеры. Чехов берет простые сюжеты и говорит об искажении человеческой личности.

Чехов пытался войти в литературу с крупным произведением, однако вынужден был ориентироваться на вкусы изданий и читателей. Между тем, уже в ранних рассказах проявляется незаурядный талант Чехова-юмориста. Чехов пока ничего не бичевал, он просто смеялся. Мелочи и мелочишки приводят к тому, что мельчает человек.

3. Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения.

Ответ:

Михаил Лермонтов
Парус (Белеет парус одинокий)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

4. Кратко перескажите два-три прозаических произведения.

Ответ:

                                Каштанка. Чехов

          Каштанка –  рыжая собачка, которая потеряла своих хозяев. Каштанку нашел на улице дрессировщик из цирка. Он подобрал собаку,  покормил ее. И вот у нее появился новый хозяин.
         Когда собачка проснулась, она стала обнюхивать все помещение, и все рассматривать. Одна из дверей открывала за собой какое-то грязное помещение. Именно так Каштанка вдруг столкнулась с гусем и каким-то котом. Они сразу же начали шипеть на нее, что ей не понравилось. И даже произошла небольшая потасовка. Но когда появился хозяин, все успокоилось, и все заняли свои места в доме. Это оказались цирковые дрессированные животные. И теперь Каштанка стала вместе с ними в одной комнате и тоже изучать трюки. Каштанка получает новое имя, новый хозяин  называет ее Теткой.
          Но однажды происходит случай, который рушит все планы. Гусь Иван Иванович очень болен - на него наступила лошадь. Он умирает. Каштанка должна заменить его на сцене. Когда Каштанка выступает, среди зрителей оказываются ее бывшие хозяева. Они рады, что нашли свою потерявшуюся любимицу и зовут ее. Каштанка на зов бежит за ними.

                                  Л.Н.Толстой. Лев и собачка

        Собачка бросили в клетку льва на съедение, но лев подружился с ней. Звери всё делали вместе: ели, играли, спали. Однажды в зоопарк пришел человек и в клетке у льва увидел свою собачку, которую потерял. Он захотел забрать её и попросил об этом хозяина зоопарка. Тот согласился отдать и попытался забрать собачку из клетки, но лев не дал этого сделать. Он ощетинился и зарычал. Так они прожили год. И случилась беда: собачка умерла. ... Потом он лег возле умершей собачки, обнял её лапой и так пролежал целых пять дней. На следующий день лев умер.

5. Сделайте выставку книг.

Ответ:

Если нет книг дома, можно взять их в школьной библиотеке.