§33. Передвижение веществ у растений

Вопрос №1

Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных живых организмов? _

Ответ

Транспортировка веществ важна для поддержания гомеостаза (постоянство внутренней среды организма). С помощью транспорта (передвижения) веществ в многоклеточном организме питательные вещества доставляются до каждой клетки, и также выводятся продукты обмена.

Вопрос №2

Вспомните особенности строения растительной клетки и объясните, каким образом и благодаря каким структурам перемещаются вещества из одной клетки в другую в тканях растительного организма. _

Ответ

Клетки растений состоят из клеточной стенки, развитых вакуолей и пластид (хлоропласты, лейкопласты и хромопласты). Для передвижения веществ в клеточной стенке есть поры, через которые участки цитоплазмы разных клеток соединяются между собой.

Вопрос №3

Выясните, какие вещества передвигаются внутри растений в процессе обмена веществ, и подпишите их названия на рисунке. _

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В.Пасечник
Ответ

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В.Пасечник

Вопрос №4

Чем различается транспорт веществ у низших и высших растений? _

Ответ

Транспорт (передвижение) веществ у высших растений проходит по проводящим тканям от корней к другим клеткам и органам растения.
У низших растений нет органов и тканей, и транспорт веществ происходит между клетками.

Вопрос №5

Заполните таблицу «Транспорт веществ у высших растений».

 Структура, обеспечивающая транспорт  Транспортируемые вещества  Источник транспортировки  Место транспортировки
       
       

Ответ

Транспорт веществ у высших растений

 Структура, обеспечивающая транспорт  Транспортируемые вещества  Источник транспортировки  Место транспортировки
 Сосуды и трахеиды (ксилема)  Вода и минеральные вещества  Корни  Плоды, листья
 Ситовидные трубки (флоэма)  Органические вещества  Листья и зеленые части растения  Корневая система

 

Вопрос №*6

Ранней весной из зарубок на стволе берёзы собирают берёзовый сок. Как вы думаете, что он собой представляет по составу и откуда он берётся, если на растении ещё нет листьев? _

Ответ

В корнях накапливаются органические вещества, например, крахмал, который питает все остальные органы растения и придает березовому соку сладкий вкус. Также корни впитывают воду и минеральные вещества. Все это и составляет березовый сок.

Вопрос №*7

Зимой зайцы обгрызли кору у молодой вишни, а через некоторое время выяснилось, что дерево погибло. Выскажите предположение, почему и как это произошло. _

Ответ

Из−за разрушения коры в дереве нарушаются процессы питания, в него могут попадать различные микроорганизмы, и процесс повреждения продолжается. Так как это происходит в холодное время года часто после этого дерево просто замерзает и погибает.

Вопрос №8

Рассмотрите рисунок и прочитайте описание изображённого на нём опыта. Взяли два стакана с водой, в первом оставили чистую воду, а во второй добавили несколько капель красных чернил. В каждый стакан поместили по одному растению одного вида с белыми цветками. Через пять часов во втором стакане некоторые части растения окрасились.
Ответьте на вопросы:
1) Какой процесс можно изучить с помощью данного эксперимента? _
2) Какие части (органы) растения окрасились? _
*3) Можно ли вернуть органам растения первоначальный цвет? Ответ обоснуйте. _

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В.Пасечник
Ответ

1) С помощью данного эксперимента можно изучить транспорт (передвижение) веществ.
2) Окрасились лепестки цветка и листья.
*3) Можно, если заменить окрашенную воду на обычную. Через некоторое время окрашенная вода в лепестках испарится и цвет вернется в норму.

Вопрос №*9

Выполните опыт с окольцованной веткой, описанный в учебнике на с. 142. Как вы думаете, почему повреждение коры у деревьев опасно для их жизни? _
Цель работы: _
Сделайте вывод на основе проведённого исследования: _

Ответ

При повреждении коры повреждаются и ситовидные трубки, по которым проходят питательные вещества, необходимые организму. Сокращение поступления питательных веществ губительно для растения.
Цель работы: понять механизм работы транспорта веществ в растении.
Вывод: транспорт веществ проходит через проводящую ткань (ситовидные трубки), которые снабжают растительный организм всеми необходимыми для жизнедеятельности веществами.