Стр. 138-139. Проверь себя

1. Выберите верный ответ.
V 1) Части речи — это имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, союз.
2) Части речи — это приставка, корень, суффикс, окончание, основа.

2. Распределите слова по группам (частям речи).
Хороший, ты, похорошеть, синева, синенький, вы, синеть, далёкий, даль, мы, удалить, ласка, они, ласковый, ласкать, я.

Ответ:

Имя существительное: синева, даль, ласка.
Имя прилагательное: хороший, синенький, далекий, ласковый.
Глагол: похорошеть, синеть, удалить, ласкать.
Местоимение: ты, вы, мы, они, я.

3. Укажите, к какой части речи относится каждое из выделенных слов.

Ответ:

Мы построили (гл.) скворечню (сущ.) для весёлого (прил.) скворца (сущ.).
(Е. Тараховская.)

4.  Образуйте с каждым из данных корней одно имя существительное, одно имя прилагательное и один глагол.

Весел-, чёрн-, син-

Веселье, весёлый, веселиться.
Черновик, чёрный, чернеть.
Синявка, синий, синеть.

5.  Прочитайте предложения. Определите, для чего служат выделенные слова. Можно ли отнести их к самостоятельным частям речи?
Спишите первое предложение. Найдите в нём главные и второстепенные члены, подчеркните их.
На почте Петя купил конверт и марку. Собака погналась за кошкой, но не поймала её. В супе я люблю картошку, а морковку не люблю. Катя взяла лист бумаги и нарисовала на нём целый город.

Ответ:

На почте Петя купил конверт и марку.

6. Закончите предложения, используя слова для выбора.

Ответ:

Имя существительное в предложении чаще всего выступает в роли подлежащего или дополнения.
Глагол в предложении чаще всего выступает в роли сказуемого.
Имя прилагательное в предложении чаще всего выступает в роли определения.

Слова для выбора: определения, подлежащего или дополнения, сказуемого.

7.  Прочитайте слова в рамках. Выпишите парами слова с одинаковым грамматическим значением. Работайте по образцу.
Образец. Бежала — красила. 

Ответ:

 Бежала — красила. Синий - вкусный. Медведь - художник. Догоню - спрошу. Железная - молодая. Строит - играет. К улицам - по дорогам.