§49. Размножение покрытосеменных растений

Вопрос №1

Что такое размножение организмов? _

Ответ

Размножение – это биологический процесс, посредством которого новые индивидуальные организмы – "потомки" − производятся от своих родителей.

Вопрос №2

Дайте определения понятиям. _
Опыление − _
Оплодотворение − _

Ответ

Опыление − процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце
пестика.
Оплодотворение − процесс слияния 2 половых клеток с образованием зиготы. Этот процесс называется двойным оплодотворением и характерен только для цветковых растений.

Вопрос №3

Какие типы размножения, характерные для растений, вам известны? Какие органы растений в них принимают участие? Приведите примеры. _

Ответ

Для растений характерно бесполое (вегетативное) размножение и половое (генеративное) размножение. Вегетативное размножение происходит с помощью корней, стебля, листьев (дочерний организм идентичен материнскому). Примеры: размножение яблони корневыми черенками.
В половом размножении участвуют два организма и появляется новый организм с другими признаками. Примеры: горох.

Вопрос №4

Охарактеризуйте способы опыления, изображённые на рисунке 128 учебника. _

Ответ

При самоопылении пыльца с тычинок попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Почти все потомство, образовавшееся в результате самоопыления, очень похоже на родительское растение. Примеры: рис, овёс, ячмень.
При перекрёстном опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльце пестика цветка другого растения. Образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно.
ГДЗ по Биологии, 6 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни) В.В. Пасечник
Рис. 128. Схема самоопыления (а) и перекрёстного опыления (б)

Вопрос №5

Какова биологическая роль перекрёстного опыления? _

Ответ

При перекрёстном опылении потомственному растению передаются наследственные признаки как от отцовского, так и от материнского организма. Поэтому образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно.

Вопрос №6

Охарактеризуйте особенности оплодотворения у цветковых растений. _

Ответ

Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение, поскольку в этом процессе участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, второй — с центральной клеткой зародышевого мешка. После успешного оплодотворения из семязачатков развиваются семена, а из завязи — плод.

Вопрос №7

Как осуществляется образование семян и плодов? _

Ответ

Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки, которые снова делятся. В результате многократных делений клеток развивается зародыш нового растения. Оплодотворённая центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод.

Вопрос №8

Пользуясь памяткой (см. учебник, с. 198), проведите сравнение ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Результаты сравнения занесите в таблицу и обсудите с одноклассниками.

Растения  Признаки сходства Признаки различий
     
     

Ответ

Растения  Признаки сходства Признаки различий
 Ветроопыляемые   Растут группами, образуют соцветия Мелкие и невзрачные цветки.   У них легкая и сухая пыльца. Цветут преимущественно ранней весной.
 Насекомоопыляемые  Растут скоплениями, образуют соцветия Крупные, яркие цветки.   Пыльца крупная, липкая, ароматная. Цветут преимущественно в летний период.