Ответы к странице 90

Упражнение 138. Прочитайте строки из басни. Найдите сложное предложение. Назовите основу каждой части сложного предложения. Объясните расстановку знаков препинания в нём.

Чижа захлопнула злодейка-западня.
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
И. Крылов

Ответ:

Бедняжка  в ней и рвался, и метался,
А голубь  молодой над ним же издевался.

Упражнение 139. Прочитайте предложения. Какие из этих простых предложений можно соединить по смыслу в сложное предложение? Составьте два сложных предложения. Запишите их, расставляя знаки препинания.

Надвигалась свинцовая туча.
Ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки.
Бесшумно пролетают над высокими снежными сугробами совы.

Ответ:

Надвигалась свинцовая туча, и ребята поспешили домой.
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, бесшумно пролетают над высокими снежными суг­робами совы.

Упражнение 140. Закончите предложения так, чтобы они получились сложными. Выберите один из союзов из скобок. Запишите полученные предложения, верно расставив знаки препинания.

Ответ:

1. Урок закончился, и дети стали собираться домой. 2. Мама подарила мне красивую книгу, а папа купил велосипед. 3. Люда и Сергей дружат, но они иногда спорят по пустякам. 4. В классе установили новый компьютер, и учитель был очень рад такому сюрпризу. 5. Я хорошо знаю правила ор­фографии, но я плохо умею применять их на практике. 6. На улице стоит прекрасная погода, но мама все равно велела мне повязать шарф. 7. Папа купил мне билет на спектакль в Театр юного зрителя, и я очень был этому рад. 8. Брат любит читать книги, но он не любит рассказывать мне о прочитанном.