Ответы к странице 139. Задание №• 1

По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.

Ответ:

В Нижегородской области из растений мне встречались рогоз, камыш и тростник.
Из животных мне встречались утки−кряквы, бобры, клопы−водомерки, жук−плавунец, карась, двухстворчатые моллюски, речные раки, цапля, лягушки, щуки, головастики, катушки, прудовики.

Задание №• 2

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

Ответ:

ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков, Школа России 2019

ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков, Школа России 2019

Задание №• 3

По приведённому на с.127 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
План изучения природного сообщества
1. Название сообщества.
2. Какие организмы составляют общество.
3. Экологические связи в сообществе.
4. Значение сообщества для человека.
5. Влияние человека на сообщество.
6. Охрана сообщества.

Ответ:

План изучения природного сообщества
1. Пресноводное сообщество − пруд в Нижегородской области.
2. Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.
Животные: лягушка, цапля, карась, окунь, утки.
3. Жизнь пресного водоёма невозможна без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода − это дом.
Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.
4. Место для рыбалки, место для отдыха, любоваться красотой природы, запас пресной воды.
5. Влияние человека на пресноводное сообщество: загрязнение водоёмов мусором, вылавливание рыбы, уничтожение растений.
6. Пруды нужно очищать от загрязнения и мусора. Пойманную рыбу необходимо отпускать. Соблюдать правили экологической безопасности, бережно относиться к обитателям пруда.

Обсудим! (страница 139)

Задание №1

Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Ответ:

О жизни в воде говорят названия: клоп−водомерка, жук−плавунец, речной рак, прудовик, водоросли.

Задание №2

Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?

Ответ:

• У кувшинок и кубышек есть широкие листья, которые легко плавают на воде, и длинный корень, крепящийся на дне. Ряска настолько маленькая, что легко плавает на воде. Камыш и Рогоз имеют длинные стебли, которые поднимают их цветы на большую высоту над водой.
• У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать в воде. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.
• У цапли тонкие и длинные ноги, благодаря которым она может ходить вдоль берега. А также длинный клюв, которым цапля может вытаскивать пищу из воды.
• У бобров широкий хвост лопатой, тоже приспособленный для плавания.
• Водомерки не тонут, т.к. снизу их ноги пропитаны жиром.
• У уток на лапах перепонки, позволяющие им плавать.

Задание №3

Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из−за чего могут исчезнуть лягушки?

Ответ:

При исчезновении лягушек нарушатся все экологические взаимосвязи. Тогда станет больше комаров, но меньше цапель (так как цапли питаются лягушками). Кроме того, пострадают ещё не менее десятка животных.
Лягушки могут исчезнуть из−за загрязнения воды.

Проверь себя (страница 139)

Задание №1

Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

Ответ:

Пресноводное сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.

Задание №2

Приведи примеры экологических связей в пресноводном сообществе.

Ответ:

Жизнь пресного водоёма невозможна без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб.
Для многих живых организмов пресная вода − это дом.
Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.

Задание №3

Какие растения и животные пресных вод нуждаются в собой охране?

Ответ:

Растения пресных водоемов, которые требуют охраны: папоротники, белая водяная лилия, стрелолист, купальница европейская, ландыш майский, кубышка, венерин башмачок, волчье лыко, сон−трава, водяной орех.
Животные пресных водоемов, требующие охраны: двустворчатые моллюски, белая цапля, бобер, речной рак, журавль, краснозобая казарка.

Задания для домашней работы (страница 139)

Задание №1

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Ответ:

Они очень нужны лесу! К бобровым прудам приходят на водопой разные лесные звери. Здесь поселяются дикие утки, ценные рыбы. Если случается лесной пожар, бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню. Осины и ивы, которые бобры срубают, дают богатую корневую поросль. Поэтому заросли по бобровым берегам быстро восстанавливаются.
Зато на местах порубок охотно пасутся лоси, косули, зайцы. Эти звери и зимой поедают кору и молодые ветки сваленных бобрами деревьев. Получается, что бобры как бы устраивают для них "столовую".
Самое интересное то, что в тёплую погоду бобры иногда спят на спине, широко раскинув лапы и хвост.ГДЗ ответы для учебника по окружающему миру 4 класс (часть 1) Плешаков, Школа России 2019

Задание №2

В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Берегите раков», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Ответ:

«Берегите раков»
Однажды в конце мая семиклассник Яша принес своему учителю 5 речных раков в пакете, чтобы тот их сварил и съел. Учитель выяснил, что ребята весной ловят раков в небольшой речке в большом количестве, достают их из нор руками.
Учитель пристыдил мальчика − ведь так скоро не останется ни одного рака в речке.
Учитель взял раков и поместил их в банку с водой, раки оживились оказавшись в воде. Потом учитель выпустил раков в речку, а на следующий день рассказал ребятам о жизни раков, надеясь, что они их пожалеют и перестанут ловить.
Живут раки только в чистой воде, загрязнения они не переносят. Также много раков погибает из−за вылова.
Раки очень нужны, так как являются санитарами водоемов, поедая разные остатки на дне, например мертвых рыб.
Берегите раков, не ловите их. Особенно весной и особенно рачих с икринками.
«Зачем нужны в реке ракушки»
На дне озер и рек живет двустворчатый моллюск − перловица обыкновенная. Ее мягкое тело заключено в раковину (до 15 см длиной), состоящую из двух прочных створок. Головы у нее нет. Есть одна большая нога.
Створки приоткрываются, вылезает нога, прикрепляется к поверхности и подтягивает тело − так перловица передвигается. Она очень медленная, даже медленнее черепахи, ее скорость 1 метр в час.
Перловица пропускает через себя мутную воду у дна, в которой попадаются съедобные частички, так она питается и заодно очищает воду. Чем больше перловиц − тем чище речная вода.
Соседка перловицы, похожая на нее, беззубка обыкновенная. Ее створки более широкие и тонкие, она тоже очищает воду.
Часто ребята собирают эти ракушки и выбрасывают на берег, где бедные моллюски гибнут, а ведь они очень нужны в реке, озере, пруду. Берегите моллюсков!
Мне приходилось сталкиваться с тем, что я находил перловиц на берегу. Не знаю, откуда они могли там взяться, но надеюсь их вынесло на берег течением, а не людьми.