Практикум к главе I
Вопрос 1. Подготовь вместе с одноклассниками компьютерную презентацию по одной из тем: «Человек — существо биосоциальное», «Такие похожие — непохожие», «Загадка человека».
Презентация на тему: «Человек — существо биосоциальное»
Слайд № 1:
Слайд № 2:
Слайд № 3:
Слайд № 4:
Слайд № 5:
Слайд № 6:
Слайд № 7:
Слайд № 8:
Скачать презентацию «Человек — существо биосоциальное»
Обсудите в классе, в чём состоит самое главное отличие человека от других живых существ.
Самое главное отличие человека от других – наличие разума. Без него человек не смог бы размышлять, трудиться, строить планы, развиваться и приобретать другие социальные признаки. Это было бы обычное животное.
Вопрос 2. Подбери пословицы и высказывания мудрых на тему «Человек — личность».
«Личность — божество человека» (Гераклит)
На мой взгляд, Гераклит проводил аналогию между поведением верующих людей и людей, как личностей. Известно, что как верующий человек не может поступать вопреки воле божества и его правилам (заповедям). Точно так же и человек, как личность, не может поступать против внутренних правил (принципов) своей уже сформировавшейся личности.
Человек руководствуется совестью, принципами и нормами морали. Если же человек не ограничивает себя ничем, то тогда он способен совершить много вреда для других людей.
«Человека тогда узнаешь, когда с ним ложкой пуд соли расхлебаешь» (народная пословица)
Так в народе говорят потому, что для того, чтобы хорошо узнать человека требуется много времени. Хотя и это не всегда помогает. Даже хорошо знакомый человек может оказаться не тем, кем он казался изначально.
«Пуд соли» (16,38 кг) — это образное выражение. Раньше соль была очень дорогой и её употребляли немного. Для того, чтобы съесть пуд соли требовались годы. Люди вместе переживали и радости, и неприятности. Они вместе с ними справились, помогая друг другу. Пережив вместе яркие события, люди обычно узнают друг о друге много нового.
«На вкус и цвет товарищей нет» (народная пословица)
Эта пословица про то, что все люди разные. Потому что у каждой личности есть индивидуальность и, следовательно, предпочтения во всем. Кому-то нравятся сладости, а кому-то острая пища; одним нравятся темные тона в одежде, а другим – светлые или яркие и т.д. Некоторым людям комфортно в тёмных помещениях, а некоторые предпочитают большие светлые комнаты, некоторые стремятся к большим компаниям, а кто-то предпочитает общение в узком кругу родных и друзей.
«Всякий человек родится, да не всякий в люди годится» (народная пословица)
Пословица коротко и ясно отражает двойственную природу человека, как существа биологического и социального. Всякий биологически является человеком от рождения. А вот слово «люди» в этой пословице означает «социальные существа» со всеми социальными признаками, включая разум, совесть, мораль и т.д. Социальную сущность человека надо развивать. Эта пословица как раз про то, что людьми становятся, а не рождаются.
«Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью» (народная пословица)
Смысл этой пословицы заключается в том, что первое впечатление о человеке из-за его внешнего вида может быть обманчиво. Ведь личность человека характеризуется прежде всего его внутренними характеристиками и особенностями, которые не всегда сразу заметны при знакомстве.
Конечно, личностные качества человека влияют на его внешний вид (например, лень и легкомысленность может выражаться в неопрятном виде). Но внешний вид может быть вызван разными причинами, которые стоит выяснить, прежде чем судить о человеке.
Человек – кузнец своего счастья (народная пословица)
Пословица говорит про то, что человек может стать счастливым только в том случае, если он своим умом и трудом пытается достигнуть успеха в жизни. Для этого необходимо знать что на самом деле хочешь и планомерно идти к своей цели. И наоборот, если человек не последователен в своих поступках, проявляет слабость характера, то тогда он перестает быть хозяином своей судьбы и становится зависимым от других людей и обстоятельств.
«Человек — это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости» (Сьерен Кьеркегор)
Этими словами Сьерен Кьеркегор хотел подчеркнуть уникальность людей, так как они являются не только биологически людьми, но и личностями:
личность человека обладает бесконечной фантазией и стремлениями, а его физическое тело — имеет существенные ограничения, например, человек не может летать без специальных устройств;
люди помнят о достижениях и свершениях великих личностей веками, несмотря на то, что жизнь конкретного человека конечна, например Пётр Первый умер 300 лет назад, но мы до сих пор помним о его достижениях и влиянии на историю России;
любой человек свободен в своих мечтах, планах и действиях, но эта свобода не бесконечна, так как она ограничивается законами, правилами и жизненными обстоятельствами конкретного человека, например, если человек хочет приобрести новый айфон, то он не может просто пойти и взять его в магазине или отнять у какого-то другого человека, но он может купить его за свои или родительские деньги, если финансовые возможности позволяют.
Соединение таких противоречий присуща только людям.
«Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь» (Жан-Поль Сартр)
Автор этой цитаты хотел сказать, что человек может позиционировать себя перед другими людьми исключительно с положительной стороны. Но его поступки на протяжении всей его жизни выдают его истинную сущность, как бы тщательно она бы ни скрывалась. Народная поговорка «Поменьше слов – побольше дела» — примерно об этом же.
Составь их перечень и расскажи в классе о проделанной работе: какими источниками информации ты воспользовался?
Источник информации — сеть Интернет.
Какие высказывания тебя удивили? Чем именно?
Меня удивило очень точное высказывание Сьерена Кьеркегора. Потому что я раньше над этим так глубоко не задумывался. Ведь, действительно:
сам человек – всегда ограничен своими возможностями (прежде всего, физическими), но его мысль и сознание – не имеют границ;
тело человека – временно, но душа его и память о нем – вечны;
человек вроде бы свободен в принятии решений и в своих действиях, но по факту, человек вынужден считаться с окружающей действительностью, своими моральными установками (совестью), и действовать исходя из сложившихся обстоятельств (необходимости).
И все эти противоположности соединены в человеке!
Чьё мнение тебе показалось наиболее близким?
Наиболее близко мне оказалось мнение Жана-Поля Сартра. Я тоже считаю, что человек – это то, что он делает. Человек в различных ситуациях может говорить по-разному. Но истинное лицо человека проявляется только в его делах и поступках.
Не зря ведь, например, есть пословица: «Друг познается в беде». Человек может делать вид, что он друг, но когда действительно требуется его дружеская помощь и поддержка, он может бросить в беде и не помочь. Значит он некогда и не был настоящим другом.
Какие трудности встретились тебе при выполнении практического задания? Как тебе удалось с ними справиться? Чему тебя научила эта работа?
Основная трудность, с которой пришлось справиться – отфильтровать в огромном массиве пословиц и высказываний, встречающихся в сети Интернет те, которые касаются такого явления как личность человека.
Справиться с этой задачей мне помогло то, что над каждым высказыванием и пословицей я думал, анализировал их смысл. Можно сказать, что эта работа научила меня искать информацию, понимать смысл, сортировать и анализировать её, а также выявлять главное из большого объема информации. Думаю, мне это очень пригодится в моей жизни.
Вопрос 3. В группах обсудите вопросы: почему подростковый возраст считается трудным? Для кого труден «трудный возраст»? Как ты справляешься с трудностями своего возраста?
Подростковый возраст – сложный период как для самого подростка, так и для его близких. Можно выделить ряд основных трудностей, с которыми сталкивается, наверное, каждый подросток.
1. Проблема «отцов и детей» связана, в основном с тем, что каждое поколение людей живет жизнью, которая может существенно отличаться от жизни предыдущих поколений. В наши дни это особенно актуально, потому что родители современных детей росли совершенно в других условиях: экономических, технических, нравственно-моральных.
Это произошло из-за того, что за последние 30 лет технический прогресс ушел далеко вперёд, а вместо СССР, в котором родились многие из родителей и все без исключения бабушки и дедушки, образовалась Российская Федерация — совершенно другая страна с новыми экономическими и социальными условиями.
Это привело к тому, что «пропасть непонимания» между нынешними подростками, их родителями, бабушками и дедушками может быть очень велика. Чтобы постараться решить эту проблему, нужно искренне захотеть идти навстречу друг другу и стараться сохранить нормальные отношения между родственниками.
Решение:
Отличный способ понять другое поколение — это постараться поставить себя на место родителей, представить их образ мыслей, прочувствовать проблемы и заботы, которые их волнуют. То же самое желательно делать и представителям старшего поколения. Необходимо стремиться лучше узнавать друг друга, заниматься совместной деятельностью, участвовать в жизни друг друга и предоставлять, по возможности, необходимую помощь.
Такое сотрудничество между подростками и их родителями способно повысить уровень доверия в семье и улучшит взаимопонимание в ней.
2. Проблема импульсивности и чрезмерной эгоцентричности подростков обусловлена физиологическими причинами. В этом возрасте ребята очень быстро растут, меняется их гормональный фон, что приводит к нестабильности нервной системы. Для подростков характерна мгновенная смена настроения, категоричность суждений и уверенность, что весь мир вращается исключительно вокруг них.
Такая нестабильность и импульсивность часто приводит к ошибочным решениям и действиям. Последствия такого поведения могут быть самыми разнообразными — от ссоры с друзьями и близкими до получения травм или серьёзных заболеваний. Часто подросток даже не может объяснить зачем он так поступил, но в момент совершения действия ему кажется, что это невероятно важно.
Решение:
Чтобы избежать ошибочных решений и поступков, нужно стараться не терять над собой контроль и не отдавать себя во власть эмоций. В этой ситуации очень хорошо работает метод «отложенных действий» — то есть надо начинать действовать не сразу после принятия решения, а хотя бы через полчаса или через час. За этот небольшой промежуток времени может прийти идея о другом варианте решения проблемы или о мысль о том, что эта проблема не стоит потери друга.
А в случае конфликта стоит помнить, что ссоры и взаимные обиды не могут принести положительных результатов. Такое поведение ведёт только к потерям с обеих сторон. Лучше спокойно обсудить возникшие разногласия, попытаться выслушать и понять друг друга, выяснить истинную причину проблемы и договориться о вариантах разрешения на взаимовыгодных условиях.
3. Проблема неуверенности в себе и мнительности подростков может проявиться как в чрезмерной агрессивности, так и в чрезмерной замкнутости молодого человека. В силу своего быстрого роста и нестабильности нервной системы подросткам часто не могут воспринять себя такими, какие они есть. Это может проявиться в неудовлетворённости внешностью, уровнем благосостояния, отсутствие знаний и опыта в определенной области и т.п.
Подростки часто слишком мнительны, кажется, что все смотрят только на тебя и оценивают каждый твой шаг. Кроме того ребят слишком волнует то, что о них думают окружающие, особенно сверстники. Чтобы «спастись» некоторые подростки уходят в себя и стараются поменьше общаться, а некоторые наоборот, стараются самоутвердиться самыми разными способами.
Решение:
Для того, чтобы повысить свою самооценку и избавиться от мнительности стоит попробовать взглянуть на себя со стороны объективно. Надо постараться разглядеть в себе что-то хорошее и необычное. Не стоит забывать, что все люди разные. Каждый человек – личность и у каждого человека имеется своё отличие от других, своя «изюминка». А если бы люди были бы одинаковые и не было бы индивидуальности, то было бы просто скучно жить.
Любой человек, его внутренний мир, его жизнь и здоровье – наивысшая ценность. Ценность человека не зависит от его внешности, одежды, благосостояния, наличия модных гаджетов или социального статуса. Любой человек ценен своей индивидуальностью и достоин, как минимум, уважения.
Важно помнить об этом всегда и стараться быть самим собой. А в себе, в свою очередь, необходимо воспитывать только лучшие качества и всегда стремиться к правде, справедливости, самосовершенствованию и достижению успехов в любой сфере деятельности. Это дополнительно повысит чувство уверенности в себе.
4. Проблема недостатка жизненного опыта, несмотря на ощущение себя взрослым человеком часто может привести к ошибкам. Иногда это серьезно влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Кроме того, неопытностью подростков могут воспользоваться некоторые взрослые и обмануть их, преследуя собственные цели.
И внешне, и внутренне подростки чувствуют себя достаточно взрослыми, для принятия серьёзных решений, но для правильной оценки ситуации собственного жизненного опыта часто не хватает. При этом многие ребята категорически отказываются воспользоваться советами и рекомендациями старшего поколения, считая их устаревшими и ненужными.
Решение:
На самом деле советы взрослых очень часто довольно точны, ведь и взрослые когда то были подростками и переживали подобные ситуации. Рекомендуя что-то, взрослые опираются на свой собственный жизненный опыт и на опыт своих знакомых, ведь они уже усвоили мудрость о том, что лучше учиться на чужих ошибках.
Если слушать кого-то категорически не хочется, то придётся приложить усилия и стараться получать как можно больше самых различных знаний. Можно черпать жизненный опыт из книг, фильмов, общения со сверстниками, а также предварительно изучая возникающие вопросы в интернете. Ведь никогда не знаешь, что в жизни может пригодиться.
Человек опытный и знающий гораздо реже совершает непоправимые ошибки и его труднее ввести в заблуждение. Люди, обладающие богатым жизненным опытом или прислушивающиеся к советам знающих людей, обычно более успешны и быстрее достигают своих целей чем те, которые действуют бездумно и импульсивно.
Подготовьте вариант видеообращения к подросткам на тему «Основные особенности подросткового возраста».
«Давайте жить дружно!»
«Друзья, всем привет! Сегодня поговорим об особенностях подросткового возраста. Можно отметить следующие особенности:
Большинство нас, подростков, живут с родителями и воспитываются ими. Также в нашем воспитании участвуют бабушки и дедушки. Между взрослыми и подростками часто происходит непонимание из-за разницы в восприятии жизни и жизненных ценностей. Но нужно помнить, что подростки и их предки – родные люди. Поэтому нужно постараться понять друг друга, обменяться мыслями и опытом, для развития кругозора обеих сторон.
Зачастую мы чрезвычайно эмоциональны и привыкли решать все вопросы «не отходя от кассы», то есть на эмоциях. Нужно стараться избегать эмоциональных и не обдуманных хорошо поступков, так как такие действия, чаше всего, не решают проблему, а усугубляют ее. Решать проблемы можно (и нужно) только конструктивными способами (взаимовыгодными для всех).
Некоторые из нас, напротив, стараются не проявлять своих эмоций. Такой способ «защиты» от внешних «раздражителей» постепенно перерастает в замкнутость. Основная причина – это неуверенность в себе, неважно из-за чего: из-за внешности, уровня достатка, немодной одежды и т.д. В этом случае подростку нужно просто понять, что все люди – разные. Не нужно быть похожим на кого-то, чтобы чувствовать себя уверенным. Надо просто быть самим собой, так как ценна именно индивидуальность человека. И поэтому каждый человек заслуживает, как минимум, уважения. Уважайте других и уважайте себя.
Еще одна особенность подросткового возраста состоит в том, что подростки только еще учатся жить. Мы многого ещё не знаем об этой жизни, её тонкости и нюансы, которые порой играют существенную роль в судьбе человека. Поэтому многие взрослые могут использовать неопытность подростков в своих целях. Чтобы избежать этого, следует получать как можно больше знаний об этой жизни, чтобы не быть обманутыми. И также больше слушать своих близких, которые желают подросткам только добра.
Так что, как правильно говорил всем известный мультяшный кот: «Давайте жить дружно!».
Вопрос 4. Проведи среди одноклассников опрос на тему «Что человеку нужно». Для этого разработай анкету с вопросами, посвящёнными потребностям, желаниям, мечтам школьников твоего возраста.
Анкета «Что человеку нужно?»
Вопрос 1: Какой твой самый любимый предмет в школе?
А. Математика
Б. Русский язык
В. Обществознание
Г. Технология
Д. Физкультура
Е. Никакой / не определился
Вопрос 2: Какой длительностью, на твой взгляд, должны быть уроки?
А. 1 час
Б. 50 минут
В. 40 минут
Г. 30 минут
Д. 20 минут
Е. В школу вообще не надо ходить
Вопрос 3: Чего тебе не хватает в школьной столовой?
А. Настоящего мяса
Б. Овощей
В. Фруктов и ягод
Г. Молочных и кисло-молочных продуктов
Д. Лобстеров, омаров и других морепродуктов
Е. Принципиально не питаюсь в столовой
Вопрос 4: Нужно ли в школе ученикам задавать домашнее задание?
А. Да
Б. Нет
В. Да, нет, наверное (не определился)
Вопрос 5: Какая форма обучения тебе больше всего нравится?
А. Очное обучение (обучение в школе)
Б. Дистанционное обучение (обучение дома через Интернет под руководством учителя)
В. Самостоятельное обучение (обучение своими силами дома по учебникам или с репетитором/родителями).
Вопрос 6: Что бы ты хотел получить в подарок от Деда Мороза на предстоящий Новый год?
А. Новый гаджет от Apple
Б. Мягкую игрушку с человеческий рост
В. Огромную корзину шоколада и других сладостей
Г. Интересную и познавательную книгу
Д. Деньгами лучше
Е. Деда Мороза – не существует!
После сбора анкет проанализируй, какие потребности преобладают у ребят в твоём классе.
Результаты анкетирования
Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов | Процент |
Вопрос 1: Какой твой самый любимый предмет в школе? | А. Математика | 5 | 18% |
Б. Русский язык | 3 | 11% | |
В. Обществознание | 1 | 4% | |
Г. Технология | 5 | 18% | |
Д. Физкультура | 10 | 36% | |
Е. Никакой / не определился | 4 | 14% | |
Вопрос 2: Какой длительностью, на твой взгляд, должны быть уроки? | А. 1 час | 1 | 4% |
Б. 50 минут | 1 | 4% | |
В. 40 минут | 7 | 25% | |
Г. 30 минут | 10 | 36% | |
Д. 20 минут | 3 | 11% | |
Е. В школу вообще не надо ходить | 6 | 21% | |
Вопрос 3: Чего тебе не хватает в школьной столовой? | А. Настоящего мяса | 7 | 25% |
Б. Овощей | 1 | 4% | |
В. Фруктов и ягод | 5 | 18% | |
Г. Молочных и кисло-молочных продуктов | 2 | 7% | |
Д. Лобстеров, омаров и других морепродуктов | 6 | 21% | |
Е. Принципиально не питаюсь в столовой | 7 | 25% | |
Вопрос 4: Нужно ли в школе ученикам задавать домашнее задание? | А. Да | 8 | 29% |
Б. Нет | 10 | 36% | |
В. Да, нет, наверное (не определился) | 10 | 36% | |
Вопрос 5: Какая форма обучения тебе больше всего нравится? | А. Очное обучение | 16 | 57% |
Б. Дистанционное обучение | 10 | 36% | |
В. Самостоятельное обучение | 2 | 7% | |
Вопрос 6: Что бы ты хотел получить в подарок от Деда Мороза на предстоящий Новый год? | А. Новый гаджет от Apple | 15 | 54% |
Б. Мягкую игрушку | 1 | 4% | |
В. Сладости | 3 | 11% | |
Г. Книга | 2 | 7% | |
Д. Деньгами лучше | 5 | 18% | |
Е. Деда Мороза – не существует! | 2 | 7% |
Комментарий: Анкетирование проводилось в 6 «А» классе. Количество учеников — 28 человек. Можно было выбрать только один вариант из предложенных ответов.
Анализ полученных данных
Анкетирование по теме «Что человеку нужно», проведенное среди школьников нашего класса показало, что:
самый любимый школьный предмет в нашем классе — это физкультура, а самый нелюбимый — обществознание;
оптимальное время школьного урока по мнению ребят — 30 минут;
из еды школьники предпочитают мясо, рыбу и морепродукты, хотя четверть учащихся вообще не желает питаться в школьной столовой;
более трети учащихся считают, что в школе не должны задавать домашнее задание, ещё треть — не определились в этом вопросом;
больше половины учеников — 57%, предпочитает обучаться в школе с учителем, они считают такую форму обучения более эффективной и им нравится общаться со сверстниками «вживую», но есть и такие ребята, которые чувствуют в себе силы на самостоятельное изучение материала — 7%;
самый желанный подарок от Деда Мороза — новый гаджет от Apple, такой подарок захотело получить 53% учеников нашего класса.
Исходя из представленных ответов можно сделать вывод, что большинство ребят нашего класса предпочитают активные виды деятельности (физкультуру) и хотят уделять как можно меньше времени школьным делам (уроки по 30 минут и отсутствие домашнего задания). Немало учеников и вовсе предпочли бы дистанционное или самостоятельное обучение, хотя доля учеников, желающих обучаться в школе пока ещё очень большая.
Школьники отдают предпочтение белковой пище, которая необходима для их роста, но не все хотят питаться в школе, предпочитая домашнюю еду. Что касается подарков, то при ответах ребята в большинстве своём выбирали материальные ценности (гаджеты от Apple), а не интеллектуальное развитие (книги).
Ответы ребят представь в виде круговой диаграммы, компьютерной презентации или плаката.
Плакат «Что человеку нужно?»
Вопрос 5. Ты знаешь, какие последствия имеют вредные привычки. Подготовь сообщение на эту тему, обсуди в классе, что думают твои одноклассники о вреде алкоголя, курения, наркотиков.
Вредные привычки — последствия для человеческого организма
Вредные привычки потому и называются так, потому что они приносят человеку только вред. На сегодняшний день собрано достаточно много научно подтвержденных данных о том, как именно вредят человеческому организму употребление алкоголя, табака и наркотических веществ. Это неоспоримый и общеизвестный факт, но многие не знают как именно вредят человеку вредные привычки.
Курение
От курения ежегодно в мире умирает около 7 миллионов человек. Причем 6 млн. – это сами курящие, а 1 млн. – люди, которые не курили, но вынуждены были находиться под воздействием табачного дыма («пассивные курильщики»).
Помимо никотина, в табачном дыме содержится ряд других опасных химических веществ, таких как смолы, радиоактивный полоний, мышьяк, свинец, висмут, аммиак, органические кислоты.
Алкоголизм
От алкоголя в мире ежегодно умирают около 3,3 миллиона человек. Его вредные последствия заключаются в следующем.
Этиловый спирт – сильнейший яд, который сильнее всего разрушает мозг и нервную систему. Из-за этого возникают проблемы с памятью и вниманием, восприятием окружающего мира, умственным развитием, мышлением, психикой, наступает деградации личности.
Алкоголь из-за разрушительного воздействия на клетки органов пищеварения приводит к гастриту, сахарному диабету, панкреатиту и даже к раку желудка.
Спирт, попав в кровь, повреждает кровяные тельца (эритроциты), которые переносят кислород к органам и тканям организма, в результате чего возникает кислородное голодание и отмирание клеток этих органов и тканей.
Мышечные такни сердца и сосудов под влиянием алкоголя перерождаются в соединительную (жировую) ткань, которая не способна сокращаться. Все это приводит к серьезным болезням сердечно-сосудистой системы и к скорой смерти.
Под воздействием алкоголя отмирают клетки печени. В результате длительного воздействия, у человека развивается смертельно опасное заболевание – цироз печени.
Наркомания
Но самое страшное – это наркотики. Около 35 миллионов человек в мире страдают от последствий приема наркотических веществ. И это только официальные данные, в реальности всё намного хуже. Непосредственный вред организму при употреблении наркотиков выражается в следующем:
поражение печени, из-за чего плохо очищается кровь и организм постоянно испытывает симптомы отравления, резко снижается иммунитет;
появление инфекций (ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.) ввиду снижения иммунитета;
поражение клеток мозга и их отмирание (у наркотиков галлюциногенной группы), в результате чего развивается нарушение памяти, мышления, снижение умственных способностей, и далее – вплоть до шизофрении и деградаций личности;
угнетение центров головного мозга, отвечающих за регуляцию практически всех систем организма (у препаратов опийной группы). Особенно опасно угнетение дыхательных центров, т.к. может наступить остановка дыхания;
перевозбуждение нервной системы (у препаратов с кокаином и другими психостимуляторами), приводящее к истощению всех систем организма. Особенно опасно истощение сердечной мышцы, т.к. часто происходит остановка сердца. В результате истощения организма также могут разрушаться кости, выпадать зубы и волосы, нарушается психика человека, пропадает сон, возникают приступы депрессии, паники и т.п.
Зависимость от вредных привычек
Но хуже всего то, что помимо непосредственного вреда здоровью употребление любых из вышеперечисленных веществ вызывает сильное привыкание, так называемую зависимость. Это значит, что человек не может перестать употреблять эти вещества когда захочет, поскольку организм будет требовать их опять и опять.
Разные вещества вызывают зависимость с разной интенсивностью. Но некоторые из них, например некоторые виды синтетических наркотиков, вызывают привыкание даже после одного приема. Не стоит думать, что если подросток только разок попробует такой наркотик, то это пройдет бесследно. Не пройдет. Поэтому не стоит поддаваться на уговоры и фразы типа: «Всего один раз…», «Так все делают, в т.ч. взрослые…», «Слабо что ли?», и т.п.
Все дело в том, что любое их этих вредных веществ «встраивается» в жизненно важные химические процессы, протекающие в человеческом организме. Также эти вещества называют еще «психоактивными», потому что они воздействуют на центральную нервную систему человека, в том числе, на «центры удовольствия», расположенные в головном мозге. Это способствует привыканию и возникновению зависимости. И без таких веществ уже организм просто не может существовать.
А при резком прекращении приема этих веществ возникает эффект «ломки», который не всякий человек способен выдержать. В это время человек себя чувствует очень плохо. Так, например, у человека могут появиться: слабость, недомогание, головная боль, тошнота, рвота, потливость, рассредоточенность, бессонница, беспричинные вспышки раздражительности, злости, а также суетливость, беспокойство, тревожность, или наоборот, заторможенность и тоскливость.
Получается замкнутый круг: сами эти вредные вещества вредят организму, но если их прекратить принимать, то также организму также будет нанесен вред. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не вылечится от зависимости (но это почти невозможно), либо пока не наступит смерть человека.
Многие из вредных веществ стоят значительных денег (особенно наркотики). А учитывая, что они вызывают зависимость, то лицам, употребляющим их, необходимо где-то доставать эти деньги. Законным способом заработать денег в необходимом количестве для таких «зависимых» вряд ли получится. Ведь подо влиянием вредных веществ такие лица только деградируют и чаще всего не способны к трудовой деятельности.
Поэтому «зависимые» практически во всех случаях встают на путь преступности, разлагаясь морально, физически и духовно. И кроме самих себя, они причиняют вред ещё и другим людям, особенно родным и близким. Ведь для получения очередной «дозы» такие люди будут готовы на совершение любого из самых страшных преступлений.
Почему я против вредных привычек
По этой причине надо избегать даже единичного употребления данных веществ. Ведь жизнь, здоровье человека (и его близких), а также свобода воли человека – однозначно дороже сомнительного эффекта от употребления вредных веществ.
Если задуматься, то люди, употребляющие вредные вещества, сами платят деньги распространителям вредных веществ, фактически за то, чтобы:
вредить своему здоровью, уничтожать самого себя и причинять вред окружающим людям, вместо того, чтобы жить долго и счастливо в гармонии с другими людьми;
стать «рабом» своей зависимости от вредных веществ, вместо того, чтобы разум и воля человека были свободны;
деградировать, вместо саморазвития и самосовершенствования;
встать на путь преступности, погрязнуть в нищете, вместо того, чтобы направить все свои ресурсы на полезные дела для себя, своей семьи, общества и государства;
оплачивать свое же лечение от зависимости (если, конечно, это вообще удастся сделать).
Делайте выводы, берегите свои жизнь и здоровье!
Вопрос 6. Нарисуй плакат ко Всемирному дню людей с ограниченными возможностями здоровья под девизом «Я — такой же, как ты».
Вариант 1
Вариант 2
Вопрос 7. Составь свой режим дня для будничного дня и для выходного.
Режим для будничного дня
7:00 – подъем, умывание
7:10 – завтрак
7:20 — сборы в школу
7:40 – выход в школу
8:00 – Начало уроков в школе
14:30 – возвращение из школы, прогулка
15:00 – обед
15:30 – отдых
16:00 – выполнение домашнего задания
18:00 – посещение спортивной секции
20:00 – возвращение со спортивной секции, отдых
20:30 – ужин
21:00 – свободное время, умывание
22:00 – отбой
Режим для выходного дня
8:30 – подъем, умывание
9:00 – завтрак
10:00 – посещение спортивной секции
13:00 – возвращение со спортивной секции, отдых
13:30 – обед
14:00 – свободное время
15:00 – уборка комнаты, помощь родителям в уборке квартиры
16:00 – прогулка на улице
17:30 – выполнение домашнего задания
19:30 – ужин
20:00 – свободное время, умывание
22:00 – отбой
Комментарий: приведённые выше режимы дня являются примерными. На основе них надо составить свой собственный режим дня.
Вопрос 8. В группах подготовьте рассказ на одну из следующих тем: «Чем я люблю заниматься в свободное время», «Как стать хозяином времени», «От увлечения — к профессии» (из жизни родных, знакомых, друзей).
Рассказ «Как стать хозяином времени»
Время играет роль ценного ресурса в человеческой жизни. Ценность его заключается в том, что время имеет свойство быстро заканчиваться и его, как правило, не хватает. Почему так происходит и как сделать так, чтобы времени всегда было достаточно – это основные вопросы, ответы на которые важно получить не только подросткам, но и многим взрослым.
Чтобы стать настоящим «хозяином» времени и управлять им, есть несколько общих рекомендаций, которые могли бы быть полезны всем людям, желающим упорядочить свою жизнь и использовать имеющееся в распоряжении время более эффективно:
Для начала нужно вспомнить, какие важные обязанности необходимо обычно выполнять каждый день (например, посещение школьных занятий, секций, выполнение домашнего задания, помощь родителям), а какие – только по определенным дням недели. Например, посещать школу, спортивные секции и кружки, выполнять домашнее задание и помогать родителям надо каждый день, а готовить рефераты, ходить в музеи и кинотеатры и делать генеральную уборку в комнате можно реже — раз в неделю или раз в месяц.
Затем надо подумать о хобби. Какими делами вы бы хотели заниматься в свободное время? Будут ли эти занятия полезными для физического, интеллектуального или духовного развития личности или, например, они пригодятся для выбора будущей профессии? Важно отличать хобби от бесполезного времяпрепровождения.
На игры в телефон, брожение по Интернету или соцсетям и просмотр телевизора зачастую тратится очень много бесценного времени. Часто такие занятия не приносят никакой пользы, но из-за них может не хватить времени на действительно важные дела. Так что если очень хочется поиграть в телефон или посидеть в соцсетях, то делать это нужно только во время отдыха, которое тоже нужно предусмотреть между обязательными мероприятиями. Главное заранее продумать, сколько времени вы готовы потратить просто так и ни в коем случае не выходить за эти рамки.
По итогам обдуманного, рекомендуется составить общий распорядок дня. В нём обычно учитывается время для выполнения ежедневных и еженедельных обязанностей, а также время для хобби и отдыха.
Но это еще не все. Нужно определиться с текущими важными обязанностями, которые требуют выполнения строго в определенные сроки. Такие обязанности могут возникать иногда совершенно неожиданно. То есть желательно уметь гибко изменять свой распорядок в зависимости от обстоятельств, чтобы времени хватило на всё, даже на медосмотр в спортивной секции.
И, естественно, нужно строго следовать этому плану. Отступление от него может привести к тому, что этот план составлялся зря и на это просто бесполезно потрачено время.
Составление таких планов позволит увидеть, как можно наиболее рационально распределить имеющееся в распоряжении время с учетом возникших обязанностей, реальной нагрузки и оценки собственных сил (возможностей). Понятно, что не всегда все идет так, как мы запланировали. Даже самый лучший план может стать неактуальным в один прекрасный момент. Но ведь всегда можно сделать новый план, ещё лучший.
В заключение можно сказать, что для того, чтобы реально стать хозяином своего времени, а значит – и хозяином своей жизни, необходим опыт. Чем чаще человек составляет и придерживается плана, тем лучше у него это получается. Планирование – это искусство, которым стоит овладеть ради того, чтобы не жалеть потом о бесцельно прожитых годах и потраченном зря времени.
Помните, что надо не тратить время, а использовать его.