§39. Виды корней и типы корневых систем

Вопрос №1

Каковы основные функции корней в жизни растений? _

Ответ

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные питательные вещества.

Вопрос №*2

Чем корни отличаются от ризоидов? _

Ответ

Ризоиды являются средствами прикрепления низших растений. В отличие от них корни более сложно устроены , наблюдаются у высших растений и служат как для прикрепления, так и для всасывания воды и минеральных веществ из почвы. Также в них накапливаются органические вещества (например, крахмал).

Вопрос №3

На рисунке изображены растения с разными типами корневой системы. Определите их и укажите на рисунке. Подпишите виды корней данных корневых систем. _

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник
Ответ

На первом рисунке мы видим мочковатый тип корневой системы. Мы можем понять это по наличию большого количества боковых корней и не выраженному главному корню. На втором рисунке мы видим стержневой тип корневой системы из−за наличия сильно развитого корня в центре и отходящих от него боковых корней.

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник

Вопрос №4

Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами 1—6.

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник
Ответ

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник

Вопрос №*5

Используя материалы учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу «Особенности строения корня растения».

 Зоны корня  Особенности строения   Значение для растения
     
     

 

Ответ

Особенности строения корня растения

 Зоны корня  Особенности строения   Значение для растения
 Зона деления   Клетки вытягиваются  Отвечают за рост корня
 Зона роста  Клетки способны делиться  Образуются новые клетки
 Зона всасывания  Клетки образуют корневые волоски  Всасывают воду и минеральные вещества
 Зона проведения  Клетки вытянутые (ситовидные трубки, сосуды)  Транспортируют воду и минеральные вещества по стеблю от корней к листьям, плодам и обратно

 

Вопрос №*6

Объясните практическое значение окучивания таких растений, как кукуруза, картофель, томаты, и др. _

Ответ

При окучивании увеличивается количество придаточных корней у растений, и растение может получать больше питательных веществ из почвы, которые далее идут в их плоды (делая их слаще и питательнее).

Вопрос №7

Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. учебник, с. 162), заполните таблицу. Ответьте на вопрос.
Цель работы: _

Название растения  Тип корневой системы  Особенности строения корневой системы
     
     


Чем различаются стержневая и мочковатая корневые системы? _
Сделайте вывод на основе проведённых исследований. _

Ответ

Цель работы: рассмотреть мочковатую и стержневую корневые системы.
Стержневая и мочковатая корневые системы

Название растения  Тип корневой системы  Особенности строения корневой системы
 Репа  Стержневая корневая система  Сильно развит главный корень, от которого идут боковые и придаточные
 Морковь  Стержневая корневая система  Сильно развит главный корень
 Пшеница  Мочковатая корневая система  Нет главного корня, но хорошо развиты боковые и придаточные
 Лук  Мочковатая корневая система  Нет главного корня, но хорошо развиты боковые и придаточные

 Стержневая корневая система характеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система характеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает.
Вывод: мы научились отличать мочковатую корневую систему от стержневой.

Вопрос №8

Выполните лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. учебник, с. 163). Зарисуйте корешок редиса или проростка пшеницы. Сделайте необходимые подписи. Ответьте на вопросы.
Цель работы: _
Сделайте вывод на основе проведённых исследований. _

Ответ

Цель работы: рассмотреть строение корня проростка пшеницы.

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник

Вывод: мы подробно изучили строение корня, а именно зону проведения, зону всасывания, зону растяжения и деления, а также корневые волоски и корневой чехлик.

Вопрос №9

Сравните строение клеток корневого волоска и кожицы лука, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме? _

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник
Ответ

Из общего между строением клеток корневого волоска и кожицы лука: мы видим растительные клетки с клеточной оболочкой, в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.
Различия наблюдаются в форме и выполняемых функциях. Корневые волоски имеют более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука. За счет этого увеличивается поверхность всасывания веществ.

Вопрос №*10

Рассмотрите рисунок.
Запишите, как называется изображённый на рисунке приём. С какой целью он применяется? _

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник
Ответ

Этот метод называется пикировка корня. Пикировка корня − это отщипывание кончика корня с помощью заостренного колышка−пики при рассаживании молодых растений. Используется для расширения площади питания растения и его роста.