Стр. 138-139. Проверь себя
1. Выберите верный ответ.
V 1) Части речи — это имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, союз.
2) Части речи — это приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
2. Распределите слова по группам (частям речи).
Хороший, ты, похорошеть, синева, синенький, вы, синеть, далёкий, даль, мы, удалить, ласка, они, ласковый, ласкать, я.
Ответ:
Имя существительное: синева, даль, ласка.
Имя прилагательное: хороший, синенький, далекий, ласковый.
Глагол: похорошеть, синеть, удалить, ласкать.
Местоимение: ты, вы, мы, они, я.
3. Укажите, к какой части речи относится каждое из выделенных слов.
Ответ:
Мы построили (гл.) скворечню (сущ.) для весёлого (прил.) скворца (сущ.).
(Е. Тараховская.)
4. Образуйте с каждым из данных корней одно имя существительное, одно имя прилагательное и один глагол.
Весел-, чёрн-, син-
Веселье, весёлый, веселиться.
Черновик, чёрный, чернеть.
Синявка, синий, синеть.
5. Прочитайте предложения. Определите, для чего служат выделенные слова. Можно ли отнести их к самостоятельным частям речи?
Спишите первое предложение. Найдите в нём главные и второстепенные члены, подчеркните их.
На почте Петя купил конверт и марку. Собака погналась за кошкой, но не поймала её. В супе я люблю картошку, а морковку не люблю. Катя взяла лист бумаги и нарисовала на нём целый город.
Ответ:
На почте Петя купил конверт и марку.
6. Закончите предложения, используя слова для выбора.
Ответ:
Имя существительное в предложении чаще всего выступает в роли подлежащего или дополнения.
Глагол в предложении чаще всего выступает в роли сказуемого.
Имя прилагательное в предложении чаще всего выступает в роли определения.
Слова для выбора: определения, подлежащего или дополнения, сказуемого.
7. Прочитайте слова в рамках. Выпишите парами слова с одинаковым грамматическим значением. Работайте по образцу.
Образец. Бежала — красила.
Ответ:
Бежала — красила. Синий - вкусный. Медведь - художник. Догоню - спрошу. Железная - молодая. Строит - играет. К улицам - по дорогам.