§33. Передвижение веществ у растений
Вопрос №1
Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов? _
Ответ
Транспортировка веществ важна для поддержания гомеостаза (постоянство внутренней среды организма). С помощью транспорта (передвижения) веществ в многоклеточном организме питательные вещества доставляются до каждой клетки, и также выводятся продукты обмена.
Вопрос №2
Вспомните особенности строения растительной клетки и объясните, каким образом и благодаря каким структурам перемещаются вещества из одной клетки в другую в тканях растительного организма. _
Ответ
Клетки растений состоят из клеточной стенки, развитых вакуолей и пластид (хлоропласты, лейкопласты и хромопласты). Для передвижения веществ в клеточной стенке есть поры, через которые участки цитоплазмы разных клеток соединяются между собой.
Вопрос №3
Выясните, какие вещества передвигаются внутри растений в процессе обмена веществ, и подпишите их названия на рисунке. _
Ответ
Вопрос №4
Чем различается транспорт веществ у низших и высших растений? _
Ответ
Транспорт (передвижение) веществ у высших растений проходит по проводящим тканям от корней к другим клеткам и органам растения.
У низших растений нет органов и тканей, и транспорт веществ происходит между клетками.
Вопрос №5
Заполните таблицу «Транспорт веществ у высших растений».
Структура, обеспечивающая транспорт | Транспортируемые вещества | Источник транспортировки | Место транспортировки |
Ответ
Транспорт веществ у высших растений
Структура, обеспечивающая транспорт | Транспортируемые вещества | Источник транспортировки | Место транспортировки |
Сосуды и трахеиды (ксилема) | Вода и минеральные вещества | Корни | Плоды, листья |
Ситовидные трубки (флоэма) | Органические вещества | Листья и зеленые части растения | Корневая система |
Вопрос №*6
Ранней весной из зарубок на стволе берёзы собирают берёзовый сок. Как вы думаете, что он собой представляет по составу и откуда он берётся, если на растении ещё нет листьев? _
Ответ
В корнях накапливаются органические вещества, например, крахмал, который питает все остальные органы растения и придает березовому соку сладкий вкус. Также корни впитывают воду и минеральные вещества. Все это и составляет березовый сок.
Вопрос №*7
Зимой зайцы обгрызли кору у молодой вишни, а через некоторое время выяснилось, что дерево погибло. Выскажите предположение, почему и как это произошло. _
Ответ
Из−за разрушения коры в дереве нарушаются процессы питания, в него могут попадать различные микроорганизмы, и процесс повреждения продолжается. Так как это происходит в холодное время года часто после этого дерево просто замерзает и погибает.
Вопрос №8
Рассмотрите рисунок и прочитайте описание изображённого на нём опыта. Взяли два стакана с водой, в первом оставили чистую воду, а во второй добавили несколько капель красных чернил. В каждый стакан поместили по одному растению одного вида с белыми цветками. Через пять часов во втором стакане некоторые части растения окрасились.
Ответьте на вопросы:
1) Какой процесс можно изучить с помощью данного эксперимента? _
2) Какие части (органы) растения окрасились? _
*3) Можно ли вернуть органам растения первоначальный цвет? Ответ обоснуйте. _
Ответ
1) С помощью данного эксперимента можно изучить транспорт (передвижение) веществ.
2) Окрасились лепестки цветка и листья.
*3) Можно, если заменить окрашенную воду на обычную. Через некоторое время окрашенная вода в лепестках испарится и цвет вернется в норму.
Вопрос №*9
Выполните опыт с окольцованной веткой, описанный в учебнике на с. 142. Как вы думаете, почему повреждение коры у деревьев опасно для их жизни? _
Цель работы: _
Сделайте вывод на основе проведённого исследования: _
Ответ
При повреждении коры повреждаются и ситовидные трубки, по которым проходят питательные вещества, необходимые организму. Сокращение поступления питательных веществ губительно для растения.
Цель работы: понять механизм работы транспорта веществ в растении.
Вывод: транспорт веществ проходит через проводящую ткань (ситовидные трубки), которые снабжают растительный организм всеми необходимыми для жизнедеятельности веществами.