§46. Строение и разнообразие цветков
Вопрос №1
Что такое цветок и каково его значение для покрытосеменных растений? _
Ответ
Цветок − видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.
Вопрос №2
Рассмотрите рисунок. Сравните строение цветка вишни и тюльпана. Подпишите их основные части и назовите типы цветка, характерные для этих растений.
1 − _
2 − _
3 − _
4 − _
Ответ
1 − Лепесток
2 − Тычинка
3 − Пестик
4 − Цветоножка
В обоих случаях растения по типу цветка являются обоеполыми (на цветках присутствуют и тычинки, и пестик).
Вопрос №3
Что развивается из семязачатка?_
Ответ
Из семязачатка развиваются семена растения.
Вопрос №4
Закончите предложения, вписав пропущенные слова.
Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, то его называют _ , такие цветки характерны для _ .
Цветки, через которые можно провести только одну плоскость симметрии, называют _ , они характерны для _ .
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют _ , а цветки, имеющие только те или другие органы, − _ .
Цветок, имеющий только тычинки, называют _ , а цветок, имеющий только пестики, − _ .
Если на растении развиваются обоеполые цветки, то его называют _ , если же тычиночные цветки располагаются на одних растениях, а пестичные − на других, то его называют _ .
Ответ
Если через цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, то его называют правильным, такие цветки характерны для капустных и зонтичных (например, тюльпан, роза).
Цветки, через которые можно провести только одну плоскость симметрии, называют неправильными , они характерны для бобовых и злаковых (например, горох, пшеница) .
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполыми , а цветки, имеющие только те или другие органы, − раздельнополыми.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночным, а цветок, имеющий только пестики, − пестичным.
Если на растении развиваются обоеполые цветки, то его называют однодомным , если же тычиночные цветки располагаются на одних растениях, а пестичные − на других, то его называют двудомным.
Вопрос №*5
Используя обозначения, приведённые в учебнике, составьте формулы и диаграммы цветков изображённых растений.
Ответ
Растение − василёк. | Растение − земляника | Растение − горох |
Формула цветка: | Формула цветка: | Формула цветка: |
1) Внутренние цветки: $Ч_{0-∞}$ $Л_{(5)}$ $Т_{(5)}$ $П_{(2)}$ | $Ч_{5}$ $Л_{5}$ $Т_{∞}$ $П_{∞}$ | $Ч_{5}$ $Л_{1+2+(2)}$ $Т_{(9)+1}$ $П_{1}$ |
2) Воронковидные цветки: $Ч_{0-∞}$ $Л_{(6-9)}$ $Т_{(0)}$ $П_{(0)}$ | ||
Вопрос №*6
Докажите, что цветок является видоизменённым укороченным побегом. _
Ответ
Можно считать, что цветок − это видоизмененный побег, потому что он развивается из почки. Также цветок имеет стеблевую часть, выраженную цветоножкой. Цветок имеет видоизмененные листья, представленные чашечкой, венчиком, тычинками и пестиком.
Вопрос №7
Выполните лабораторную работу «Строение цветка» (см. учебник, с. 186). Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
Цель работы: _
Ответьте на вопрос: почему главными частями цветка называют тычинки и пестик? _
Сделайте вывод на основе проведённого исследования. _
Ответ
Цель работы: изучить строение цветка.
Тычинка и пестик являются главными частями цветка, так как благодаря им происходит половое размножение растения.
Вывод: мы изучили части цветка растения.