Разнообразие живой природы, стр. 10-13
1. Биология изучает живые организмы и подразделяет их на четыре царства. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Царства живой природы».
Название царства Примеры организмов
Животные Заяц, белка, медведь
Бактерии Кишечная палочка
Растения Береза, венерин башмачок
Грибы Мухомор, белый гриб, лисички
2. Выясните, что означают указанные ниже понятия, и допишите предложения.
Обмен веществ – например, растения впитывают углекислый газ, а выделяют кислород.
Рост – увеличение размеров и массы.
Размножение – способность воспроизводить себе подобных.
Раздражимость – реакция на воздействия окружающей среды.
3. Выявите признаки, по которым можно отличить объекты живой природы от объектов неживой природы. Для этого заполните таблицу «Сравнительная характеристика объектов живой и неживой природы».
Критерии сравнения Живая природа Неживая природа
Клеточное строение + Только отмершие организмы
Наличие энергии
для существования + -
Обмен веществ
(питание, дыхание + -
и выделение)
Рост + Кристаллы
Развитие + -
Раздражимость + -
Передвижение + -
4. Приведите примеры свойств живого, характерные для объектов неживой природы. Например, рост – кристаллы.
Клеточное строение – отмершие организмы.
5. Изучив инструкцию на с. 9 учебника, составьте план параграфа «Разнообразие живой природы».
1 Царства живой природы.
2 Отличие живого от неживого.