Практикум к главе II
1. Подготовь свой вариант наглядного пособия к теме «Человек и его деятельность» (работа может выполняться в группе). Используй для этого различные виды наглядности: рисунки, в том числе и свои собственные, фотографии, графики, схемы и т. п. Обсуди в классе, что побуждает человека к разным видам деятельности.
Ежедневно человек занимается самой разнообразной деятельностью: читает, гуляет с собакой, общается с друзьями, моет посуду и т.д. Самыми главными или, как их называют, ведущими видами деятельности, учёные считают четыре из них: игра, учение, труд и общение. Каждый вид деятельности нужен человеку для достижения определённых целей, иногда даже неосознанных. Рассмотрим подробнее, что может побудить человека к занятию тем или иным видом деятельности.
Игра
На первый взгляд кажется, что игра — это просто невинное развлечение, помогающее людям отдохнуть и расслабиться. На самом деле каждая игра позволяет человеку достигнуть самых разнообразных целей и предоставляет множество возможностей. Например:
Человек может «примерить» на себя различные ситуации, профессии и роли. Дошкольники часто играют «В дочки-матери», «В магазин», «В машинки» и другие ролевые игры. Тем самым они учатся действовать в различных жизненных ситуациях и примеряют на себя роль продавца или водителя грузовика, попутно изучая данный вид деятельности человека. В более старшем возрасте люди тоже не перестают играть: в настольные игры, на компьютере, в деловые игры и многие другие. Такие игры нужны людям для того, чтобы было интереснее общаться с друзьями, почувствовать себя кем-то другим, например автогонщиком или обучиться сложной профессии, например пилотированию самолётов и космических кораблей.
Игры позволяют подготовить себя к новому жизненному этапу, например к учёбе в школе или ко взрослой жизни. Вроде бы и в шутку, но играя «В школу» ребенок учиться усидчивости, аккуратности и умению вести себя в школе.
При помощи игр люди могут развивать свои навыки и умения: речь, мышление, двигательную активность и т.д. Так, спортивные игры развивают ловкость, силу, быстроту реакции, умение действовать в команде. Интеллектуальные и логические игры развивают умение думать, анализировать, создавать логические цепочки и решать неординарные задачи. Творческие игры развивают воображение, память и умение выразить свои мысли и чувства.
Учение
Учение далеко не всегда является скучной и нудной деятельностью. Это очень важная составляющая в жизни любого человека. Дело в том, что учатся люди не только в школе, а начиная от колыбели и до глубокой старости. Человек, который перестаёт учится, отстаёт от жизни. Например:
Учение позволяет освоить разнообразные виды деятельности — это и профессиональные виды деятельности, и хобби, и необходимые бытовые навыки. Даже, казалось бы, таким обыденным вещам как стирать, гладить и готовить надо учиться. Что уж говорить о таких сложных видах деятельности, как профессия врача, юриста или программиста.
В процессе учёбы человек может лучше познать мир вокруг себя, его законы и правила. Вовсе не обязательно каждый раз изобретать велосипед, достаточно изучить то, что познали предыдущие поколения и потом уже двигать прогресс вперёд, изобретая что-то навое на основе изученных знаний. Именно для этого в школе изучаются основы истории, биологии, математики, физики, химии и многих других предметов. Это база, которая позволяет двигаться дальше.
Учиться необходимо и для того, чтобы развивать себя как личность. Изучая что-то человек познаёт не только этот предмет, но и себя, начинает лучше понимать самого себя как личность. Например, изучая иностранные языки можно исследовать возможности собственной памяти и отлично развить их. Изучая математику можно понять, насколько развиты собственные логические способности и умение мыслить абстрактно. Изучение различных музыкальных стилей позволяет определиться с собственными пристрастиями и предпочтениями.
Труд
Труд также один из основных видов деятельности человека. Он позволяет людям не только выжить в этом мире, но и сделать свою жизнь комфортной и насыщенной. Например:
Трудясь человек может обеспечить себя финансово, а значит купить необходимые для жизни предметы и услуги. Работая на предприятии, человек обеспечивает себя заработной платой или другими видами дохода, который можно потратить на оплату жилья, еды, одежды, отдыха или на любые другие цели.
Труд позволяет человеку проявить свои личные качества и таланты, создавать продукцию, полезную обществу. Например, кинорежиссёр снимает новый фильм и получает не только денежное вознаграждение, но и благодарность и восхищение зрителей, признание его таланта коллегами. Обычный плиточник, которые занимается отделкой помещений, тоже может получить моральное удовлетворение от того, что он выполняет свою работу хорошо и качественно. Так что проявлять свои таланты и личные качества можно занимаясь любым трудом.
Общение
Некоторые думают, что общение — это просто разговоры и никакой деятельности в общении нет. На самом деле общение — очень важный вид деятельности человека:
Общение предоставляет возможность взаимодействовать с другими людьми для достижения деловых или личных целей. Общаясь на работе с заказчиками, клиентами, поставщиками, коллегами и начальством необходимо для выполнения профессиональных обязанностей. Без общения с семьёй и друзьями невозможно поддерживать личные отношения и сохранить связь с близкими людьми.
Общение позволяет людям испытать самые яркие эмоции и чувства: радость, симпатию, обиду, горечь и т.д. Например, празднование Нового года в кругу семьи или друзей чаще всего оставляет самые радостные и счастливые воспоминания, а незаслуженная колкость от близкого человека может очень сильно ранить человека и оставить душевную боль на долгое время.
Общение — прекрасный способ обмена опытом и знанием с окружающими людьми. Как говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Один человек может знать и уметь достаточно много, но он не умеет всё. В процессе общения люди обмениваются советами, информацией, навыками и мнениями и обогащают друг друга чем-то полезным.
2. Подбери пословицы разных народов о труде. Составь компьютерный сборник таких пословиц, расположив близкие по содержанию пословицы на одной странице. Подбери иллюстрации. Что общего в отношении к труду у разных народов?
Компьютерный сборник «Пословицы разных народов о труде»
Труд — один из самых важных видов деятельности человека, поэтому пословицы о труде присутствуют в языке всех без исключения народов мира. Основная идея (смысл) многих пословиц часто совпадает, а вот образ, через который преподносится главная мысль народной мудрости, может принимать самые причудливые формы.
Пословицы, говорящие о том, что достичь чего-либо можно только приложив свой труд.
Русский язык: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Чешский язык: «Bez práce nejsou koláče» — переводится как: «Без работы нет пирогов».
Английский язык: «He that would eat the fruit, must climb the tree» — переводится как «Чтобы съесть фрукт, надо залезть на дерево».
Пословицы, говорящие о том, что для того, чтобы хорошо жить, труду надо уделять большую часть времени
Русский язык: «Делу время — потехе час».
Немецкий язык: «Die meiste Zeit für die Arbeit, nur eine Stunde dem Vergnügen» — переводится как: «Большая часть времени для работы и только один час на удовольствия».
Английский язык: «Business before pleasure» — переводится как: «Дело важнее удовольствия».
Пословицы, говорящие о том, что чтобы хорошо отдохнуть, надо уметь хорошо трудиться
Русский язык: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Французский язык: «Celui qui veut tirer le miel de la ruche ne doit craindre les piqûres» — переводится как: «Кто хочет достать мёд из улья, не должен бояться укусов».
Английский язык: «He who likes skiing downhill must enjoy skiing uphill» — переводится как: «Тот, кто любит скатываться с горы на лыжах, тот должен любить и в гору на лыжах забираться».
Пословицы, говорящие о том, что без работы у человека ничего не будет
Русский язык: «Кто не работает, тот не ест».
Татарский язык: «Кем эшләми — шул ашамый» — переводится как : «Не работаешь — не ешь».
Английский язык: «No bees no honey, no work no money» — переводится как: «Нет пчёл — нет мёда, нет работы — нет денег».
Пословицы о том, что труд помогает преодолеть все препятствия и всего добиться
Русский язык: «Терпенье и труд всё перетрут».
Корейский язык «서당개 삼 년에 풍월 읊는다» — переводится как: «Через три года тренировок собака начнёт читать стихи».
Английский язык: «Labour overcomes all things » — переводится как: «Труд преодолевает всё».
Скачать презентацию "Пословицы о труде" >>
3. С какими профессиями связано происхождение таких крылатых выражений: «трещать по швам», «баклуши бить», «шить на живую нитку», «поставить в тупик», «топорная работа», «лясы точить», «шито белыми нитками», «доводить до белого каления», «без сучка и задоринки»? Что означали эти выражения прежде и что они означают теперь? Подбери другие крылатые выражения, связанные с трудом. Подготовь компьютерную презентацию с иллюстрациями к этим выражениям.
Компьютерная презентация «Крылатые выражения»
Крылатые выражения – это фразы, которые вошли в нашу речь из литературных произведений, фильмов, мультиков, из высказываний знаменитых людей или из других источников. Обычно крылатые выражения образно, но очень точно описывают то или иное действие или явление.
Самые точные и выразительные крылатые фразы могут сохраняться в языке веками, поэтому часто многие люди даже не догадываются откуда пошло то или иное выражение или что обозначают отдельные устаревшие слова, входящие в крылатую фразу.
«Трещать по швам»
Происхождение данного крылатого выражения связано с профессией портного. Портной (портниха, швея) – это человек, который занимается пошивом одежды. Трещать по швам могла плохо или неправильно сшитая одежда. Например, если использовались плохие нитки, или костюм был сшит не по размеру, или шов был некачественным. Такая одежда начинала расходиться по швам и появлялись дырки. В таких случаях портной мог не только лишиться заработка, но и быть наказан.
В наше время крылатая фраза «Трещать по швам» обозначает какое-то разрушение, крах или разрушение. Например говорят:
«наш план трещит по швам» – это значит, что действовать по плану не получается и приходится его менять;
«дружба Маши и Светы начала трещать по швам» — это обозначает, что девочки поссорились и их прежние дружеские отношения разрушились;
«компания производителя этого товара трещит по швам» — это значит, что данное предприятие находится накануне краха и скоро может закрыться.
«Баклуши бить»
Данная крылатая фраза очень древняя и связана с профессией баклушечника. Баклушечники – это люди, которые делали заготовки для изготовления ложек, тарелок и другой деревянной мебели. Они брали полено и топором раскалывали его на несколько частей – чурок или плах. Такая работа считалась очень лёгкой и не требовали никаких особых навыков или специального образования.
В наше время фраза «бить баклуши» обозначает безделье и ничего не деланье. Например говорят:
«да Миша баклуши бьёт вместо того, чтобы уроки делать» — это обозначает, что вместо выполнения домашнего задания Миша не занимается никакой полезной деятельностью, а просто ничего не делает: лежит на диване, просматривает ленту на телефоне и т.д.;
«ты не баклуши бить в школу ходишь, а учиться» — это обозначает, что человек должен ходить в школу не для того, чтобы отсидеть там определенное время, а для того, чтобы получить знания;
«Петя решил не бить баклуши, а записаться в секцию ушу» — это значит, что своё личное время Петя решил потратить с пользой и начал заниматься спортом.
«Шить на живую нитку»
Выражение появилось благодаря профессии портных и швей. Прежде чем сшить детали изделия накрепко, например, на швейной машине, портные сшивали их «на живую нитку», то есть крупными стежками и без всяких узлов и креплений. Такие швы позволяют примерить одежду и уточнить правильное расположение шва, а потом сделать качественный крепкий шов в нужном месте, а «живую нитку» быстро убрать. Особенность швов «ни живую нитку» их недолговечность и некрасивый вид. Практически сразу такой шов начинает распадаться и выглядит очень небрежно и неряшливо.
Так что в наше время крылатое выражение «шить на живую нитку» обозначает некачественную и небрежную работу. Например:
«Артём написал сочинение на живую нитку и побежал играть в футбол» — это обозначает, что Артём формально отнёсся к работе и написал не сочинение, а отписку;
«дача была построена на живую нитку, только чтобы было где отдохнуть от работы на огороде» — это обозначает, что дачный домик строили без особого усердия и материальных затрат, быстро и некачественно;
«времени не было, так что пришлось делать поделку на живую нитку» — это значит, что поделка была сделана очень быстро и из тех материалов, которые были под рукой.
«Поставить в тупик»
Это выражение часто используется в профессии машинистов на железных дорогах. Для того, чтобы один поезд мог пропустить другой поезд вперёд, на железных дорогах устраиваются тупики – специальные ответвления дороги, на которые можно загнать поезд и освободить основную дорогу для других поездов. Такие тупики никуда не ведут и заканчиваются барьером.
Сейчас крылатая фраза «поставить в тупик» обозначает замешательство или затруднение, в которое попал человек. Например:
«этот вопрос поставил меня в тупик» — обозначает, что человек не знал, что ответить на вопрос и попал в затруднительное положение;
«такое поведение сестры поставило Максима в тупик» — это обозначает, что Максим не знал как реагировать на поведение сестры и что делать в такой ситуации;
«этот участник телеигры настолько много знал, что поставить его в тупик было совершенно невозможно» — это обозначает, что участник был настолько эрудированный и образованный, что знал ответ на любой вопрос.
«Топорная работа»
Крылатое выражение «топорная работа» связана с профессией столяров – изготовителей мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий из дерева. Такая работа требует особого мастерства и знаний. Топорной столяры называют работу плотников, занимающихся грубой обработкой древесины топором, или некачественно выполненные столярные изделия.
В наше время «топорной» называют любую некачественную, грубо выполненную работу. Например:
«посредине парка стояла скульптура топорной работы» — это значит, что скульптура не представляла никакой художественной ценности и была некрасивой;
«платье было из красивого материала, но отличалось топорной работой» — это значит, что качество пошива платья было очень низким;
«у рабочего было лицо топорной работы» — это значит, что лицо этого человека было простоватое и грубое, не отличалось тонкими чертами и красотой.
«Лясы точить»
Это крылатое выражение связано с профессией столяра. Лясами на Руси называли фигурные столбики для перил – балясины. Их вытачивали из дерева мастера, отличающиеся богатой фантазией и любовью к творчеству. Обычно, во время работы мастера много разговаривали и рассказывали что-то увлекательное. Так как для перил и бортиков таких ляс – балясин требуется очень много, то точить лясы надо было продолжительное время.
В наши дни крылатое выражение «точить лясы» обозначает долгие бессмысленные разговоры, болтовню. Например:
«Хватит лясы точить!» — это значит надо перестать разговаривать и заняться делом;
«навалилось столько работы, что некогда лясы точить» — это значит, что времени на разговоры нет совсем;
«сели за стол подружки и давай лясы точить» — это значит, что подружки долго болтали о разных пустяках.
«Шито белыми нитками»
Происхождение фразы «шито белыми нитками» связано с профессией портных. Перед тем, как окончательно сшить детали изделия, портные их «наживляли», то есть делали временный шов крупными стежками и без узлов. Для этого обычно использовали толстые белые нити, чтобы было хорошо видно, как проходит шов и куда его надо переместить. После примерки и уточнения изделие сшивалось нитками в тон ткани, а белые нити выдёргивались. Если же мастер забывал убрать наживку, то его считали недобросовестным и ленивым.
В наше время эта крылатая фраза обозначает плохо скрытую ложь или тайну, а также то, что хотели скрыть, но все об этом знают или догадываются. Например:
«Да нет у него чёрного пояса по карате, это же белыми нитками шито!» — это значит, что кто-то пытался приукрасить свои достижениях, но никто в эту ложь не поверил, так как окружающим было видно, что никаким чёрным поясом по карате этот человек не обладает;
«Ничего у неё не болит, просто она не хочет идти в школу. Все симптомы шиты белыми нитками» — выражение значит, что девочка притворилась большой и имитировала симптомы заболевания, но сделала это так неумело и неестественно, что все сразу догадались, что со здоровьем у неё все в порядке, а она просто не хочет идти в школу.
«Неужели они не видят, что забота Кармелиты шита белыми нитками! Она просто хочет получить наследство бабушки. Половину сериала уже изображает из себя пай-девочку» — это значит, что героиня сериала притворяется перед своей бабушкой для того, чтобы достичь своих корыстных целей.
«Доводить до белого каления»
Крылатая фраза связана с профессией кузнецов и металлургов. Для того, чтобы металлическому изделию можно было придать нужную форму, кузнецы разогревали (раскаливали) заготовку до высокой температуры. Сначала металл становился красным, а потом, при очень высокой температуре, — белым. Говорили, что металл раскалён добела и теперь его можно ковать – придавать нужную форму.
Сейчас фраза «довести до белого каления» обозначат крайнее раздражения или даже гнев человека на что-либо или на кого-либо. Например говорят:
«Эта чиновница довела меня до белого каления! Я уже все документы принесла, все заявления написала, так ей теперь фотографии не нравятся!» — человек рассказывает, как сильно он рассердился во время посещения какого-то государственного учреждения;
«Надень шапку в конце концов! Ты меня до белого каления доведёшь!» — данным высказыванием мама предупреждает сына, что если он не наденет шапку, то она будет очень рассержена;
«Никогда не думал, что этого человека можно довести до белого каления, но моя сестра справилась!» — в этом высказывании крылатая фраза подчёркивает, что даже очень спокойного человека тоже можно вывести из себя.
«Без сучка, без задоринки»
Эта крылатая фраза связана с профессией столяров. Для изготовления декоративных деталей интерьера, мебели и посуды они обрабатывали деревянную заготовку до идеально гладкого состояния, удаляли все сучки, сглаживали неровности и избавлялись от задоринок – задирающихся вверх щеп.
В наше время фраза обозначает, что что-то сделано идеально, либо без малейших трудностей или препятствий. Например:
«Наше путешествие прошло без сучка без задоринки» — это значит, что путешествие было лёгким и приятным, всё задуманное удалось;
«Он старательно готовился к тесту и написал его без сучка без задоринки» — это обозначает, что школьник смог легко, быстро и правильно ответить на все вопросы теста;
«Смотри, чтобы всё сегодня прошло без сучка без задоринки» — это обозначает, что сегодня все должно пройти гладки, без каких либо осложнений или препятствий.
Крылатые выражения о труде
«Сизифов труд» — тяжелая работа, не приносящая никакого результата, а также напрасная, не имеющая смысла работа.
«Работать засучив рукава» — работать очень быстро и энергично.
«Работать спустя рукава» — работать медленно, без старания, лениться.
«Работать не покладая рук» — работать постоянно и много.
«Титанически труд» — очень тяжелая работа или очень большой объём выполненной работы.
«Тянуть лямку» — делать тяжёлую и однообразную работу в течение долгого времени.
«Трудиться в поте лица» — очень усердная и старательная работа.
Скачать презентацию «Крылатые выражения»
4. Объясни, как ты понимаешь пословицу «Цена работника — его зарплата».
Пословица «Цена работника — его зарплата» — это английская пословица. Смысл её в том, что чем выше квалификация, образование, умения и способности работника, тем выше этот работник ценится.
Нельзя сказать, что это утверждение всегда работает в реальной жизни. В силу различных обстоятельств многие, даже высококвалифицированные работники получают не самую высокую заработную плату. Но это именно то, к чему стоит стремиться, так как достойная оплата труда позволяет работодателю найти нужных ему специалистов, а работнику – получить за свой труд достойное вознаграждение.
В Англии, где рынок труда развивается несколько веков, уже установилась достаточно равновесная цена рабочей силы. Это значит, что работодатели, которые всегда стремятся снизить расходы на зарплату, и работники, которые часто склонны преувеличивать свою ценность, смогли договориться об уровне зарплат, устраивающий обе стороны.
В России этот процесс находится в процессе развития. Именно поэтому работникам нередко приходится активно отстаивать свои интересы и доказывать работодателю свою ценность либо находить другое, более высокооплачиваемое рабочее место, причём нередко в другом городе или даже регионе.
5. Люди стремятся к богатству для того, чтобы увеличить своё благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми. Дополни перечень на основе опроса своих одноклассников.
Анкета «Почему я стремлюсь разбогатеть»
Можно выбрать несколько из предложенных ответов или написать собственный вариант.
Я хочу купить недвижимость: квартиру или дом.
Я хочу жить в роскоши: ездить на дорогой машине, кататься на яхте, носить драгоценные украшения и часы и т.д.
Я хочу путешествовать по всему миру.
Я хочу получить доступ к хорошему образованию и медицинскому обслуживанию.
Я хочу накопить деньги себе на старость (на пенсию).
Я хочу стать знаменитым.
Я хочу стать крупным бизнесменом и руководить различными предприятиями.
Я хочу помогать людям и иметь возможность жертвовать деньги на благотворительность.
Я хочу стать меценатом и собрать коллекцию картин и скульптур для нового музея.
Свой вариант ответа.
В опросе приняли участие 30 человек (ученики класса, в котором я учусь).
Результаты опроса
№ вопроса | Содержание вопроса | Количество ответов | %
от общего числа опрошенных |
1 | Недвижимость | 30 | 100% |
2 | Роскошь | 27 | 90% |
3 | Путешествия | 21 | 70% |
4 | Образование и медицина | 14 | 47% |
5 | Пенсионные накопления | 7 | 23% |
6 | Слава | 5 | 17% |
7 | Бизнес | 2 | 7% |
8 | Благотворительность | 3 | 10% |
9 | Меценатство | 0 | 0% |
10 | Свой ответ | ||
Помощь маме | 1 | 3% | |
Ветеринарная клиника | 1 | 3% | |
Супердорогой игровой компьютер | 1 | 3% |
Более наглядно результаты опроса видны на диаграмме:
Вывод:
Все без исключения опрошенные хотят увеличить свое богатство для покупки недвижимости. Большая часть опрошенных хотела бы также окружить себя предметами роскоши и много путешествовать. Почти половина участников стремиться к хорошему образованию и медицине.
При этом лишь каждый 14-й участник думает об обеспечении своей старости. Заниматься бизнесом, благотворительностью или стремиться к славе мечтают менее 5% участника опроса. Меценатство же не привлекло никого из моих одноклассников.
6. Подготовь рассказ на тему «Как учились раньше». Для этого расспроси родителей, других взрослых родственников. Не забудь спросить:
— сколько лет учились в школе;
— сколько им было лет, когда пошли в школу;— какие учебники, тетради, наглядные пособия были;
— что интересного происходило в школе в те годы;
— кто из школьных учителей и товарищей остался в памяти и почему.
Сделай вывод о том, чем их школа была непохожа на твою.
Рассказ «Как учились раньше»
В нашем семейном фотоальбоме я не один раз рассматривала фотографии, на которых запечатлены мои родители в свои школьные годы. Это всегда очень интересно, потому что на таких фото всегда можно увидеть много необычного и интересного. Я расспросила своих родителей, а также бабушек и дедушек, какой в их время была школа и чем она отличается от современной школы.
Оказалось, что до конца 80-х годов прошлого века дети учились в школе 10 лет, а не 11, как сейчас. Начальная школа включала в себя всего 3 класса: первый, второй и третий. Потом с четвёртого по восьмой класс дети получали основное общее образование. А последние два года – девятый и десятый класс – среднее общее образование.
После восьмого и десятого класса ребята сдавали государственные экзамены. В разные годы количество экзаменов и перечень предметов, по которым они сдавались, менялись. Но всегда было обязательным написание сочинения по русскому языку и контрольной работы по математике (алгебре). Так же проходили различные устные экзамены: по геометрии, по истории, по географии или по биологии.
В отличие от современной школы, в советское время не было Единого государственного экзамена, а были выпускные экзамены в своей собственной школе и приёмные экзамены в институте, университете, училище или техникуме. Причём экзамены в школе принимали учителя своей школы, чаще всего тот учитель, который учил сдающего экзамен ученика.
В первый класс дети, как и сейчас, поступали в 7 лет. Ходить в школу надо было в школьной форме, единой для всей страны. Существовала праздничная форма и повседневная. Например, у девочек это было коричневое шерстяное платье с белым воротничком и манжетами, к которому полагалось надевать белый фартук в праздники или чёрный фартук в обычные дни. У мальчиков был тёмно-синий шерстяной костюм и белая рубашка.
Все дети в школе обязательно вступали во всесоюзные общественные организации. В начальной школе они были октябрятами, в среднем звене – пионерами, а в выпускных классах вступали в комсомол. Для того, чтобы показать свою принадлежность к той или иной организации, октябрята носили значки в виде звёздочки, пионеры – значки и красные галстуки, а комсомольцы имели специальный комсомольский билет и тоже носили особые значки.
Все ученики страны учились по единым учебникам, утверждёнными на самом высоком уровне. Учебники выдавались из школьной библиотеки и «жили» 5 лет. В конце каждого учебника была табличка, в которой записывали фамилию и имя каждого из пользователей учебника, а также оценка за аккуратность и бережное отношение к книге. Программы преподавания тоже были у всех одинаковые. Можно было переехать в совершенно другой город, пойти в любую школу и продолжить учиться по той же программе, что и в своей родной школе.
Очень много внимания в советской школе уделялось трудовому обучению. Уроки труда вводились уже с первого класса. В начальной школе дети делали различные поделки и учились пользоваться ниткой, иголкой, работать с бумагой и ножницами и получали другие базовые навыки. В средней школе мальчики изучали столярное дело, работу с металлом, станки: фрезерные и токарные, а также получали навыки, полезные будущим мужчинам в быту. Девочки учились варить, делать заготовки на зиму, кроить одежду и шить на швейной машинке, а также вязать и вышивать.
В летний период необходимо было пройти трудовую практику. Например, начиная с 6 класса ребята на месяц выезжали в трудовой лагерь и помогали колхозникам работать на полях. Некоторые ребята оставались в городе и помогали озеленять город или выполняли другие полезные работы. Осенью же школьники ездили «на картошку» — отправлялись на поля, чтобы помочь собрать урожай.
В старших классах начиналась профессиональная подготовка. Один день в неделю посвящался изучению какой-либо профессии: швея, слесарь, оператор автоматических линий, бухгалтер, продавец и т.д. Ребята получали как теоретические знания, так и практические навыки – работали на реальном производстве.
Советская школа помимо общего образования предоставляла множество возможностей для получения дополнительных навыков и развития своих способностей. На территории школы работало множество бесплатных кружков и секций по самым разным направлениям: музыкальные, художественные, театральные, природоведческие, научно-познавательные и конечно спортивные.
В школах проводились различные конкурсы, праздники, концерты, туристические походы и другие мероприятия. Это был настоящий центр общественной жизни, особенно в деревнях и сёлах. Дружба, которая завязывалась в школах, обычно сохранялась на всю жизнь. Например, мои бабушки и дедушки до сих пор переписываются и встречаются со своими школьными друзьями. Они вспоминают различные интересные истории того времени и учителей, которые их учили более полувека назад.
7. Человек увлечённый и увлекающийся живёт как будто несколько жизней, отмечают психологи. Многие известные люди имели разнообразные увлечения: Пётр I увлекался ремёслами и любил плотничать, Л. Н. Толстой великолепно тачал сапоги, И. С. Тургенев увлекался шахматами, страстью Альберта Эйнштейна была не только наука, но и игра на скрипке. Подготовь сообщения, используя материалы Интернета, о творческих занятиях, увлечениях известных людей прошлого и современности. Приведи примеры тех, для кого увлечение впоследствии стало делом жизни. Обсуди с одноклассниками возможности, которые открывает увлечение на досуге для расширения кругозора и познания себя, проявления скрытых способностей и талантов.
Сообщение на тему «Хобби и увлечения знаменитых людей»
Многие люди имеют увлечения, не являются исключением и знаменитые люди. Некоторые из них любили на досуге заняться рыбалкой, вязанием или чтением, а некоторые придумали для себя и более экзотические занятия, например производство чемоданов или конструирование железных дорог. Мало того, именно хобби привело некоторых людей к мировой славе.
Александр Сергеевич Пушкин — история
Пушкин – великий русский поэт. Он написал огромное количество стихотворений, сказок, баллад и поэм. Множество произведений Александра Сергеевича посвящены истории родной страны и это не случайно. Пушкин очень увлекался историей и даже написал целый ряд исторических трудов.
Так, результатом его увлечения русскими сказками и легендами стали стихи и сказки: «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и многие другие. А увлечение же Александра Сергеевича историей подарило миру великие пушкинские произведения: «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «История Пугачёвского бунта» и многие другие.
Владимир Иванович Даль — фольклор
В. И. Даль был блестящим военным врачом. Он знал 12 языков и самой юности увлекался фольклором: собирал сказки, пословицы, поговорки, ездил по деревням и изучал особенности русского языка, характерные для той или иной местности. Перу Даля принадлежат несколько этнографических очерков, посвященных устному творчеству народов, проживающих на территории России.
А знаменитым Владимир Иванович Даль стал благодаря «Толковому словарю живого великорусского языка» — труду, которому он посвятил всю свою жизнь. В этом словаре он собрал и объяснил значение более 200 000 слов русского языка, употреблявшихся в XIX веке. Словарь Даля выдержал бесчисленное множество изданий и активно используется по сей день.
Дмитрий Иванович Менделеев — чемоданы
Д.И. Менделеев известен как знаменитый учёный химик, ведь именно он изобрёл Периодическую систему химических элементов — таблицу Менделеева. Система, изобретённая российским ученым, настолько хорошо устанавливает взаимосвязь между химическими элементами, что без её изучения не обходится ни одно учебное заведение в мире.
При этом мало кто знает, что современники Менделеева знали его не только как учёного, но и как мастера чемоданных дел. Он с большим удовольствием делал качественные чемоданы, переплетал книги и изготавливал уникальные фоторамки. Для этого он даже изобрёл особо прочный клей. Чемоданы Менделеева очень ценились среди московских обывателей, так что их обладатели всегда с гордостью говорили, что их чемоданы от самого Менделеева.
Николай Васильевич Склифосовский — садоводство
Н.В. Склифосовский — один из самых известных русских хирургов. Его именем даже названа знаменитая московская больница — Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. Это великий человек был не только прекрасным врачом, но и учёным. Например именно он начал применять в России антисептические и асептические средства, позволяющие бороться с инфекцией после операций.
А вот своё свободное время знаменитый хирург посвящал садоводству. В своём замечательном саду в усадьбе около Полтавы, он с удовольствием выращивал разнообразные плодовые деревья и даже вывел несколько новых сортов яблонь и груш.
Льюис Кэрролл — писательство
Известный английский писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» считал, что писательство — это его хобби. Основной же его профессией была математика. Под своим настоящим именем Чарльз Латуидж Доджсон он опубликовал множество научных трудов по алгебре, геометрии, теории вероятностей и математической логике.
У Доджмона были разнообразные увлечения: фотография, шахматы и рассказывание интересных историй детям своих знакомых. Именно так и родилась знаменитая «Алиса в Стране чудес». Сначала Доджмон рассказывал выдуманные истории дочерям своего друга, а затем, по просьбе своих слушателей, записал свои сказки и опубликовал их под псевдонимом Льюис Кэрролл.
Возможности, которые открывают наши хобби и увлечения
Чаще всего хобби мы воспринимаем как деятельность, позволяющую приятно провести свободное время. Кому-то нравится что-то мастерить руками: выпиливать из дерева, шить, вязать или делать модели кораблей. Кто-то увлекается спортом, а кто-то любит просто поиграть в компьютерные игры. Но на самом деле любое увлечение развивает нас: учит каким-то новым навыкам и умениям, развивает нашу личность и открывает новые возможности в карьере и профессиональной деятельности.
Например, ребята, увлечённые спортом, нередко выбирают спорт своей профессией и становятся тренерами, судьями или профессиональными спортсменами. Люди, хобби которых связано с тонкой ручной работой, отличаются великолепной усидчивостью, вниманием к деталям, терпением и аккуратностью. Именно эти качества позволяют им добиться успеха в самых разных областях профессиональной деятельности. Творческие люди, получив начальные навыки в музыкальной, театральной или художественной школе, становятся музыкантами и артистами.
Бывает, что человек, в молодости освоив определённую профессию, впоследствии вынужден резко поменять направление своей деятельности в силу каких-то жизненных обстоятельств. Пережить такие критические моменты очень помогает умение делать что-то ещё — хобби или увлечение. Например, Джоан Роулинг — автор знаменитой серии книг о Гарри Поттере, начинала свой трудовой путь в качестве секретаря-переводчика в одной неправительственной организации. Ещё в детстве она начала писать небольшие рассказы-сказки для своей маленькой сестры, но никогда не думала, что писательство станет её основной профессией.
Именно написание первой книги о Гарри Поттере помогло Джоан Роулинг пережить очень тяжёлую жизненную ситуацию, а потом сделало её знаменитой на весь мир писательницей и очень богатым человеком. И это не единственный случай, когда увлечение человека позволило ему достичь невероятных высот.
8. Попробуй ответить себе на вопрос: «Что я могу делать своими руками?» Проанализируй свои способности и возможности: что помогает тебе достигать лучшего результата, что препятствует совершенствованию умений? Спланируй свои новые достижения, определи виды деятельности, в которых можно попробовать свои силы и способности. Предложи одноклассникам организовать выставку «Делаем своими руками» и подготовить презентацию своих творческих работ.
Выставка «Делаем своими руками»
Для участия в выставке я подготовила несколько свои работ — рисунки, созданные при помощи ватных палочек. Я очень люблю рисовать и поэтому занимаюсь в художественной школе. Недавно наша учительница предложила попробовать новую технику — рисование при помощи ватных палочек. Оказалось, что это очень интересно! Вместо кисточек мы используем как отдельные ватные палочки, так и пучки палочек, скреплённые резинкой или нитью. Рисунки, созданные в этой технике, получаются очень красочными и сочными.
«Груши». Рисунок ученицы 6 «А» класса Свиридовой Маши
«Снегирь». Рисунок ученицы 6 «А» класса Свиридовой Маши
«Солнечный день в лесу». Рисунок ученицы 6 «А» класса Свиридовой Маши
«Рыба-клоун». Рисунок ученицы 6 «А» класса Свиридовой Маши
«Гортензия». Рисунок ученицы 6 «А» класса Свиридовой Маши
9. На вопрос «Что даёт человеку познание самого себя?» твои сверстники предложили ряд ответов: помогает осознавать происходящие в мире события; лучше понимать окружающих людей; оценивать свои поступки; принимать правильные решения. Предложи свои варианты ответа и попробуй составить список правил, которые помогут тебе лучше узнать себя.
Эссе «Познание самого себя»
С самого рождения человек открывает для себя мир. Сначала он узнает, что у него есть родители и другие близкие люди. Потом ребенок знакомиться с предметами и явлениями, которые его окружают. Взрослея, дети узнают, что живут в определённом городе, становятся патриотами своей страны и начинают понимать насколько велика наша планета и бесконечна вселенная.
Если нам приходиться так много узнавать об окружающем мире, то нужно ли ещё тратить время на познание самого себя? «Я — это я, такой как есть. Зачем мне ещё что-то узнавать о себе?» — думают многие. На самом деле, познание самого себя помогает человеку лучше сориентироваться в жизни, а также стать счастливее и успешнее.
Человек, который познал себя, знает свои желания и страхи, привязанности и склонности к чему-либо, знает что ему приятно и что противно. Он понимает свои слабые и сильные стороны, может правильно оценить свои способности и, благодаря этому, сможет избежать каких-то ошибок и воспользоваться открывшимися возможностями.
Познать себя не так просто, как кажется на первый взгляд. Нам постоянно не хватает времени, нам не хочется смотреть на себя со стороны и объективно оценивать наши действия и поступки, нам часто хочется руководствоваться чувствами и делать только то, что приятно. И всё-таки иногда полезно остановиться и заняться самопознанием.
Я для себя придумал несколько правил, помогающих узнать самого себя лучше. Чаще всего они пригождаются в критических ситуациях: например, если мне нужно сделать какой-то трудный выбор или справиться со сложной проблемой, которая меня беспокоит. Итак, что я делаю:
- Нахожу место, где я буду один хотя бы полчаса. Это должно быть тихое место без включенного телевизора, радио или бегающей вокруг сестры.
- Беру листок и ручку. На верху листа я пишу проблему, которая меня беспокоит. Например, «В будущем я хочу стать программистом, но мне не хватает времени, чтобы ходить в кружок программирования» или «Почему я постоянно дерусь с Андреем, хотя совершенно не хочу этого».
После того, как проблема сформулирована, я делю лист на две части. В левой части листа я пишу все «за» — что мне помогает, чего я хочу, что мне нравится и т.д., а в правой — все «против» — что мне мешает, что мне не нравится, чего я опасаюсь и чего хочу избежать.
Когда оба списка становятся достаточно длинными, я их прочитываю и начинаю думать, как избавится от того, что написано в правой части списка. Например,
Андрей называет меня ботаником и считает слишком слабым. Но ведь я могу записаться на секцию карате, тогда я стану сильнее и смогу дать отпор. А в случае с нехваткой времени я записываю то, что делаю в течении дня и думаю, на чём могу сэкономить время. например, если я буду играть на компьютере не больше одного часа в день, то смогу ходить не только на кружок программирования, но и на карате.
После этого остаётся самое сложное — воплотить в жизнь то, что я понял. Для этого придётся взять себя в руки и заставить себя действовать «не откладывая на завтра».
Я знаю, что помимо моего метода самопознания существует и множество других способов узнать себя. Самое главное — захотеть это сделать и тогда любую проблему можно решить.