§51. Класс Двудольные
Вопрос №1
Заполните таблицу «Семейство Крестоцветные».
Название растения | Формула цветка | Тип плода |
Ответ
Семейство Крестоцветные
Название растения | Формула цветка | Тип плода |
Капуста | $Ч_{4}$ $Л_{4}$ $Т_{4}$ $2П_{1}$ | Стручок |
Пастушья сумка | $Ч_{4}$ $Л_{4}$ $Т_{2+4}$ $П_{1}$ | Стручочек |
Редька | $Ч_{4}$ $Л_{4}$ $Т_{2+4}$ $П_{1}$ | Стручок |
Вопрос №2
Заполните таблицу «Семейство Розоцветные».
Название растения | Формула цветка | Плод |
Ответ
Семейство Розоцветные
Название растения | Формула цветка | Плод |
Яблоня | $*Ч_{5}$ $Л_{5}$ $Т_{∞}$ $П_{1}$ | Яблоко |
Вишня | $*Ч_{5}$ $Л_{5}$ $Т_{∞}$ $П_{1}$ | Костянка |
Земляника | $*Ч_{5+5}$ $Л_{5}$ $Т_{∞}$ $П_{∞}$ | Многоорешек |
Вопрос №3
Заполните таблицу «Семейство Паслёновые».
Название растения | Формула цветка | Плод |
Ответ
Семейство Паслёновые
Название растения | Формула цветка | Плод |
Картофель | $Ч_{(5)}$ $Л_{(5)}$ $Т_{5}$ $П_{1}$ | Ягода |
Табак | $*Ч_{(5)}$ $Л_{(5)}$ $Т_{5}$ $П_{1}$ | Коробочка |
Вопрос №4
Заполните таблицу «Семейство Сложноцветные».
Название растения | Формула цветка | Плод |
Ответ
Семейство Сложноцветные
Название растения | Формула цветка | Плод |
Одуванчик | $Ч_{0}$ $Л_{(5)}$ $Т_{(5)}$ $П_{1}$ | Семянка |
Подсолнечник | $Ч_{0}$ $Л_{(3)}$ $Т_{0}$ $П_{1}$ | Семянка |
Василек синий | $Ч_{0}$ $Л_{(5-7)}$ $Т_{0}$ $П_{0}$ | Семянка |
Вопрос №5
Заполните таблицу «Семейство Мотыльковые (Бобовые)».
Название растения | Формула цветка | Плод |
Ответ
Семейство Мотыльковые (Бобовые)
Название растения | Формула цветка | Плод |
Горох, фасоль, клевер | $Ч_{5}$ $Л_{(2)+2+1}$ $Т_{(9)}$ $1П_{1}$ | Боб |
Вопрос №6
Выполните лабораторную работу «Семейства двудольных» (см. учебник, с. 208). Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2−3 растения семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых). При описании следуйте плану в учебнике на с. 208. Впишите необходимую информацию о рассматриваемых растениях в бланк ответа.
Цель работы: _
1) Жизненная форма растения:
а) травянистое _
б) кустарник _
в) дерево _
2) Подземные органы:
а) строение корня _
б) тип корневой системы _
3) Побеги по положению в пространстве: _
4) Стебель:
а) Форма _
б) Опушение _
5) Листорасположение:
а) очередное _
б) супративное _
в) мутовчатое_
6) Лист:
а) черешковый, сидячий _
б) наличие прилистника _
в) простой или сложный _
г) жилкование _
д) форма листовой пластинки _
е) край листовой пластинки _
7) Тип соцветия: _
8) Характеристика цветка: _
а) строение чашечки _
б) строение венчика _
г) строение пестика _
д) число пестиков в цветке _
9) Формула цветка: _
10) Диаграмма цветка:
11) Особенности строения плода: _
12) Тип плода: _
13) Семейство, род и вид данного растения: _
Сделайте вывод на основе проведённого исследования. _
Ответ
Цель работы: изучить одно из семейств двудольных.
1) Жизненная форма растения:
а) травянистое: манжетка
б) кустарник: смородина черная
в) дерево: рябина обыкновенная
2) Подземные органы:
а) строение корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, проводящая зона.
б) тип корневой системы: стержневой
3) Побеги по положению в пространстве: стоячие (хорошо развита механическая ткань).
4) Стебель:
а) Форма: одревесневшая
б) Опушение: нет
5) Листорасположение:
а) очередное
6) Лист:
а) черешковый
б) прилистник почти всегда имеется
в) простой
г) жилкование сетчатое
д) форма листовой пластинки эллиптическая
е) край листовой пластинки зубчатый
7) Тип соцветия: щитковидное
8) Характеристика цветка:
а) строение чашечки: состоит из 5 чашелистников
б) строение венчика: состоит из 5 лепестков
в) число и расположение тычинок: в большом количестве
г) строение пестика: образован 5−тью сросшимися у основания столбиками
д) число пестиков в цветке: более 12
9) Формула цветка: $Ч_{5}$ $Л_{5}$ $Т_{∞}$ $П_{∞}$
10) Диаграмма цветка:
11) Особенности строение плода: много эндосперма, сочный и яркий.
12) Тип плода: костянка, яблоко.
13) Семейство, род и вид растения: розоцветные, яблоня, яблоня культурная.
Вывод: мы изучили семейство розоцветных на примере манжетки, смородины чёрной, рябины обыкновенной.
Вопрос №*7
Какие сорта культурных растений, относящихся к изученным семействам двудольных растений, выращивают хозяйства вашей местности? _
Ответ
Из культурных растений, относящихся к изученным семействам двудольных растений, в нашей местности хозяйствами выращиваются картофель, капуста, томат, баклажаны, яблоня, груша.