§42. Строение стебля.
Вопрос №1
Каковы основные функции стебля? _
Ответ
В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами, является опорой растения. Также стебель может участвовать в фотосинтезе и он участвует в вегетативном размножении.
Вопрос №2
Заполните таблицу "Строение стебля".
Заполните таблицу «Видоизменение корней».
Слои и элементы строения | Тип ткани | Особенности строения клеток | Выполняемая функция |
Ответ
Строение стебля
Слои и элементы строения | Тип ткани | Особенности строения клеток | Выполняемая функция |
Кожица | Покровная ткань | Имеются чечевички − крупные живые клетки с большими межклетниками | Защитная, обменная (газообмен) |
Кора | Механическая ткань | Клетки плотно прилегают друг к другу | Защитная, запасающая |
Пробка | Покровная ткань | Мертвые клетки с толстыми стенками | Защита |
Камбий | Образовательная ткань | Мелкие, быстро делящиеся клетки | Рост стебля в толщину |
Луб | Проводящая и механическая ткани | Ситовидные клетки и лубяные волокна | Проведение органических веществ от листьев к корням |
Древесина | Проводящая и механическая ткани | Сосуды и древесинные волокна | Проведение воды и минеральных веществ от корня к листьям |
Сердцевина | Запасающая ткань | Крупные клетки с тонкими оболочками | Запасание веществ |
Вопрос №3
Как по срезу или спилу стебля побега можно узнать его возраст? У всех ли растений это можно сделать и почему? _
Ответ
Возраст стебля побега можно узнать по количеству годовых колец. Одно кольцо будет темнее, другое − светлее. Светлые (более толстые) появляются весной и летом в результате деления клеток камбия. К осени рост замедляется и появляются более темные полоски. Не у всех растений есть годовые кольца. Например, тропические растения не имеют их, так как в тропиках нет смены времен года.
Вопрос №4
Рассмотрите рисунок. Укажите стрелками и подпишите, какие виды стеблей по направлению роста и способу опоры на нём изображены.
Ответ
1 − Прямостоячий
2 − Ползучий
3 − Вьющийся
4 − Цепляющийся
Вопрос №5
Подпишите на рисунке слои спиленного дерева.
Ответ
Вопрос №6
Рассмотрите рисунок поперечного среза молодого (однолетнего) стебля. Подпишите его основные части.
Ответ
Вопрос №*7
Чем отличается строение стебля травянистых растений от строения стебля древесных пород? _
Ответ
Стебли травянистых растений имеют пучковое строение. Не наблюдается камбия, вторичное утолщение у них не выражено, так что и годичных колец нет. У стеблей древесных пород непучковое строение, есть камбий, и поэтому присутствуют годичные кольца.
Вопрос №8
Выполните лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева» (см. учебник, с. 173). Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.
Цель работы: _
Сделайте вывод на основе проведённого исследования. _
Ответ
Цель работы: научиться распознавать части стебля растения (липы).
Вывод: мы изучили внутреннее строение ветки дерева (липы). Также мы подсчитали количество годичных колец у липы (возраст растения − 7 лет). Одни кольца темнее, другие − светлее. Светлые (более толстые) появляются весной и летом в результате деления клеток камбия. К осени рост замедляется и появляются более темные полоски.
Вопрос №9
Выполните лабораторную работу «Определение возраста дерева по спилу».
Цель работы: _
1) Рассмотрите предложенный вам спил ствола или ветки дерева. Найдите на нём кору и древесину.
2) С помощью лупы подсчитайте число годичных колец и определите по ним возраст дерева или его ветки.
3) Зарисуйте данный спил, сделайте на нем соответствующие подписи.
4) Рассмотрите годичные кольца.
Одинаковы ли они по толщине?
Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего периода._
Сделайте вывод на основе проведённого исследования. _
Ответ
Цель работы: научиться определять возраст дерева по спилу.
На рисунке можно увидеть 12 годичных колец, соответственно возраст растения − 12 лет. Широкие годичные кольца свидетельствуют о благоприятных климатических условиях (весеннее время) для роста растения, а узкие годичные кольца − о менее благоприятных условиях (осеннее и зимнее время).
Вывод: мы узнали, как растёт дерево и и сколько лет оно прожило.