§48. Плоды

Вопрос №1

Что такое плод и какие функции он выполняет? _

Ответ

Плод − генеративный орган покрытосеменных растений, который служит для формирования, защиты и распространения заключённых в нём семян.

Вопрос №2

Изучите строение плодов на примере яблока. Сделайте поперечный и продольный разрез яблока. Схематично зарисуйте срезы и подпишите на рисунке названия основных частей данного типа плода.

Ответ

ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник
1 − продольный разрез (а − углубление плодоножки, б − линия сердечка, в − осевая полость, г − стенки камеры, д − чашечка) ;
2 − поперечный разрез (а − сосудистый пучок, б − линия сердечка, в − семенная камера, г − семена, д − осевая полость).

Вопрос №3

Как отличить боб от стручка? _

Ответ

Боб − сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации.
Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Вопрос №*4

Заполните таблицу «Распространение семян».

Способ распространения Приспособления Название растения
     
     

Ответ

Распространение семян

Способ распространения Приспособления Название растения
 Водой  Легкие и не тонущие семена, растения вблизи водоемов  Ольха, кокосовая пальма
 Животными, человеком  Имеют зубчики и крючки, у некоторых плоды яркие и сочные  Рябина, черника
 С помощью ветра  Легкие семена, покрытые пушистыми волосками  Ива, одуванчик, береза
 Саморазбрасывание   Если дотронуться до плода, створки раскрываются  Горох, фасоль

 

Вопрос №*5

Охарактеризуйте биологическую роль плодов в жизни растений. _

Ответ

Плоды защищают растения от высыхания и повреждений. Также способствуют распространению семян (яркая окраска или сочные плоды). В плодах созревают семена.

Вопрос №6

Выполнив лабораторную работу «Классификация плодов» (см. учебник, с. 195), заполните таблицу.
Цель работы: _

 Название плода   Тип плода Приспособления для распространения  Какие растения имеют такой плод 
 Сочный или сухой  Односемянной или многосемянной
         
         
         

 
Сделайте вывод на основе проведённого исследования.

Ответ

Цель работы: научиться различать плоды.

 Название плода   Тип плода Приспособления для распространения  Какие растения имеют такой плод 
 Сочный или сухой  Односемянной или многосемянной
 1 Стручок  Сухой  многосемянной   Человеком/животным, саморазбрасывание  Капуста, репа, брюква
 2 Боб  Сухой  многосемянной   Человеком/животным, саморазбрасывание  Горох, фасоль
 3 Костянка  Сочный  Односемянной   Человеком/животным  Абрикос, слива
 4 Яблоко  Сочный  многосемянной   Человеком/животным  Яблоня, груша
 5 Орех  Сухой  Односемянной  Животными и ветром  Лещина, липа

 
Вывод: мы научились определять и классифицировать плоды по типам, по их приспособлениям для распространения.