Практикум к главе III

Вопрос 1

Придумай сценарии коротких сценок, показывающих различ­ные виды и уровни межличностных отношений (знакомство, при­ятельство, деловые отношения, неформальные отношения).

Прежде чем выполнять это задание, необходимо вспомнить определения межличностных отношений и их видов. Такие определения даны, например, в параграфе 11 данного учебника:

Межличностные отношения — особая связь человека с окружающими его людьми. Межличностные отношения носят обоюдный характер, то есть это взаимодействие между двумя конкретными особами.
Знакомства — это тип межличностных отношений между людьми, которые узнают друг друга при встрече, могут поздороваться и поговорить на общие темы.
Приятельство — это тип межличностных отношений между людьми, которых связывает взаимная симпатия, желание общаться.
Деловые отношения — это отношения, связанные с соблюдением правил и формальностей. Их также называют должностными отношениями или официальными отношениями.
Неформальные отношения — это отношения между двумя или несколькими людьми, которые не ограничены определёнными правилами и формальностями, то есть неформальными можно назвать любые типы личных взаимоотношений.
Теперь можно приступать к созданию сценариев сценок, показывающих различные виды и уровни межличностных отношений

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — знакомство

Вариант 1:

Света живёт в многоквартирном доме. Когда субботним вечером она зашла в лифт, то встретила свою соседку Анну Ивановну и, естественно, сразу поздоровалась с ней, после чего и завязался разговор:

Света: Здравствуйте, Анна Ивановна.
Анна Ивановна: Здравствуй, Света. Какая ты сегодня нарядная! Собралась куда-то?
Света: Да, Анна Ивановна, мы с подружками идём на концерт.
Анна Ивановна: Отлично придумали. Хорошо вам отдохнуть!
Света: Спасибо, Анна Ивановна. Вам тоже хорошего вечера.
Анна Ивановна: Спасибо, Света. До свидания.

Вариант 2:

Ирина и Ксюша летом отдыхали в одном летнем лагере. Они были знакомы друг с другом, но особо не общались и после окончания смены больше не виделись. Однажды они случайно встретились на городском катке и у них завязалась беседа:

Ксюша: Привет, Ира!
Ирина: О, Ксюша, привет! Давно не виделись! Как ты?
Ксюша: Да нормально. Вот на каток с подружками выбрались. Классно здесь, правда?
Ирина: Ага, здорово. Мы с компанией каждые выходные сюда ходим. Встречала кого из наших ещё?
Ксюша: Да я только с Олей иногда созваниваюсь. У неё все хорошо, выиграла конкурс по рисунку. Ты помнишь, как хорошо она рисует? А так даже ни о ком ничего не слышала.
Ирина: А, поздравь от меня Олю. Удачи ей! Я тоже никого больше не видела. Ладно, пока, пойду кататься дальше.
Ксюша: Ага, меня тоже уже зовут. Пока!

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — приятельство

Вариант 1:

Света живёт в многоквартирном доме на 5 этаже, а на третьем этаже живёт её одноклассница Настя. Свету с Настей нельзя назвать лучшими подругами, но они поддерживают хорошие приятельские отношения. Когда девочки встретились в лифте, то у них завязалась небольшая беседа:

Настя: Привет, Света!
Света: Привет! Как дела, гулять идёшь?
Настя: Отлично, хотим с Викой в парк сходить. Там каток открылся. Максим сказал, что классный. Они с ребятами туда уже ходили.
Света: О, здорово. Хорошая идея. Максим с ребятами туда сегодня тоже придут? А Никита будет? И Илья?
Настя: Не знаю, посмотрим. А ты куда? Классно выглядишь!
Света: Да мы с Ленкой и Лерой на концерт идём. Ещё месяц назад купили билеты на Элджея. Оторвёмся!
Настя: Вау, круть. Потом расскажешь!
Света: Ок. Передавай привет Вике и ребятам. Мы с девчонками может в следующие выходные с вами пойдём.
Настя: Хорошо. До встречи!

Вариант 2:

Ксюша и Оля летом вместе отдыхали в летнем лагере. Они неплохо провели время и иногда с удовольствием созваниваются:

Ксюша: Алло, Оля, привет!
Оля: Ксюша, это ты? Привет! Здорово, что ты позвонила! Я как раз думала тоже тебе звонить. У меня такие новости!
Ксюша: Правда? Рассказывай!
Оля: Помнишь, я рассказывала тебе про конкурс? В котором я выиграла?
Ксюша: Конечно.
Оля: Так теперь мою работу отобрали на региональный конкурс! Представь?
Ксюша: Класс! Поздравляю! Поедешь в Москву? А когда?
Оля: Нет пока. Сначала работу отвезёт на конкурс наш городской организатор, а потом, если выиграю, то поеду со своей учительницей рисования и с родителями получать награду.
Ксюша: Понятно. Удачи тебе! А у меня тоже новости. Я тут на катке Ирку видела. Помнишь, высокая такая?
Оля: Ага, она ещё всё с Ритой дружила. И как она?
Ксюша: Да нормально. Выглядит потрясно. Они с компанией на катке были. Интересная у неё компания, я бы даже познакомилась.
Оля: Так давай тоже на каток сходим. Там и поболтаем. Ты в выходные свободна?
Ксюша: Пока не знаю. Давай ближе к выходным созвонимся.
Оля: Ага, давай. Пока!
Ксюша: Пока!

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — деловые отношения

Вариант 1:

Света Миронова учится в 6 «А» классе, а Елизавета Павловна работает учителем математики и является классным руководителем в этом классе. Утром они встретились в школьной рекреации во время перемены:

Света: Здравствуйте, Елизавета Павловна!
Елизавета Павловна: Здравствуй, Света. Подожди минутку. Светлана, передай, пожалуйста, Игорю, что я хочу с ним поговорить. Пусть подойдёт ко мне на следующей перемене. И Артёма пусть с собой прихватит. Они вместе в олимпиаде участвуют.
Света: Хорошо, Елизавета Павловна, я передам. Им надо с собой что-нибудь взять?
Елизавета Павловна: Нет, Света, ничего не надо. Пусть просто придут и не задерживаются.
Света: Хорошо.
Елизавета Павловна: Ну ладно, Света, иди. Не стоит на урок опаздывать.

Вариант 2:

Елизавета Павловна и Ирина Владимировна работают учителями в одной школе. Утром они встретились в школьной рекреации во время перемены:

Ирина Владимировна: Здравствуйте, Елизавета Павловна.
Елизавета Павловна: Здравствуйте. Ирина Владимировна, вы уже определились кто от вашего класса идёт на олимпиаду?
Ирина Владимировна: В общем-то да, кандидаты есть. Думаю отправить Алёну Волкову и Петра Ванина. А вы кого планируете послать?
Елизавета Павловна: Да вот думаю. Сейчас на примете Игорь Легков и Артем Голец, но насчёт Артёма я пока сомневаюсь. Вы не знаете какие типы заданий там будут? Вы по каким-то пособиям готовитесь?
Ирина Владимировна: Честно говоря, использую как обычно сборник олимпиадных задач. Не думаю, что там что-то новое придумают. А вы чем пользуетесь?
Елизавета Павловна: Тоже сборником и плюс в Интернете подборочку сделала. Говорят будет ещё что-то в стиле ВПНов.
Ирина Владимировна: Ага, надо будет тоже посмотреть. Так, пора бежать. Мне ещё до урока надо успеть с дежурством разобраться. До свидания.
Елизавета Павловна: Хорошо. До встречи.

Сценки, иллюстрирующие вид межличностных отношений — неформальные отношения

Вариант 1:

Настя с Викой не только одноклассницы, но и заядлые подружки. В выходные они собрались сходить на городской каток и договариваются об этом по телефону:

Настя: Алло, Викуль, привет!
Вика: Привет, Настя! Ты сейчас где?
Настя: Да я пока дома. Ты завтра во сколько освободишься? В художку утром пойдёшь?
Вика: Да, но я уже к обеду освобожусь. Папа сказал, что за мной заедет. Так что я быстро домой попаду. Может он и нас потом в парк отвезёт.
Настя: Это было бы здорово. Тогда я за тобой зайду. Часа в 2 дня нормально?
Вика: Лучше в полтретьего. Вдруг что. Мама там пирожки затеяла, надо будет помочь.
Настя: Вау, пирожки! У тети Нади они вкусные!
Вика: Кстати после катка можем зайти к нам и попить чай с пирожками. Хочешь?
Настя: Спрашиваешь? Конечно! И поболтаем потом.
Вика: Ну договорились. У меня в полтретьего завтра с коньками.
Настя: Ага, Пока!
Вика: Пока!

Вариант 2:

На весенних каникулах 6 «А» класс, во главе со своей классной руководительницей Елизаветой Павловной, отправился на поезде на экскурсию в Санкт-Петербург. В одном вагоне оказались школьницы Света, Настя и Алёна, а также их учительница. В дороге они разговорились.

Света: Елизавета Павловна, а вы уже были когда-нибудь в Санкт-Петербурге?
Елизавета Павловна: Да, девочки, была. Это была замечательная поездка.
Настя: Расскажите, Елизавета Павловна!
Елизавета Павловна: Хорошо. Это было довольно давно. Мы с подругой учились в университете и летом часто ездили на экскурсии по разным городам. Как-то в конце июля мы поехали в Санкт-Петербург.
Алёна: В конце июля? Так это время белых ночей? Неужели там правда ночью было светло как днём?
Елизавета Павловна: Да, Алёна, ты абсолютно права. Это было время белых ночей. Невероятно интересно. Мы могли гулять по Петербургу и днём, и ночью, и действительно было светло. Как будто день, но в жемчужной дымке. На улицах почти никого нет, каналы затихли и мосты над Невой разведены. Ощущения нереальные!
Настя: Елизавета Павловна? А что вы еще видели?
Елизавета Павловна: У нас была довольно насыщенная программа. Мы посмотрели Дворцовую площадь, Адмиралтейство, прогулялись по Стрелке Васильевского острова, посетили Летний сад и даже Эрмитаж, побывали в Петергофе и даже добрались до Ораниенбаума. Летом в Петербурге замечательные сады. А какие там фонтаны!
Света: А что вам понравилось больше всего?
Елизавета Павловна: Наверное прогулка на речном трамвайчике. Было очень интересно и очень красиво. Экскурсовод так увлекательно рассказывала про город и его великую историю. А ещё на этой экскурсии мы познакомились с ребятами из Челябинска. Отличные ребята. Мы потом с ними долго переписывались.
Настя: И до сих пор переписываетесь?
Елизавета Петровна: Нет, потом переписка затихла. У нас тогда ещё не было Интернета и мы посылали письма обыкновенной почтой. А вы сейчас с кем-нибудь из другого города переписываетесь?
Света: Я общаюсь с ребятами из других городов когда играю на компьютере в Майнкрафт. Мы обсуждаем как лучше выполнять задания и просто болтаем.
Настя: А я больше сижу в Инстаграме и у меня много подписчиков со всей страны.
Алёна: А я переписываюсь ВКонтакте с ребятами, с которыми я была в одном отряде в Артеке. Мы до сих пор все дружим.


Практикум к главе 3. Вопрос 2

Составь словесный портрет своего лучшего друга. Придумай, чем ты можешь его порадовать.

                Словесный портрет моей лучшей подруги Оли

Мою лучшую подругу зовут Оля. Она весёлая, красивая и очень талантливая.

Оля достаточно высокая девочка для своего возраста. Она стройная и складная. У Оли длинные русые волосы, которые обычно стянуты в конский хвост, светлая матовая кожа и большие карие глаза. Мне очень нравятся Олины глаза. Кажется, что в них пляшут озорные золотые искорки и они буквально светятся добротой.

Оля действительно очень веселая. Она всегда улыбается и может развеселить меня своими шутками даже если у меня плохое настроение. Оля настоящая заводила. Она всегда придумает чем заняться и во что поиграть, чтобы было не скучно. Так что ребята из нашего класса очень её любят и всегда рады с ней пообщаться.

Моя подруга увлекается спортивными танцами и рисованием, причём и то, и другое получается у неё замечательно. В составе своего танцевального кружка она нередко выступает на различных городских мероприятиях, например, на праздновании Дня города. В художественной студии Оля учится рисовать в разных техниках, но больше всего ей нравится рисовать цветной пастелью. Работы Оли не раз посылали на конкурсы и от студии, и от нашей школы.

Мне нравится, что Оля всегда аккуратная и красиво одевается. Она вежливая и приветливая, с ней приятно общаться и разговаривать на любые темы. Я никогда не видела, чтобы Оля на кого-то кричала или дралась, но она умеет постоять за себя и может одной фразой поставить на место любого задиру.

С Олей мы дружим много лет и нередко радуем друг друга чем-нибудь приятным. Например, ко дню рождения я ей дарю красивый набор пастели, альбом-скетчер или кисточки для акриловых красок, что всегда приводит её в восторг. Также Оле очень нравится ходить со мной в кинотеатр и ездить летом вместе на дачу.

Я рада, что у меня есть такая подруга, ведь с Олей мне легко общаться и интересно проводить время.


Практикум к главе 3. Вопрос 3

Составь схему «Малые группы в нашем классе». Для этого представь графически, сколько малых групп по разным основа­ниям можно выделить в классе (например: тёзки; те, у кого оди­наковое отчество; любители кошек или собак; любители шахмат; приятели и т. п.). Каждую группу изобрази на схеме и стрелка­ми покажи, как они связаны между собой. Придумай, как на этой схеме отметить твоё место в каждой из групп, в которые ты входишь.

В нашем классе можно выделить достаточно много малых групп. Например, многие ребята дружат между собой и можно выделить 8 дружеских групп:

группа Семёна С.;
я и мои друзья;
группа Славы Р;
группа Светы Т.;
группа Лены С.;
группа Алёны Л;
группа Оли Ш.;
группа Лизы Т.

Также в нашем классе можно выделить группы тёзок, то есть людей с одинаковыми именами:

группа Антонов — 2 ч.;
группа Максимов — 2 ч.;
группа Никит — 2 ч.;
группа Насть — 2 ч.;
группа Лер — 2 ч.;
группа Даш — 3 ч.;
группа Лиз — 2 ч.
Многие ученики нашего класса занимаются в различных кружках и студиях, и их тоже можно объединить в малые группы. Например, это ребята, которых объединяет:

футбол — 3 ч.;
плавание — 3 ч.;
занятие в кружке «Юный техник» — 3 ч.;
теннис — 3 ч.;
гимнастика — 3 ч.;
музыкальная школа — 3 ч.;
художественная студия — 3 ч.;
танцевальная студия — 3 ч..

Из всех указанных на схеме групп я вхожу в группу «Я и мои друзья», а также в группу «Юный техник».


Практикум к главе 3. Вопрос 4

Часто в общении люди используют условные «языки», напри­мер язык цветов, язык смайликов и т. п. Составь словарик таких средств невербального (без помощи слов) общения.

Словарик средств невербального (без помощи слов) общения

Могут ли люди общаться без помощи слов? Конечно! Для этого человечество придумало множество способов: мимика, жесты, язык тела, а также множество знаковых и сигнальных систем.

Все эти способы ученые разделили на два вида неречевого общения:

естественные средства невербального общения;
искусственные средства невербального общения.

    Естественные средства невербального общения

Язык тела, мимики, прикосновений и жестов учёные относят к естественным невербальным средствам общения. Эти языки никто специально не придумывал, а некоторыми средствами таких языков пользуются даже животные. Например, у кошек существуют специальные жесты устрашения, примирения и просьбы.

    Язык мимики

Язык мимики — это способ общения при помощи выражения лица. Человеческое лицо — это сложнейший механизм, который приводится в движение 43 мышцами. Своим лицом люди могут выразить самые разные эмоции: радость, горе, печаль, удивление, восторг, разочарование, надежду и многое другое.

    Язык жестов

Язык жестов — это способ общения при помощи рук. Люди пользуются этим языком очень активно, иногда даже чаще, чем речевым общением. Так, к языку жестов относятся:

аплодисменты — благодарность или восхищение;
похлопывание указательным пальцем по лбу — мыслительный процесс или просьба подумать;
помахивание кистью поднятой руки — приветствие или привлечение внимания к себе;
сжатие кулаков — злость, агрессия;
прижатые друг к другу ладони рук — мольба.

    Язык положения тела

Язык положения тела — это то, как человек держит себя: как у него направлен корпус, как расположены руки и ноги, в какую сторону наклонена голова, напряжён человек или расслаблен, сидит он на краешке стула или развалился, как на кресле. Язык тела может рассказать нам о психологическом состоянии человека, о его намерениях и желаниях, а иногда даже рассказать откуда этот человек приехал.

      Язык прикосновений

Язык прикосновений, или по научному язык тактильной коммуникации, рассказывает о типе взаимоотношений между людьми и их статусе. Например:

при дружеском общении возможно похлопывание по плечу, рукопожатия;
люди, которые любят друг друга, выражают свои чувства через объятия, поцелуи и поглаживания;
дети и подростки во время игр часто имитируют потасовки и тычки;
при деловом общении руководитель может дотронуться до плеча подчинённого для того, чтобы привлечь его внимание, а подчинённый не должен этого делать;
участники одной команды часто выражают свою солидарность и готовность к борьбе созданием «пирамиды» из положенных друг на друга правых ладоней.

     Искусственные средства невербального общения

Знаковые и сигнальные языки называются искусственными, так как люди специально разработали их для того, чтобы понимать друг друга без слов. К таким языкам можно отнести: язык глухих, дорожные знаки, смайлики, азбука Морзе, система дымовой сигнализации, сигнальные флажки на флоте, условные обозначения на одежде, ноты, язык цветов, язык одежды и многое другое.

    Язык глухих

Язык глухих — это специально разработанный неязыковой способ общения для глухих и слабослышащих людей. Для общения в этом случае используются определённые жесты и мимика, обозначающие конкретные слова или отдельные буквы. Например существуют отдельные жесты, которые обозначают дом, книгу, а также любовь и дружбу.

      Язык дорожных знаков

Знакомые всем дорожные знаки — это тоже один из невербальных способов общения. Он был придуман для того, чтобы обеспечить безопасность всем участникам дорожного движения не зависимо от того, умеет человек читать, слышит ли он, понимает ли данный язык или едет на высокой скорости. Например, во всём мире понятны знаки пешеходного перехода, обозначения разрешённой скорости движения, обозначение одностороннего движения или знаки опасности.

     Язык смайликов

Язык смайликов — это достаточно новый язык общения. По научному он называется эмотикон — язык пиктограмм, изображающих эмоции. Этот язык чаще всего используется в письменной речи: при написании смс, писем или коротких записок. Современные смайлики очень разнообразны и могут обозначать не только эмоции, но и жесты, мимику и психологическое состояние.

      Азбука Морзе

Азбука Морзе (Морзянка) — это язык, который для общения использует только два знака: точка и тире. Назвали её в честь американского изобретателя и художника Самюэля Морзе, который предложил идею такого способ общения.

Почти целый век азбукой Морзе активно пользовались телеграфисты, моряки, военные и множество других людей, которым надо было передавать сообщения при помощи простой радиосвязи. Сейчас азбука Морзе используется только любителями кодированных сообщений людьми, находящимися критических ситуациях без современных средств связи.

Например, самый известный код азбуки Морзе — это сигнал СОС (SOS) — международный сигнал бедствия. Он записывается: ••• −−− •••, а слышится как чередование трёх коротких постукиваний и трёх длинных.

     Язык одежды

Язык одежды — это язык, который люди придумали, чтобы обозначить своё социальное положение, статус. профессию или то, чем они планируют заняться.

Например:

форма или униформа — указывает на принадлежность к определённой профессии или роду занятий человека. Так, униформу (форму) используют военные, медики, школьники, работники авиакомпаний, космонавты, работники крупных торговых сетей и т.д.;
деловой стиль одежды — указывает на то, что человек работает в офисе или в сфере услуг, либо занимает какую-то руководящую должность. Например, делового стиля одежды придерживаются депутаты, банкиры, экономисты и другие специалисты подобного типа;
нарядная праздничная одежда — показывает, что человек намерен посетить какие-либо торжественное мероприятие: свадьбу, день рождение, концерт, театральное представление или праздничный юбилейный банкет на своем предприятии;
спортивная одежда — используется не только для занятия спортом, но и для того чтобы подчеркнуть принадлежность к спортивному образу жизни или то, что человек собирается активно отдохнуть.
Считается, что чем дороже одежда, тем выше статус человека. Впрочем в последнее время многие богатые люди предпочитают не подчеркивать свой достаток и одеваются точно также, как большинство других людей.

Выводы:

С самого рождения человек живёт в обществе и взаимодействует с другими людьми. Общаются люди постоянно, причём не только при помощи языковых средств, но и невербальными способами: жестами, знаками мимикой и т.д.

Применение неречевых средств общения позволяет людям лучше передать свои чувства и эмоции, а также понять друг друга, даже общаясь на разных языках.

Скачать презентацию «Словарик средств невербального общения»


Практикум к главе 3. Вопрос 5

Подготовьте презентацию «О нас и нашем классе». Распреде­лите задания в группе:

- расспросить друзей, чем они занимаются, как и во что играют, что мастерят;
- показать любимые занятия, поделки, игры;
- подготовить и разыграть сценку из жизни класса: о взаимоот­ношениях в классе, проявлениях равнодушия и помощи, об от­зывчивости и о доброте, казалось бы, безобидных шутках, кото­рые доставляют огорчение;
- назначить ведущего, продумать последовательность выступле­ний.

Презентация «О нас и нашем классе» 

 


Практикум к главе 3. Вопрос 6

Выскажи своё мнение, прав ли Коля.

Петя уже давно болен. Ребята решили узнать, как он себя чув­ствует, и предложили Коле навестить больного. Коля сказал: «Я не пойду, я с ним не дружу. Пусть идёт его друг».

Я думаю, что в этой ситуации правым нельзя назвать никого из ребят. Вряд ли в дружном классе сложилась бы такая ситуация, что давно больного Петю никто до этого не навещал. Получается, что визит к больному товарищу в этом классе — это обязаловка. Ребята ищут кого-то, кто бы выполнил это не нужное никому задание. Причём, на их взгляд, не важно как посланный человек относится к больному, главное соблюсти приличия.

Настоящие друзья так не делают. Если ты дружишь с человеком и он тебе дорог, то ты искренне хочешь его поддержать в трудную минуту. Таким друзьям не нужны никакие указания класса по посещению больных. Друг идёт и навещает. Что касается Коли, то не стоит его осуждать за отказ. Мы же не знаем, какие отношения связывают Колю и Петю? Может они враги?

Впрочем, я на месте Коли сходила бы к Пете. Я считаю, что такой визит — это проявление вежливости и внимания к однокласснику. Для меня выполнение этого задания не составит труда, а больному Пете может быть будет приятно узнать, что о нём помнят и он поскорее выздоровеет.


Практикум к главе 3. Вопрос 7

Знаешь ли ты дни рождения своих друзей? Не забываешь ли их поздравить? Как именно ты это делаешь?

Да, я знаю дни рождения своих друзей. Для того, чтобы не забыть о них, я устанавливаю себе в телефоне «напоминалку». Да и социальная сеть ВКонтакте всегда помогает в этом вопросе и сообщает о предстоящих праздниках всех моих друзей.

Для того, чтобы порадовать именинника, я обычно заранее придумываю что ему подарить. Чаще всего, я стараюсь выполнить какое-нибудь сокровенное желание друга, если моих карманных денег на это хватает.

Например, я знаю, что Дима К. увлекается нумизматикой и собирает монеты и купюры. Ему постоянно не хватает специальных альбомов и листов к ним, так что на день рождения я ему подарил такой альбом.

А вот другой мой друг — Тимофей М. — занимается настольным теннисом, но специальные ракетки стоят очень дорого. Да и правильно выбирать их я не умею. Поэтому для Тимофея я в прошлом году приобрёл подарочную карту спортивного магазина, чтобы он смог выбрать себе подарок сам.

На мой день рождения друзья тоже делают мне подарки. В прошлом году они подарили мне билет на посещения квест-комнаты, так как знают, что я очень люблю приключения. Я невероятно обрадовался, особенно когда узнал, что мы сможем пойти все втроём. Это было просто здорово!


Практикум к главе 3. Вопрос 8

Оцени поведение Милы.

У Маши день рождения. Она пригласила подругу в гости. Мила подумала: «Пожалуй, подарю Маше куклу — она мне больше не нужна, да и нос у куклы поцарапан».

Я считаю, что Мила поступила некрасиво. Дарить друзьям старые или ненужные вещи, передаривать собственные подарки — всё это считается дурным тоном в современном обществе. Это значит, что запретить так сделать Миле нельзя, но окружающие люди такой поступок посчитают неправильным.

Мне кажется, что главная цель дарения подарков — это принести радость человеку, которому ты что-то даришь. Чтобы достичь этой цели, каждый подарок надо выбирать индивидуально: в соответствии с увлечениями человека, его мечтами и желаниями. Если же подарок выбирается по принципу «и так сойдёт», «лишь бы что подарить», то это показывает пренебрежительное отношение к человеку, которого вы собирались одарить.


Практикум к главе 3. Вопрос 9

Предложи собственную памятку, помогающую найти верный выход из конфликта. Предложи варианты разрешения конфлик­тных ситуаций:

Два ученика хотят сидеть на одном и том же месте в классе.
Миша хочет пригласить на день рождения приятелей, которые недавно поссорились и ни за что не хотят мириться.

Ситуация 1: Два ученика хотят сидеть на одном и том же месте в классе.

В этом случае возможно три варианта развития событий:

Сотрудничество. Можно предложить ребятам установить график очередности. Например, одну неделю на этом месте сидит один из спорщиков, а в следующую — другой. Минус этого варианта в том, что далеко не во всех школах учителя разрешают детям рассаживаться по собственному желанию, так что такое решение может перерасти в конфликт с учителями.
Компромисс. Можно предложить ребятам уступить это место какому-то нейтральному ученику. Тогда никому из спорщиков не будет обидно. В этом случае не будет победителя, но не будет и проигравшего.
Приспособление. В качестве акта доброй воли один из участников конфликта может уступить желанное место другому. Конфликт будет разрешен, но занявший место ученик почувствует себя победителем, а уступивший — проигравшим. Такое положение в последствии может нанести ущерб дружбе.
Ситуация 2: Миша хочет пригласить на день рождения приятелей, которые недавно поссорились и ни за что не хотят мириться.

В этой ситуации также можно предложить 2 способа разрешения конфликта:

Сотрудничество. Миша должен заранее поговорить с каждым из друзей по-отдельности и объяснить им, что хочет видеть на своём дне рождении и того друга, и другого. Миша может попросить их помириться ради этого, поскольку для него очень важна дружба с каждым из них. Далее развитие ситуации будет зависеть от решения каждого из друзей:
возможно они согласятся помириться;
возможно один или оба друга откажутся посетить Мишу в этот день;
возможно спорщики согласятся на совместное мероприятие, но договорятся на соблюдение нейтралитета — будут сидеть далеко друг от друга и не будут общаться между собой.
Компромисс. Если Миша не хочет рисковать своим праздничным мероприятием и превращать его либо в поле битвы, либо в унылые безмолвные посиделки, то он может устроить два мероприятия. В один день отпраздновать с одним другом. а в другой день — с другим. В этом случае Миша исключит своё участие в конфликте, но ему придётся пойти на дополнительные расходы и изменение формата мероприятия.
Памятку, помогающую найти верный выход из конфликта можно найти в презентации «Как вести себя в конфликтной ситуации».


Практикум к главе 3. Вопрос 10

В последние годы в нашей стране стала очень популярной па­триотическая акция «Бессмертный полк». Узнай об этой акции подробнее у своих родных, при необходимости используй Интер­нет. Прими участие в этой акции 9 Мая.

Бессмертный полк — живая память народа

Уже больше 75 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны, но память о ней бережно храниться в каждой российской семье. Каждый год День Победы — это великий праздник и для страны, и для каждого человека, и, конечно же, для ветеранов ВОВ. В городах устраиваются парады, шествия и фейерверки, в домах накрываются праздничные столы, а на сценических площадках проводятся праздничные концерты.

К сожалению, с годами ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше, а многие из оставшихся уже не могут принимать участие в уличных шествиях по состоянию здоровья. Три журналиста из Томска — Игорь Дмитриев, Сергей Колотовкин и Сергей Лапенков — решили что, «герои, отстоящие свободу страны, должны видеть праздник, пусть даже с фотографий» и придумали народное движение Бессмертный полк.

Первая акция этого движения состоялась 9 мая 2012 года в городе Томск. В ней приняли 6 000 горожан, которые пронесли в уличном шествии почти 2 000 портретов своих близких — ветеранов Великой Отечественной войны. Идея настолько понравилась людям, что уже в следующем 2013 году шествия Бессмертного полка прошли в 120 населённых пунктах нашей страны!

В наше время в День Победы шествия Бессмертного полка проходят практически по всему миру: в Австралии и в Бразилии, в Великобритании и в Соединённых штатах Америки, в Казахстане и в Южной Африканской республике. Акции проходят в более чем 80 странах и в сотнях городах. Только в Санкт-Петербурге в 2019 году в шествии приняли участие более 1 000 000 человек, каждый из которых пришёл с портретом своего родственника, участника далёкой войны. А в годы пандемии коронавируса Бессмертный полк проводился в виде онлайн акции.

Своей главной задачей движение Бессмертный полк считает «сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны», поэтому его деятельность не ограничивается одними шествиями. Так, вот уже несколько лет движение Бессмертный полк ведёт на своём Интернет-сайте Народную летопись, в которой собраны истории о людях прошедших войну.

Сейчас в Народной летописи храниться более 400 000 тысяч записей. Это рассказы о боевом пути участников войны, об их однополчанах, семьях, жизни в послевоенные годы и многое другое. Кроме того, Бессмертный полк проводит поисковые работы, восстанавливает утраченные документы и создаёт базы данных о поколении, прошедшем войну.

Это настоящая, живая память народа о людях, живших в те годы: о ветеранах и героях Великой Отечественной войны, о бойцах Сопротивления и о партизанах, об узниках концлагерей и о жителях блокадного Ленинграда, о тружениках тыла и о детях войны.

Я считаю, что пройти в шествии Бессмертного полка или добавить запись в Народную летопись — это значит почтить память о героическом поколении, завоевавшем для нас мир. Участие в акции — это дополнительная возможность вспомнить о наших прабабушках и прадедушках и узнать больше о жизни своей собственной семьи.