Ответы к § 4. Потребности и способности человека

Вспомним

Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности человека?

Деятельность – осознанная последовательность действий человека с целью достижения определённых целей и удовлетворения потребностей.

Из определения видно, что деятельность человека всегда носит осознанный и целенаправленный характер. Это всегда активные действия. В результате бездействия осуществлять какую-либо деятельность невозможно по определению. Цели деятельности зависят от конкретных потребностей людей.

Обсудим вместе

Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ни­чего не делает. Ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Какой-либо деятельностью человек будет заниматься всегда, пока человек существует. Из-за того, что человек существует в физическом мире и в мире общественном, у него всегда будут потребности (в еде, в одежде, в общении, в семье, в создании комфортных и благоприятных условий существования себя и своих близких, в получении определенного социального статуса и т.д.). Поэтому человеку всегда чего-то не будет хватать и что-то всегда его будет не устраивать.

Для удовлетворения своих потребностей человек просто вынужден будет хоть что-нибудь, да делать. Сидеть и ничего не делать человеку не позволят его инстинкты (особенно, инстинкт самосохранения) и его особенности социального развития.

Вопросы в тексте параграфа

Что заставляло Шампольона действовать? Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью? Важной настолько, что он не смог бы спо­койно жить и чувствовать себя счастливым? Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?

Шампольона, открывшего метод прочтения древнеегипетской письменности, заставила действовать его мечта. Эта мечта появилась у него еще в детстве, когда ему было 11 лет. Можно сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него потребностью, но не биологической потребностью, как пища или вода, а социальной либо духовной.

Так, если Шампольон хотел достичь всемирной славы и признания, получить титул первооткрывателя, то расшифровку письменности можно назвать социальной потребностью. Если же учёным двигала жажда открытий и познания нового, то — духовной потребностью. Скорее всего, изучение древних языков и древней истории было для Шампольона духовной потребностью, а социальное признание стало для него приятным бонусом.

Вообще потребность, превратившаяся в главную мечту, всегда имеет для человека большое значение. Это как путеводная звезда, которая показывает путь для дальнейших действий. Достижение своей мечты сделало Шампольона невероятно счастливым, но это не значит, что он не смог бы жить не добившись желаемого. Скорее всего, его жизнь сложилась бы по-другому, но он всё равно испытывал бы и счастливые моменты, и радостные события.

Если же человек живут только одной-единственной мечтой и не обращает внимание ни на что другое, отгораживается от жизни, то говорят, что он одержим этим. Это состояние нельзя назвать хорошим, скорее болезненным. Человек перестаёт обращать внимание на другие жизненно важные потребности и может заболеть или даже умереть.

Хорошо, если у человека много разнообразных потребностей, которые побуждают его к активным действиям. Если же у человека есть при этом и главная мечта, то он может достичь очень многого.

Рассматривая персонажей на картинках, попытайся их озвучить. Что помогло тебе в этом? Сама ситуация? Выражение лиц героев, их позы? Может быть, ты представил себя на месте каждого из них? Наверное, всё вместе. Так или иначе, различные события собственной жизни, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё от­ношение к чему-либо.

На первой картинке девочка хочет одарить свою подругу и задается вопросом «Что подарить подружке?». Выражение лица у девочки очень задумчивое. Вариантов поздравлений, судя по картинке, всего два – либо ваза с цветами, либо фотоаппарат. По всей видимости, подруга девочки одинаково любит цветы и все, что связано с фотографированием.

На второй картинке изображен мальчик, в замешательстве смотрящий в книгу «Алгебра». Судя по всему, мальчик хотел бы сделать домашнюю работу, о чем говорит ручка или карандаш в его руке. Но на лице мальчика отражено полное непонимание задания и (или) способа его решения. Возможно, в голове у мальчика возникают следующие вопросы: «Как понять это задание?», «Как выполнить это задание?», «Я не понимаю!» и т.д.

Одна из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны 1941-1915 гг. — блокада Ленинграда. Всё это время (почти 900 дней) учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность.

Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь… Но измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?

У меня этот рассказ вызвал чувство восхищения и глубокого уважения к этим людям. Духовный мир этих ученых очень богат. Потому что, в крайне трудной для них жизненной ситуации, когда многие другие люди думали бы только об удовлетворении собственных биологических потребностей, для этих учёных потребность сохранить уникальную коллекцию семян стала превыше всего, даже их собственной жизни.

Эти сильные духом люди, как настоящие профессионалы своего дела, понимали истинную ценность коллекции семян для будущих поколений людей и не могли поступить иначе. Этот поступок ученых, без преувеличения, можно смело назвать подвигом.

Проверим себя

1. Что такое потребности?

Потребности — это ощущение нуждаемости в чем-то важном и необходимом. Потребности выступают в качестве мотивов осуществления человеком той или иной деятельности. То есть потребности заставляют людей действовать ради того, чтобы их потребности были удовлетворены.

2. Какие потребности есть у человека?

У человека потребности можно условно разделить на три группы.

Биологические (их еще называют «материальные») потребности происходят из особенностей человеческого организма, который, как и все живые существа, является частью природы (потребность в еде, воздухе, воде, в продолжении рода и т.п.).
Социальные потребности появляются у человека потому, что он также является существом социальным (общественным). Это, прежде всего, потребность в общении с себе подобными, потребность в труде и в получении желаемого социального статуса.
Духовные потребности проявляются в том, что человек с богатым внутренним миром всегда нуждается в познании окружающего мира, гармонии и красоты.
Авторы учебника еще отдельно подразделяют потребности на подлинные (настоящие) и мнимые. Мнимые потребности тоже побуждают человека к активным действиям, но не потому, что это действительно нужно человеку, а для того, чтобы создать видимость чего-либо (потребность быть модным, желание показать определенный уровень достатка и т.п.). Но, скорее всего, мнимые потребности можно отнести в группу социальных потребностей, которые появляются у человека в связи с его участием в общественной (социальной) жизни.

3. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

Потребности человека всегда индивидуальны потому, что каждый человек – индивидуален. Ведь у каждого человека есть свои особенности физического социального и духовного развития. Кто-то хорошо переносит холод и голод, а кто-то – нет. Один человек духовно развит и стремится к прекрасному, к приобретению духовных ценностей, нуждается в постоянном ощущении гармонии, а другой – не нуждается в этом и для него важны только материальные ценности. Одни люди не могут жить без общения, а другие – намеренно избегают людского общества.

4. Как проявляются и развиваются способности человека?

Способности не появляются у человека с его рождением, а приобретаются им в течение всей жизни. Но у каждого человека есть определенные задатки, которые передаются ему от родителей (через наследственность).

Задатки – это потенциальные возможности человека, которые зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. И если человек с рождения предрасположен к какой-то деятельности, то ему гораздо легче приобрести соответствующие способности.

Способности же надо развивать и работать над ними. Например, человек, у которого есть потенциальные способности (задатки) к рисованию способен стать великим художником, но только в том случае, если он будет учиться и развивать свои способности: посещать художественную школу, изучать различные техники рисования, читать книги о художниках и посещать музеи и выставки, а, главное, регулярно совершенствовать своё искусство.

5. Что такое мышление?

Мышление – это способность человеческого сознания рассуждать над происходящим, сравнивать, анализировать и обобщать различные обстоятельства и делать выводы. Можно сказать, что это самое главное свойство человеческого сознания, так как без мышления не было бы и самого сознания.

6. Чем чувства человека отличаются от его эмоций?

Эмоция – это настроение человека в определенный короткий момент времени, вызванное каким-то конкретным событием или действием других людей. То есть, это эмоциональная реакция человека на те или иные внешние обстоятельства. Эмоции достаточно часто могут быть неконтролируемыми. Особенно это заметно у чересчур эмоциональных людей, которые в эмоциональном порыве способны натворить много дел, о которых потом будут жалеть.

Чувствами человека можно упрощенно назвать осознанные эмоции (или комплекс эмоций) человека, возникающие в отношении какого-либо объекта окружающей действительности. Это более сложный психический процесс деятельности сознания человека, определяющий то, как человек относится к чему-либо (или кому-либо).

7. Что составляет духовный мир человека?

Духовный мир человека представляет собой его внутренний мир мыслей, мировоззрения, эмоций и чувств. Он зависит от особенностей мышления и отношения к миру человека, которые сложились за время жизни человека в обществе. Поэтому духовный мир каждого человека индивидуален.

В классе и дома

1. Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт-Петербурге. В первое время работы музея всем посетите­лям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как ты думаешь, почему царь издал такой приказ?

Скорее всего, такой указ Петр I издал потому, что понимал: большинство населения России было небогатым и неграмотным. Понятно, что у таких людей тяга к знаниям сама по себе не появится, т.к. большую часть времени они вынуждены были много работать, чтобы обеспечить пропитание себе и своей семье. Для того, чтобы развить в людях любознательность, а потом, возможно, и потребность к знаниям, и был издан такой указ.

2. М. Ю. Лермонтов написал в своём стихотворении: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» О какой неудовлетворённой потребности человека идёт речь?

В данном случае речь идет о социальной потребности человека в общении с себе подобными. Люди, у которых эта потребность не удовлетворена, часто находятся в состоянии скуки и грусти.

3. Царь Лидии Крез считался самым богатым человеком в мире. Однажды у него гостил афинский мудрец Солон. Крез спросил, кого тот считает самым счастливым человеком на свете. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого ответа он услышал следующее: «Самым счастливым на этой земле был афинянин Телл. Он был не слишком богат, но и не слишком беден, спокойно занимался своим делом и не опасался нужды и голода, у него были хорошие, разумные дети, и погиб он в бою, защищая своё государство». Затем Солон добавил, что именно о такой судьбе мечтает каждый грек.

Почему Крез был разочарован этим ответом? Подумай, что больше всего ценили в жизни греки. Как это характеризует их потребности?

По всей видимости, Крез был разочарован ответом Солона потому, что думал, что он, являясь самым богатым человеком в мире, является одновременно и самым счастливым человеком на свете.

Любой народ (а не только греки) мечтает жить так, чтобы каждый человек был свободен в выборе своего образа жизни, чтобы была создана реальная возможность удовлетворения жизненно важных и других потребностей (семья, дети, хорошая работа, достаток, возможность заниматься творчеством и т.д.), и чтобы все это находилось под защитой государства от внешних и внутренних угроз.

Все люди достойны того, чтобы иметь возможность удовлетворить не только свои биологические, но также социальные и духовные потребности.

Комментарий: Лидия в древности страна в Малой Азии (территория современной Турции).

4. При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души».

Как ты думаешь, что скрывалось за этой дверью? Объясни такое название. Что ты поместил бы в такой «аптеке»?

Из открытых источников в сети Интернет нам известно, что такая надпись была обнаружена в одном из дворцов Древнего Египта при входе в библиотеку. По всей видимости, люди даже в те далекие времена понимали, что библиотека дает не только знания, но и обогащает духовный мир человека.

Даже древние знали, что духовно богатый человек всегда более спокоен и уверен в себе и в своих знаниях. Поэтому у него и «не болит душа» из-за всяких мелких проблем, которые такому человеку гораздо легче решить.

Но не только книги делают богаче духовный мир человека. Поэтому такой же «Аптекой души», в той или иной степени, можно считать и любое другое место проявления творчества человека (выставка картин, театр, зал для исполнения музыкальных произведений и т.д.). Такие места помогают «вылечить» душу человека и сделать его спокойнее и увереннее в себе.

5. О ком из известных людей нашего времени ты мог бы сказать, что у него богатый внутренний духовный мир? Почему?

В наше непростое время достаточно много примеров известных людей с богатым внутренним духовным миром. Обычно это учёные, исследователи, писатели, художники, артисты, режиссёры и другие творческие люди. В качестве одного из примеров можно привести актера, режиссера, продюсера и сценариста Сергея Безрукова.

Актер известен как по кинофильмам, так и по театральным ролям. Например, он сыграл Сергея Есенина в фильме о великом поэте «Есенин», Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Пушкин. Последняя дуэль», Владимира Высоцкого в фильме о знаменитом певце и актёре «Высоцкий. Спасибо, что живой». Есть в его фильмографии и отрицательные герои: Саша Белый в фильме «Бригада» или вор в законе Виктор Сумароков в фильме «Каникулы строгого режима».

Еще в детстве отец Сергея, актер Виталий Безруков, открыл ему секрет успеха любого актера. Он сказал, что настоящий артист должен не играть роль, а проживать ее, вживаться в образ. Этому правилу Сергей Безруков следовал на протяжении всей своей актерской карьеры. Готовясь к любой роли этот актёр изучает всё, что связано с его персонажем и старается начать мыслить как его персонаж. Так что каждый воплощённый Сергеем Безруковым на сцене или в кино образ оказывается невероятно точным и реалистичным.

Благодаря наследственным данным, условиям воспитания, богатому жизненному и актерскому опыту, его творческому подходу к любой деятельности, у Сергея Безрукова развился действительно богатый духовный мир. Сегодня он не только актёр, но и генеральный продюсер в собственной «Кинокомпании Сергея Безрукова». Кроме своей основной деятельности, актер участвует во множестве телевизионных проектов: различных передачах, ток-шоу и в рекламе.

Картинная галерея

Ф. II. Решетников (1906—1988). Опять двойка. 1952 г. ГТГ

Рассмотри репродукцию картины, представь, что её герои заговорили. Что мог бы сказать каждый из них? Почему ты так решил?

Название картины «Опять двойка» – это, вероятнее всего, слова школьника, получившего в школе двойку и с грустью сообщившего дома это неприятное известие.

Судя по эмоциям других героев картины, они могли бы сказать следующие слова:

мать – «Ты же обещал исправить предыдущую двойку. Когда возьмешься за ум?». По выражению лица матери видно, что она очень расстроена новостью об очередной двойке, полученной сыном;
сестра – «Говорила я тебе не лениться, а добросовестно относиться к домашнему заданию? А теперь мне из-за тебя даже в школе стыдно появляться». Сестра мальчика, получившего двойку, смотрит на него с укором, поэтому подобные слова она вполне могла сказать;
младший брат – «Что, опять двойка? Ну ты и балбес!». Младший брат смеётся над неумением брата учиться. Он считает, что когда сам пойдёт в школу то будет приносить домой одни пятёрки, ведь дошколёнок ещё не понимает, что учёба — это труд, а пятёрку надо заслужить.
пёс — «Наконец-то ты пришёл! Я так ждал тебя! Поедем играть? Ты мой самый лучший друг!» Пёс искренне обрадовался приходу мальчика, ведь ему всё равно какие оценки получает его друг.

Словарик

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание окружающего мира с целью удовлетворения своих потребностей.

Потребность – осознанная необходимость иметь что-либо, ощущение недостаточности чего-либо (нужда).

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенной деятельности и которые формируются у человека из задатков в процессе его жизнедеятельности.

Задатки – это врожденные особенности головного мозга, нервной системы и иных органов и тканей человека, которые необходимы для возможного развития в будущем определенных способностей личности.

Мышление – это процесс деятельности мозга и сознания человека, в результате которого происходит обработка и обобщение полученной извне информации.

Эмоции – это кратковременное переживание (психическая реакция) человека в отношении какого-либо объекта окружающей действительности или в отношении самого себя.

Чувства – это осознанные эмоции (или комплекс эмоций) по поводу чего-либо (кого-либо), которые носят устойчивый характер.

Духовный мир – это индивидуально определенные особенности личности, выражающиеся в совокупности внутренних, душевных процессов: эмоций, чувств, мировоззрения, интересов, ценностей и т.д.