§39. Виды корней и типы корневых систем
Вопрос №1
Каковы основные функции корней в жизни растений? _
Ответ
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные питательные вещества.
Вопрос №*2
Чем корни отличаются от ризоидов? _
Ответ
Ризоиды являются средствами прикрепления низших растений. В отличие от них корни более сложно устроены , наблюдаются у высших растений и служат как для прикрепления, так и для всасывания воды и минеральных веществ из почвы. Также в них накапливаются органические вещества (например, крахмал).
Вопрос №3
На рисунке изображены растения с разными типами корневой системы. Определите их и укажите на рисунке. Подпишите виды корней данных корневых систем. _
Ответ
На первом рисунке мы видим мочковатый тип корневой системы. Мы можем понять это по наличию большого количества боковых корней и не выраженному главному корню. На втором рисунке мы видим стержневой тип корневой системы из−за наличия сильно развитого корня в центре и отходящих от него боковых корней.
Вопрос №4
Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами 1—6.
Ответ
Вопрос №*5
Используя материалы учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу «Особенности строения корня растения».
Зоны корня | Особенности строения | Значение для растения |
Ответ
Особенности строения корня растения
Зоны корня | Особенности строения | Значение для растения |
Зона деления | Клетки вытягиваются | Отвечают за рост корня |
Зона роста | Клетки способны делиться | Образуются новые клетки |
Зона всасывания | Клетки образуют корневые волоски | Всасывают воду и минеральные вещества |
Зона проведения | Клетки вытянутые (ситовидные трубки, сосуды) | Транспортируют воду и минеральные вещества по стеблю от корней к листьям, плодам и обратно |
Вопрос №*6
Объясните практическое значение окучивания таких растений, как кукуруза, картофель, томаты, и др. _
Ответ
При окучивании увеличивается количество придаточных корней у растений, и растение может получать больше питательных веществ из почвы, которые далее идут в их плоды (делая их слаще и питательнее).
Вопрос №7
Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. учебник, с. 162), заполните таблицу. Ответьте на вопрос.
Цель работы: _
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Чем различаются стержневая и мочковатая корневые системы? _
Сделайте вывод на основе проведённых исследований. _
Ответ
Цель работы: рассмотреть мочковатую и стержневую корневые системы.
Стержневая и мочковатая корневые системы
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
Репа | Стержневая корневая система | Сильно развит главный корень, от которого идут боковые и придаточные |
Морковь | Стержневая корневая система | Сильно развит главный корень |
Пшеница | Мочковатая корневая система | Нет главного корня, но хорошо развиты боковые и придаточные |
Лук | Мочковатая корневая система | Нет главного корня, но хорошо развиты боковые и придаточные |
Стержневая корневая система характеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система характеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает.
Вывод: мы научились отличать мочковатую корневую систему от стержневой.
Вопрос №8
Выполните лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. учебник, с. 163). Зарисуйте корешок редиса или проростка пшеницы. Сделайте необходимые подписи. Ответьте на вопросы.
Цель работы: _
Сделайте вывод на основе проведённых исследований. _
Ответ
Цель работы: рассмотреть строение корня проростка пшеницы.
Вывод: мы подробно изучили строение корня, а именно зону проведения, зону всасывания, зону растяжения и деления, а также корневые волоски и корневой чехлик.
Вопрос №9
Сравните строение клеток корневого волоска и кожицы лука, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме? _
Ответ
Из общего между строением клеток корневого волоска и кожицы лука: мы видим растительные клетки с клеточной оболочкой, в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.
Различия наблюдаются в форме и выполняемых функциях. Корневые волоски имеют более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука. За счет этого увеличивается поверхность всасывания веществ.
Вопрос №*10
Рассмотрите рисунок.
Запишите, как называется изображённый на рисунке приём. С какой целью он применяется? _
Ответ
Этот метод называется пикировка корня. Пикировка корня − это отщипывание кончика корня с помощью заостренного колышка−пики при рассаживании молодых растений. Используется для расширения площади питания растения и его роста.