Обсудим! (страница 79)

Задание №1

Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха?

Ответ:

Здоровье леса также зависит от чистоты воздуха. В городах, возле промышленных предприятий деревья растут чахлыми, больными, слабыми. Иногда возле заводов, летом, можно увидеть деревья с жёлтой листвой. Воздух в этих местах сильно загрязнён вредными примесями, и они оказывают негативное влияние на здоровье леса.

Задание №2

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Ответ:

Многие люди пренебрегают правилами поведения на природе. Поступают они так от легкомыслия, безответственности, невоспитанности или глупости. Они не думают о последствиях своего безразличия и не думают о других людях. Забывают что лес может исчезнуть и его нужно защищать. Чтобы все люди относились к лесу бережно, нужно повышать экологическую грамотность населения. Объяснять правила поведения на природе, проводить агитационные мероприятия, показывать правильное отношение к лесу на личном примере.

Проверь себя (страница 79)

Задание №1

Какую роль играют леса в природе и жизни людей?

Ответ:

Леса играют важнейшую роль в природе и жизни людей. Для животных − лес родной дом, защитник водоёмов, защитник почвы. Для людей − источник кислорода, ягод и грибов, лекарств, хорошего настроения, древесины.

Задание №2

Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

Ответ:

Лес − защитник воздуха, потому что лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Листья деревьев выделяют в воздух особые вещества − фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.
Лес − защитник водоёмов, потому что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет.
Лес − защитник почвы, потому что ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Задание №3

Как правильно вести себя в лесу?

Ответ:

Правила поведения, чтобы не причинить вреда лесу
1. Необходимо пользоваться только существующими дорожками.
2. Запрещено разводить костры, сжечь сухие листья и траву.
3. Нельзя повреждать кору деревьев.
4. Нельзя ловить насекомых и пресмыкающихся.
5. Не нужно рвать цветы и дикорастущие растения.
6. Из леса нельзя уносить детёнышей животных.
7. После себя следует убрать весь мусор.
8. В лесу не нужно шуметь.

Задание №4

Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведённому в учебнике (с. 47).
1. Название, изображение на карте.
2. Особенности природы (климат, растительный и животный мир, взаимосвязи в природе).
3. Использование природы данной зоны человеком.
4. Экологические проблемы и охрана природы.

Ответ:

Характеристика лесных зон:
1. Зона тайги обозначена зелёным цветом и занимает большую часть России. Южнее зоны тайги узкой полосой протянулась зона смешанных лесов, обозначенная бледно−зелёным цветом. Южнее смешанных лесов начинаются широколиственные леса, обозначенные светло−зелёным цветом (салатовым).
2. Тайга состоит из хвойных лесов. В тайге теплее, чем в тундре, здесь часто идут дожди. Зимы суровые, лето жаркое. В тайге много деревьев и животных. Животные и птицы помогают распространяться деревьям на новые территории, поедая и запасая их семена.
Смешанные леса состоят из лиственных пород деревьев и деревьев хвойных пород. Находятся южнее зоны тайги. Отличаются более тёплым климатом. Животные используют леса как свой дом, и помогают деревьям расселяться на новых землях, перенося их семена.
Широколиственные леса состоят из широколиственных деревьев − дуба, ясеня, вяза, липы. Находятся южнее зоны смешанных лесов. В этой зоне мягкие зимы и тёплое лето. Животные питаются плодами деревьев и помогают деревьям распространять семена.
3. Зона смешанных и широколиственных лесов давно освоена людьми. Здесь добывают полезные ископаемые, вырубают зеленые массивы, эксплуатируют мощные энергетические запасы рек. Огромная часть территории отведена под земледелие и скотоводство. Кроме того, значительное пространство отдано под города, дороги, трубопроводы, водохранилища и др. Все это привело к тому, что зона широколиственных и смешанных лесов очень сильно изменилась. Сегодня здесь практически не осталось не тронутых человеком мест, а те, что сохранились, находятся под защитой.
4. Экологические проблемы: вырубка лесов, лесные пожары, бесконтрольная охота и браконьерство − поставили под угрозу исчезновения многие виды растений и животных. Для сохранения и восстановления природы лесной зоны созданы заповедники и национальные парки.
Заповедник «Белогорье» − один из старейших заповедников России. Он был создан на базе заповедника «Лес на Ворскле», основанного в 1924 году для сохранения вековой дубравы на берегу реки Ворскла. Большинству дубов здесь около 110 лет, но сохранился значительный участок дубравы, возраст которого составляет около 300 лет.
Приокско−Террасный заповедник − единственный в Московской области. Его территория покрыта сосновыми и смешанными лесами. Главной достопримечательностью заповедника является зубр − современник мамонта и самое крупное копытное животное Европы.

Задания для домашней работы (страница 79)

Задание №1

В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Свой мусор − всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему может научить тебя прочитанный рассказ?

Ответ:

О чём "Белый сказочный дворец":

Однажды в лесу ребята устроили лыжные соревнования. Проложили лыжню. На деревьях красной краской нарисовали стрелки, а когда краски не хватило, сделали топором зарубки. Несколько деревьев срубили и соорудили из них скамейки. Развели костер, чтобы погреться. Принесли много одноразовой посуды.
На следующий день второклассники пришли полюбоваться зимней природой. Вот что они увидели! Вытоптанная опушка, большой черный след от костра, срубленные деревья, повсюду разбросан мусор. На деревьях красные пятна и зарубки, как раны.

Конечно, лыжные соревнования проводить нужно, но при этом следует бережно относиться к природе и беречь ее красоту.

Вывод:
Не нужно относиться к лесу халатно. Береги его красоту. Гуляя по зимнему лесу, не раскидывай снег, не сбрасывай его с ветвей деревьев, оставь и другим людям возможность полюбоваться белым сказочным дворцом, а не твоими следами.
Не оставляй в лесу мусор, зимой его будет не видно под снегом, а весной, когда снег растает, будет очень некрасиво.

О чем "Горит костёр":
Отдыхая на природе люди часто разводят костер, чтобы согреться, полюбоваться пламенем, приготовить еду.
Костер наносит вред природе. Под огнем портится почва, сгорают маленькие существа, живущие в ней. На кострище (черное выжженное место) трава сможет вырасти только через 5−7 лет.
От костра может загореться лес.
Если все−таки есть необходимость развести костер, то нужно делать это правильно, чтобы не нанести вреда природе.

Правила разведения костра на природе:
• В месте, где собираетесь разводить костер, сначала аккуратно снимите дерн верхний слой почвы.
• Ветки для разжигания должны умещаться в подготовленное место, чтобы не обгорела почва рядом
• Тщательно потушите костер, разнесите обгоревшие дрова по лесу и заложите кострище дерном.
• Лучше не разводить костер в очень сухую погоду, при сильном ветре или делать это надо очень аккуратно, велика вероятность лесного пожара.
• Не разводите костер на торфяниках, если случится пожар, погасить его будет очень сложно.
• Разводите костер не ближе 3 метров от деревьев.
• В местах где много сухих веток, молодые елочки, тростники, камыши разводить костер опасно, они могут быстро загореться и случится пожар.
• Не оставляйте костер без присмотра.
О чём "Свой мусор − всегда с собой":
Лето выдалось теплым, дождливым и грибным. Многие ходили в лес за грибами.
Трое ребят, вместе с папой одного из них, пошли в лес. Набрали полные корзины и присели на полянке отдохнуть.
Ребята поели, а мусор оставили. Папа их остановил и сказал, что делать так некрасиво. В благодарность лесу за грибы мусор оставлять!
Так, к сожалению, делают многие люди, а ведь мусор будет гнить очень−очень долго. Бумага больше 10 лет, а полиэтиленовые пакеты больше двух веков, стеклянные бутылки сохранятся тысячи лет.

Вывод:
Нужно соблюдать правило: «Свой мусор − всегда с собой!».
Весь мусор нужно собрать и выкинуть в мусорный ящик.

Вред мусора для природы:
• В жаркую погоду стекло от бутылки как лупа может поджечь лес.
• Мусор отнимает у растений и животных место для жизни.
• Мусор портит красоту природы.
Если ты идешь в многодневный поход, то с мусором следует поступить так: снять дерн, положить в ямку мусор и сверху положить дерн.

Задание №2

С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России.

Ответ:

Филин − крупная хищная птица из отряда совиных. Птица встречается на территории Европы и Средней Азии, очень редко встречается в Африке. Для этих птиц характерна жизнь в болотистой и степной местности, реже их можно встретить в горной местности.
Вес птицы может колебаться от 1.5 кг до 3.5 кг. Размах крыльев хищника от 150см до 180см. Длина туловища филина может быть от 60см до 80см. Самцы немного меньше самок.
Пик активности хищника начинается в ночное время. Найти филина достаточно сложно, они хорошо умеют маскироваться, спрятавшись в ветках деревьев. Для охоты они выбирают открытые местности, при этом отдаляются от своих гнёзд на несколько километров.
У филинов необычайно острое зрение и молниеносная реакция. Услышав шуршание травы, хищник может безошибочно определить местоположение добычи. А молниеносная реакция практически не оставляет жертве шансов на спасение. Основу рациона составляют различные грызуны, насекомые. Реже добычей филина может стать заяц, утка, или ворон. В день взрослый филин должен съедать не менее 1кг пищи.
Для филина характерен одиночный образ жизни. Как правило, филины не строят гнезда самостоятельно, они поселяются в гнездах других крупных птиц.
Сезон размножения у филинов начинается рано, а потомство они производят один раз в году. Когда птицы образовали пару, самка откладывает от 2 до 4 яиц. Яйца высиживает только самка. Роль самца заключается в кормлении своей пары. Спустя месяц вылупятся птенцы. Родители, охраняя свое потомство, могут нападать на хищников в несколько раз больше себя, и очень часто становятся победителями в схватке. Спустя 3 месяца птенцы уже умеют летать и сами добывают себе пищу.
Продолжительность жизни филина в дикой природе составляет 20 лет. Но встретить их в дикой природе практически не возможно, этот вид находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу.
Занимательный факт: длительность жизни филина в неволе составляет около 20 лет, но в неволе птица может прожить до 70 лет (при хорошем уходе).ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков, Школа России 2019

Задание №3

С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Лосиный остров». Какие программы и экологические проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Ответ:

«Лосиный остров» − это один из самых удивительных и крупных национальных парков всей России. Создан он был еще в 1983 году. В парк может попасть любой желающий. Но что более интересно, так это то, что для детей в парке проводят специальные экологические программы. И это правильно. Так, как любовь к окружающему миру, бережное отношение к флоре и фауне, нужно прививать еще с раннего детства.
Для всех ребятишек проводят экскурсии по самым интересным местам заповедника. Что интересно, но для того что бы они не уставали от чрезмерной нагрузки, такие экскурсии проводятся в течение нескольких дней. И каждый день группе показывают что−то новое и интересное.
Например, есть возможность понаблюдать за некоторыми животными в их естественной среде обитания. Можно посмотреть, как белочки прыгают с одного дерева на другое и прячут орешки среди травы. Кстати, можно и покормить их, если взять с собой не жаренные орехи или семечки.
Но не только белки готовы показать свою работу. Все дети имеют возможность понаблюдать за работой бобров. Ведь действительно интересно посмотреть, как они строят плотины. Это научит ребят бережно относиться к сооружениям, которые построили представители животного мира.
Вместе с этим, маленьких исследователей научат по следам определять вид животного. Это же так интересно. Они действительно чувствуют себя частью природы.
Посмотрев на всех зверей, детям предлагают исследовать птиц. На территории парка есть «птичий сад», в котором можно не только посмотреть на птиц, но и узнать некоторые особенности их жизни.
Лосиный остров не назвался бы так, если бы в нем не водились лоси. Конечно, к совсем диким животным ребят не поведут, что вообще−то радует. Но на территории парка есть специальные вольеры, где держат некоторых представителей данного вида животных.
Там можно даже погладить лося по его теплой и пушистой морде. Главное не пугать животное и не вести себя агрессивно по отношению к нему. Ребята в восторге от такой возможности. И не удивительно, ведь когда еще они смогут потрогать настоящего лося!
Также на территории Лосиного острова есть «Красная сосна» − это специализированный экологический центр, на базе которого проводятся семинары, лекции и иные мероприятия, направленные на освоение экологической культуры детьми.
Так, что им точно будет интересно посетить такие экскурсии в национальном парке. У них будет масса положительных впечатлений, которые останутся с ними на всю жизнь.
ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков, Школа России 2019