§48. Плоды
Вопрос №1
Что такое плод и какие функции он выполняет? _
Ответ
Плод − генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.
Вопрос №2
Изучите строение плодов на примере яблока. Сделайте поперечный и продольный разрез яблока. Схематично зарисуйте срезы и подпишите на рисунке названия основных частей данного типа плода.
Ответ
1 − продольный разрез (а − углубление плодоножки, б − линия сердечка, в − осевая полость, г − стенки камеры, д − чашечка) ;
2 − поперечный разрез (а − сосудистый пучок, б − линия сердечка, в − семенная камера, г − семена, д − осевая полость).
Вопрос №3
Как отличить боб от стручка? _
Ответ
Боб − сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации.
Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.
Вопрос №*4
Заполните таблицу «Распространение семян».
Способ распространения | Приспособления | Название растения |
Ответ
Распространение семян
Способ распространения | Приспособления | Название растения |
Водой | Легкие и не тонущие семена, растения вблизи водоемов | Ольха, кокосовая пальма |
Животными, человеком | Имеют зубчики и крючки, у некоторых плоды яркие и сочные | Рябина, черника |
С помощью ветра | Легкие семена, покрытые пушистыми волосками | Ива, одуванчик, береза |
Саморазбрасывание | Если дотронуться до плода, створки раскрываются | Горох, фасоль |
Вопрос №*5
Охарактеризуйте биологическую роль плодов в жизни растений. _
Ответ
Плоды защищают растения от высыхания и повреждений. Также способствуют распространению семян (яркая окраска или сочные плоды). В плодах созревают семена.
Вопрос №6
Выполнив лабораторную работу «Классификация плодов» (см. учебник, с. 195), заполните таблицу.
Цель работы: _
Название плода | Тип плода | Приспособления для распространения | Какие растения имеют такой плод | |
Сочный или сухой | Односемянной или многосемянной | |||
Сделайте вывод на основе проведённого исследования.
Ответ
Цель работы: научиться различать плоды.
Название плода | Тип плода | Приспособления для распространения | Какие растения имеют такой плод | |
Сочный или сухой | Односемянной или многосемянной | |||
1 Стручок | Сухой | многосемянной | Человеком/животным, саморазбрасывание | Капуста, репа, брюква |
2 Боб | Сухой | многосемянной | Человеком/животным, саморазбрасывание | Горох, фасоль |
3 Костянка | Сочный | Односемянной | Человеком/животным | Абрикос, слива |
4 Яблоко | Сочный | многосемянной | Человеком/животным | Яблоня, груша |
5 Орех | Сухой | Односемянной | Животными и ветром | Лещина, липа |
Вывод: мы научились определять и классифицировать плоды по типам, по их приспособлениям для распространения.