Ответы к § 14. Отношения со сверстниками
Вспомним
Какие книги о дружбе и товариществе ты читал.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекельберри Финна»
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»
Сельма Лареглеф «Сказочное путешествие Нильса с дикими гусями»
Александр Дюма «Три мушкетёра»
Джоан Роулинг серия книг о Гарри Поттере
Эрих Мария Ремарк «Три товарища»
Джон Толкиен «Хоббит» и «Властелин колец»
Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
Ян Экхольм «Людвиг Четырнадцатый и Тутта Карлссон»
Филипп Пулман «Северное сияние», «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп»
Какие пословицы о дружбе и друзьях ты знаешь.
Старый друг лучше новых двух.
Друг познаётся в беде.
Один за всех и все за одного.
Дружбу за деньги не купишь.
Друзей много не бывает.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Верному другу цены нет.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друг за друга стой — и выиграешь бой.
Друга легче потерять, чем найти.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Обсудим вместе
Обсудим вместе
Почему люди, дети и взрослые, ценят дружбу и товарищество?
Люди ценят дружбу и товарищество потому, что с друзьями им хорошо:
друг можно рассказать о самом сокровенном;
друг всегда поймёт и поддержит;
друг всегда придёт на выручку и поможет;
друг никогда не осмеёт тебя и не предаст;
друг — это человек, который честен с тобой и прямо расскажет, если что-то с тобой не так;
с друзьями весело и интересно;
с друзьями легко и учиться, и работать, и отдыхать, и просто молчать;
с друзьями ты можешь быть таким, какой ты есть на самом деле;
с друзьями не чувствуешь себя одиноким.
Объясни поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Поговорка «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» — это образное выражение, смысл которого заключается в том, что даже за большие деньги невозможно купить того, что тебе может дать настоящая дружба.
Да, сейчас люди с достатком могут купить себе самые разнообразные товары и услуги. Но купить искреннее уважение, сострадание и взаимопонимание нельзя ни за какие деньги. Для того, чтобы получить их надо найти настоящего друга или, ещё лучше, нескольких хороших друзей.
Вопросы внутри параграфа
Выскажи своё мнение, верен ли такой вывод: стать достойным человеком Л. С. Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей.
Да, я считаю, что этот вывод абсолютно верен. В самый сложный для внезапно ослепшего человека период друзья окружили его своей заботой и вниманием. Они помогли Лёве адаптироваться в новой ситуации и показали, что несмотря на его слепоту, он остаётся для них тем же человеком, что и раньше. Без такой помощи подросток мог бы отчаяться и перестать предпринимать какие-либо усилия для своего развития.
Понятно, что не имей Лев Семенович такой силы воли и стремления к знаниям, ни какие старания друзей и близких не смогли бы сделать из него выдающегося математики, но поддержать попавшего в беду человека и придать сил для достижения его цели они смогли.
Некоторым мальчикам и девочкам почему-то нравится обижать своих товарищей. Особенно они любят дразнить и обзывать тех ребят, которые на это обижаются, давать им разные обидные прозвища. Обидят — и веселятся! А может быть, они просто не могут придумать что-нибудь хорошее, какое-то доброе дело? Как ты думаешь?
Мне кажется, что таким образом обидчики пытаются самоутверждаются и пытаются повысить свою значимость в группе и свою самооценку. Люди, которые уверены в себе и знают себе цену так не поступают. У них всегда найдутся другие, более интересные занятия, чем дразнить товарищей.
Обычно дразнить начинают людей, которые чем-то отличаются от других: спокойнее, слабее, умнее, вежливее, беднее и т.д. Все люди разные, так что найти какой-либо «недостаток» можно у каждого. Особенно если этот недостаток вызывает зависть.
Кроме того, так может проявляться непонимание. Например, одноклассники могут не понимать, почему один из ребят любит читать и начинают дразнить его зубрилкой. А на самом деле они просто ещё не познали радость чтения, что у этого «зубрилки» в его книгах открыто множество миров, полных радости и приключений.
Для того, чтобы дразнить перестали, можно:
перестать обращать внимание на дразнящих — им станет скучно дразнить без какой-либо реакции и они отстанут;
придумать остроумный и смелый ответ, который вызовет смех над дразнящим у окружающих — в следующий раз этот человек уже не захочет становиться смешным и остережётся нападать с дразнилками;
постараться избавится от качества, над которым смеются — например, если дразнят грязнулей и неряхой, то можно начать следить за своим внешним видом и ни у кого не останется повода для оскорблений;
попробовать вовлечь ребят своими увлечениями — например, как сделал Том Сойер, когда красил забор и ребята начали над ним смеяться.
Обрати внимание на иллюстрацию — картину «Спорщики» современного художника А. С. Епишина. Что можно сказать об атмосфере, в которой проходит спор? Как ведут себя его участники?
На картине современного художника изображена группа подростков. Двое из них — мальчик в красном свитере и мальчик в голубой одежде — явно спорят между собой, а остальные внимательно следят за спорщиками.
Происходящее нельзя назвать конфликтом, так как ребята не ссорятся, а спорят, то есть дискутируют по какому-то вопросу. Практически все подростки улыбаются, в их глазах нет ни озлобленности, ни агрессии — только интерес и заинтересованность предметом дискуссии. Вообще атмосфере на картине очень миролюбивая и доброжелательная.
Скорее всего молодой человек в красном свитере выигрывает спор. Во всяком случае он чувствует себя уверенно, а ребята сидящие вокруг, судя по одобрительным ухмылкам, соглашаются с точкой зрения этого мальчика. Подросток активно жестикулирует и с улыбкой доказывает свою позицию.
А вот его оппонент вовсе не уверен, что прав. Он сидит напряжённый, как бы закрывшись от всех сложенными на груди руками и сосредоточенно смотрит на противника, пытаясь найти новые аргументы в свою пользу. Может быть он и понимает, что проиграл спор, но ни за что не хочет сдаваться.
А что ты знаешь о происхождении своей фамилии?
Как известно, первые фамилии появились ещё в Древнем Риме. Их получали рабы богатых римлян для того, чтобы всегда можно было узнать какому дому принадлежит тот или иной подневольный работник.
В России фамилии появились значительно позже, всего несколько веков назад. Личные родовые имена закреплялись за дворянами и высокопоставленными людьми. Например, на всю Россию были известны фамилии: Меньшиков, Шереметьев, Долгорукий, Строганов, Голицын, Демидов или Трубецкой.
Бедные сословия обзавелись постоянными фамилиями только после отмены крепостного права в 1861 году, то есть большинству фамилий в России чуть больше 150 лет. Чаще всего происхождение таких фамилий связано:
с именем отца первого владельца постоянной фамилией: Федоров, Мишин, Пашин, Иванов, Петров, Макаров, Сидоров и т.д.;
с географическим названием местожительства человека: Самарин, Питерцев, Сибиряк, Волгин, Варшавский или Москвин;
с профессией первого владельца постоянной фамилии: Столяров, Плотников, Кузнецов, Пекарев, Купцов, Портнов и т.д.;
с характерными особенностями первого носителя фамилии: Белобородов, Маленький, Веселов, Кудряшов, Брюханов и Лобанов.
Кроме этого существует и ещё множество вариантов образования той или иной фамилии. Например, фамилия могла образоваться от названия какого-либо животного или растения (Медведев, Мотыльков, Капустин или Берёзняк), прийти из какого-то иностранного языка (Сюрдо, Безер) или иметь какое-то устаревшее значение (Дайнека — это украинский казак XVII века, вооруженный дубиной).
Узнать происхождение и значение своей фамилии, к сожалению, удаётся не всегда, так как бывают редкие и неизученные фамилии. Впрочем сведения о большинстве фамилий можно посмотреть в Интернете. Например, справочники фамилий можно найти на сайтах:
www. familii.info/family
www. names.neolove.ru/last_names
www. felomena.com/fam
Подумай, чему учит каждая из этих поговорок. Какие ещё поговорки о друзьях и дружбе ты знаешь? В чём их смысл?
Сколько песен и поговорок сложено на Руси о дружбе: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Брат может не быть другом, но друг — всегда брат», «Для милого дружка и серёжку из ушка», «Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает», «В недруге стрела — что во пне, в друге — что во мне», «Доброе братство милее богатства», «Дружбу водить — так себя не щадить»!
«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» — поговорка учит, что настоящие друзья способны не только хвалить и «гладить по головке», но и говорить горькую правду о каких-то недостатках или неправильных поступках друга, причём желать это в глаза, чтобы друг смог исправить положение или избежать ошибку.
«Брат может не быть другом, но друг — всегда брат» — поговорка говорит о том, что далеко не все близкие родственники, например браться и сёстры, становятся нам друзьями, но друзья всегда близки и дороги нам также, как самые родные люди.
«Для милого дружка и серёжку из ушка» — поговорка говорит о том, что для друга нам не жалко ничего, при необходимости друг отдаст и самые ценные для него вещи.
«Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает» — смысл пословицы в том, что способность к самопожертвованию и взаимопомощи является высшим проявлением дружбы, настоящий друг всегда готов встать на защиту друга.
«В недруге стрела — что во пне, в друге — что во мне» — пословица говорит, что боль друга мы способны чувствовать как свою, хотя на страдания недругов мы можем не обратить никакого внимания.
«Доброе братство милее богатства» — эта народная мудрость подчёркивает ценность настоящей дружбы и говорит о том, что никакие богатства не могут заменить возможность иметь друга.
«Дружбу водить — так себя не щадить»! — поговорка учит нас никогда не бросать друзей в беде, что настоящий друг должен сделать всё, чтобы помочь своему другу.
На одной из страничек Интернета ребята размышляли над тем, как научиться дружить. Вот несколько строк из их писем:
«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам быть лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой» (Рая К.).
«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой» (Люба С.).
«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья» (Витя Н.).
Согласен ли ты с этими утверждениями? Что бы ты добавил?
Я полностью согласен со всеми тремя утверждениями. Действительно, дружба не приходит сама по себе. Чтобы найти интересных друзей, надо и самому стараться стать интересным для окружающих. Хочешь, чтобы найти веселых друзей — стань весёлым сам, хочешь найти умных — развивайся и больше читай, чтобы им было о чём с тобой поговорить.
Некоторые говорят: «Пусть любят меня таким, какой я есть», но ведь если ты прячешься от людей и замыкаешься в себе, то никто так и не узнает, какой ты есть. Никто не узнает, что тебе нравится, что тебя увлекает и что ты не приемлешь. А значит человек, у которого такие же интересы, как и у тебя, может пройти мимо и так и не станет твоим другом.
Одни ребята ошибочно считают, что друзья должны всюду ходить вместе и быть неразлучными. Как ты думаешь, почему это не так?
Хорошо когда у друзей есть общие интересы, но ещё лучше, если помимо общих интересов у друзей есть и какое-то личное увлечение. Например, друзья вместе с удовольствием играют в компьютерные игры, обсуждают прочитанные книги и вместе гуляют, но один из друзей любит учиться на гитаре, а другой — играть в баскетбол. Такие личные увлечения ничуть не помешают дружбе, а наоборот сделают её более насыщенной и интересной.
Другие думают, что друзья никогда не ссорятся и не критикуют друг друга. Как бы ты объяснил им, что, думая так, они ошибаются? Смог бы ты сам сказать другу, что он неправ?
Даже самые неразлучные друзья иногда могут не сходиться во мнениях по тому или иному вопросу. Ничего страшного в этом нет, ведь люди все разные. У каждого человека свой собственный жизненный опыт, который подсказывает ему что лучше, а что хуже. Так что разные мнения не мешают дружбе, друзья могут спорить, дискутировать и отстаивать своё мнение. Главное при этом попробовать найти компромисс, то есть прийти к какому-то общему решению.
Критика тоже может присутствовать в отношениях друзей. Например, настоящий друг всегда предупредит друга, если тот что-то делает неправильно или в чём-то ошибается. Иногда надо остановить друга от совершения плохого поступка или указать на что-то, что может выставить друга в дурном свете. Критиковать друзей нелегко, но бывают ситуации когда это необходимо. Главное сделать это корректно, но настойчиво.
Проверим себя
1. Какого человека можно назвать хорошим товарищем? Почему?
На мой взгляд, хороший товарищ — это тот, на кого ты всегда можешь положиться. Это человек которому ты доверяешь, которому можешь рассказать о самом сокровенном, человек, который всегда поможет и всё поймёт.
2. Что мешает дружбе? Приведи примеры из жизни о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся.
Мне кажется, что дружбе больше всего может помешать ложь, неискренность и неумение разговаривать друг другом на чистоту.
Дело в том, что любая ложь рождает недоверие, а если ты не доверяешь человеку, то и дружить с ним уже не сможешь. Так же плохо на дружбу влияет и неискренность. Если другу всегда льстить, не говорить всего прямо и, при этом, за спиной обсуждать недостатки друга, то рано или поздно друг узнает о реальном мнении этого человека и больше уже не захочет с ним общаться.
Что касается разговоров на чистоту, то недосказанность, желание сохранить в тайне какие-то вещи, которые могут огорчить друга часто приводит к непониманию ситуации. Один друг хочет оградить другого от неприятностей, а другой просто не понимает что происходит и начинает думать, что его обманывают. Поссорившись друзья могут расстаться на долгие годы, а потом с сожалением узнать, что их ссора была напрасной и простой разговор по душам помог бы сохранить их дружбу.
Примеры, как дружат разные ребята, можно найти в кино и литературе. Например, в фильмах о Гарри Поттере можно найти множество ситуаций как друзья вместе играют, работают, помогают друг другу, как они ссорятся и мирятся.
3. Какие человеческие качества ты считаешь наиболее важными для дружбы: помощь; доброта; умение прощать обиды; умение выслушивать; желание делать подарки, делиться вещами; умение заступиться за друга; желание разделить радость или горе?
По моему мнению для дружбы важны все эти качества. Я бы выстроил их в следующем порядке (от самого важного):
- желание разделить радость и горе — на это способен только настоящий друг и ни кто другой, поэтому самое важное в дружеских отношениях;
- умение выслушивать — очень важно, когда кто-то может действительно внимательно выслушать человека, посочувствовать ему и дать дельный совет, причём лучше всего, если таким качеством обладает лучший друг;
- помощь — настоящие друзья всегда приходят другу на помощь, это основа дружбы;
- умение заступиться за друга — поддержка друга и отстаивание его интересов, а также защита друга от недоброжелателей делает дружбу ещё крепче и прочнее;
- умение прощать обиды — все люди делают ошибки, бывают в плохом настроении или делают поступки, о которых они жалеют, так что не стоит быть к своим друзьям жёстче, чем к другим людям, иногда друга стоит понять и простить;
- доброта — хороших друзей нередко называют «добрые друзья» и это не случайно, ведь если друзья не проявляют друг к другу доброту, то какие же они друзья;
- желание делать подарки, делиться вещами — взаимовыручки и делание сделать другу приятное, подарив подарок, вполне естественное желание для дружеских отношений, ведь так приятно видеть счастливую улыбку друга.
В классе и дома
1*. Опиши случай из своей жизни или поступок литературного героя, который говорил бы о настоящем товариществе.
Я считаю, что примером настоящей дружбы и товарищества может считаться поступок Нильса в сказке «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Мальчик Нильс из этой сказки совершил неприглядный поступок. За это, волшебный гном превратил его в малюсенького человечка. Для того, чтобы вернуть свой рост Нильс должен был выполнить несколько условий. Мальчику пришлось отправиться в путешествии вместе с дикими гусями, во время которого он сильно сдружился с одним из гусей — Мартином.
Друзья всегда помогали друг другу и заботились друг о друге. За время путешествия Мартин стал очень близким для Нильса живым существом, поэтому когда Нильс узнал о последнем условии гнома он ни минуты не сомневался. Он решил принести себя в жертву и навсегда остаться маленьким, лишь бы его друг Мартин остался жив.
Этот случай показал, что Нильса и Мартина объединяло настоящее товарищество, для которого справедлива поговорка «Сам погибай, а товарища выручай!».
2. Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает?
У меня достаточно хорошие отношения с одноклассниками: с несколькими ребятами я дружу, с некоторыми — сотрудничаю, если надо что-то сделать в школе, с кем-то вместе хожу в спортивную секцию, а кому-то помогаю, если нужна моя помощь. Мне нравится, что в нашем классе большинство ребят чем-то увлекаются. Это делает наше общение весёлым и интересным.
Конечно есть в нашем классе и неприятные мне люди. Например, Виталий С. и Артемий К. постоянно всех обзывают, задираются и устраивают драки. Это очень мешает всем ребятам в класса и учиться, и вместе общаться. Поэтому с Виталием и Артемием я стараюсь не иметь дело и обхожу их стороной. Всегда огорчает, когда кто-то не умеет себя вести и даже не хочет начать исправляться.
Как ты относишься к своему соседу по парте?
Мой сосед по парте — это мой хороший друг Никита Л. Мы вместе не только в школе, но и в свободное время: вместе гуляем, вместе играем в игры по сети и даже ходим заниматься футболом к одному тренеру. Это здорово, когда можешь сидеть за одной партой с лучшим другом. Так и учёба кажется легче.
к ребятам, которые хорошо учатся?
Ребята, которые хорошо учатся, бывают разные. Большинство из них отличные люди: отзывчивые, весёлые и надёжные. С ними можно нормально общаться, попросить у них помощь по учёбе и получить дельный совет.
Впрочем, есть у нас один отличник, который вообще ни с кем не общается. Он считает себя лучше всех и на всех смотрит с высока. Мне он неприятен, хотя я думаю, ему тоже не очень приятно чувствовать себя одиноким среди одноклассников. Надеюсь он переболеет зазнайством и станет с уважением относиться ко всем ребятам.
к девочкам-одноклассницам?
На мой взгляд, девочки-одноклассницы — это такие же люди, как и мальчики. Да, у них есть свои особенности. Например, они постоянно шушукаются и кого-то обсуждают, да и вообще заняты своими девчачьими проблемами, но им в нас тоже наверное что-то не нравится.
Мне кажется такие отличия не мешают нам общаться и вместе заниматься школьными делами. Многие девочки хорошо рисуют, поют, танцуют, а некоторые из них очень даже неплохо соображают, что помогает во всяких школьных конкурсах и олимпиадах.
мальчикам-одноклассникам?
Большинство мальчиков-одноклассников мои товарищи. Мы стараемся держаться друг друга и действуем по принципу «Один за всех и все за одного».
3. У маленькой Кати большая радость — поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью: — Наш папа выздоровел! Мальчики посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы». — Наш папа выздоровел, — сказала она. Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила: — Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
В. Сухомлинский
Как ты думаешь, почему Катя заплакала? Хотели ли Катины одноклассники обидеть её? Что Кате хотелось услышать от ребят? Как бы ты поступил на месте Катиного одноклассника? Чему учит этот рассказ?
Я думаю, что Катя заплакала от равнодушие, которое проявили её одноклассники. Выздоровление папы стало огромной радостью для девочки и она хотела поделиться своей радостью с другими, думала что одноклассники поддержат её и порадуются за её папу вместе с ней. Но они не только не знали о Катиных проблемах, но даже не проявили никакого интереса к этому, как будто и Катя, и её папа были для них абсолютно чужими людьми.
На мой взгляд, даже если ребята ничего не знали о болезни Катиного папы, то правильно было бы поступить так:
порадоваться за Катю и её семью: «Что, правда? Я так рад за тебя и твоего папу!»;
поинтересоваться о том, что случилось: «А что было с твоим папой? Я даже не слышал, что он болел.»;
пожелать Кате и её близким чего-то хорошего: «Надеюсь все ваши неприятности уже позади и теперь все будут здоровы!».
Мне кажется, что проявив участие и внимание к человеку, ребята показали бы себя как вежливые и воспитанные люди, которые не равнодушны к проблемам своих товарищей.
4. Присмотрись, кто из твоих одноклассников умеет спокойно обосновать своё мнение и спокойно выслушать других. Что помогает понимать других и быть понятым?
Мне очень нравится как умеет рассказывать и слушать Тимофей К. Когда он рассказывает, то всегда говорит связными предложениями, используя метафоры и сравнения. Благодаря этому можно хорошо представить себе о чём он говорит. Также мне нравится, что Тимофей часто опирается на какие-то факты, а не просто выдумывает аргументы из головы.
Слушает он тоже очень внимательно: смотрит в глаза, задаёт уточняющие вопросы, но, при этом, не перебивает. Если Тимофей не согласен с моим мнением, то он спокойно говорит свою точку зрения и пытается обосновать её. Иногда я даже соглашаюсь, а иногда мы вступаем в дискуссию, что тоже интересно.
5. В этой игре участвуют все ребята класса. Каждый ряд — команда. Задание командам: по очереди хором пропеть или продекламировать куплет любой известной песни о дружбе. Проигрывает та команда, которая пропускает свою очередь.
Для игры можно использовать, например, такие песни о дружбе:
Настоящий друг
(Из мультфильма «Настоящий друг», автор текста — Михаил Пляцковский, композитор — Борис Савельев)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой», — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий верный друг.
Песня о дружбе — Ты, да я, да мы с тобой
(Из кинофильма «Тихие троечники», автор текста — В. Потоцкий, композитор — В. Иванов)
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, махнем на Марс,
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба, все равно остается,
Остается с нами навсегда.
Улыбка
(Из мультфильма «Крошка Енот», автор текста — Михаил Пляцковский, композитор — Владимир Шаинский)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Припев.
И тогда, наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке…
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается
С улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается
С улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать
Самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зелёные ладошки.
Припев.
От улыбки станет всем теплей:
И слону, и даже маленькой улитке…
Так пускай повсюду на земле,
Словно лампочки,
Включаются улыбки!
Припев.
Когда мои друзья со мной
(Из кинофильма «По секрету всему свету», автор текста — Михаил Танич, композитор — Владимир Шаинский)
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня чуть-чуть,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много!
Припев:
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?
Там где трудно одному,
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Где чего-то не пойму,
Разберём с друзьями!
Припев.
На медведя я, друзья,
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
Если с другом буду я,
А медведь без друга!
Припев.
Песенка друзей
(Из мультфильма «Бременские музыканты», автор текста — Юрий Энтин, композитор — Геннадий Гладковский)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги,
Нам любые дороги дороги.
Припев:
Ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла-ла-ла,
Ла-ла-ла е! Е-е! Е-е!
Мы своё призванье не забудем —
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы,
Не заменят никогда свободы.
Припев.
Наш ковёр — цветочная поляна,
Наши стены — сосны-великаны.
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою,
Наше счастье — жить такой судьбою.
Припев. (2 раза)