Работаем в паре (страница 88)
Задание №1
1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположение, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.
2. По рисунку на с. 90−91 познакомьтесь с животным миром пустыни.
3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.
Ответ:
1. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду.
Колосняк − имеет тонкие листья, которые почти не испаряют влагу.
Джузгун − имеет листья−веточки, тоже не испаряющие влагу. Плоды легко переносятся ветром и укореняются в удобном месте. Оба растения корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.
2.
1) Верблюд
2) Сайгаки
3) Пасчанка
4) Ушастый ёж
5) Тушканчик
6) Корсак
7) Ящерица−круглоголовка
8) Кобылка
9) Песчаный удавчик
10) Священный скарабей
11) Жук−чернотелка
12) Ящурка быстрая
3.
В период засухи сайгаки покидают пустыню, им становится нечем питаться, вся трава исчезает. Исчезновение травы − это уменьшение количества песчанок, тушканчиков. По этой причине пустыню начинают покидать корсаки и хищные птицы. Становится меньше насекомых, а это сказывается на численности пресмыкающихся.
Например:
Верблюжья колючка → верблюд → скарабей → круглоголовка → саджа
Верблюд питается верблюжьей колючкой. Отходами жизнедеятельности верблюда питается жук скарабей. Круглоголовка питается этими жуками, а на круглоголовку охотится хищная птица саджа.