Ответы к § 3. Отрочество — особая пора

Вспомним

Чем отличается дошкольник от школьника.

Дошкольник – ребенок до 7 лет – еще только учится жить в обществе. Происходит это при взаимодействии с окружающим миром, например через игры, сказки, мультики и разговоры с родителями. Дошкольник узнает о различных объектах, об их свойствах и качествах. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания ребенком окружающего мира и отношения к нему, а также формируется основа личности ребенка.

С приходом ребенка в школу, обычно в 6 или 7 лет, завершается формирование основы личности. Школьник продолжает познавать окружающий мир, но уже способен изучать и более абстрактные вещи, например взаимосвязи между предметами, явлениями или взаимодействие живых существ.

Именно в этом возрасте заканчивается период «самоидентификации» маленькой личности, когда ребенок все чаще обращает пристальное внимание на себя самого и осознает себя как часть окружающего мира и человеческого общества. Его слова и поступки приобретают более осмысленный и ответственный характер.

Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода. В чём проявляется забота взрослых?

Без заботы взрослого человека ребенок не выживет. Просто потому, что он еще не умеет самостоятельно добывать себе пищу, устраивать себе жилище, защищать себя. Все это, пока ребенок маленький, дают ему находящиеся рядом с ним взрослые (мать, отец, воспитатели или опекуны).

Но этим забота взрослых о ребенке не ограничивается. Ребенок, помимо физической заботы о нем, нуждается в общении, воспитании, передаче от взрослых опыта, знаний, культурных особенностей. Все это крайне важно для формирования основ личности ребенка. Какие основы будут заложены ребенку в детстве, в таком направлении, вероятнее всего, ребенок и будет стремиться развиваться.

Обсудим вместе

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.

Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
Подросток —человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.
На мой взгляд, справедливо второе высказывание. Происходит это, в основном, по нескольким причинам:

— во-первых, у подростков происходит резкий рост организма и бурная «перестройка» практически всех его функций и органов – именно так организм человека в этом возрасте готовится стать взрослым. И пока все функции организма не будут окончательно «урегулированы», такой переходный период будет продолжаться;

— во-вторых, у подростка еще не сложились в полной мере система нравственных ценностей и принципов поведения. Подросток, чаще всего, в этот период осознает принятые в обществе нормы поведения и запреты, но они у него в голове еще не «уложились» в единую, логически обоснованную систему;

— в третьих, большинство подростков в этом возрасте очень эгоцентричны (т.е. сосредоточенный на себе). Дело в том, что главная задача человека в этом возрасте осознать себя и свое место в обществе. Поэтому довольно часто подростки чересчур увлекаются своим собственным «Я», нередко забывая о том, что существуют и другие, в том числе, и близкие ему люди.

Комментарий: Нередко подростки на первое место ставят свои собственные желания и потребности. Поэтому все действия и советы взрослых, которые противоречат мнению и целям подростка, воспринимаются ребятами как намерение взрослого ограничить их свободу и причинить ему вред.

Чаще всего это ощущение не соответствует действительности. Взрослый действительно искренне хочет помочь подростку и поделиться своим опытом и знаниями. Так что прислушиваться к словам взрослых довольно разумное решение.

Вопросы в тексте параграфа

Ты умеешь мечтать?

Конечно умею, как и любой человек. Мечта – это закономерный результат работы фантазии, одного из важнейших свойств человеческого сознания. Это то, что человек хотел бы получить или достичь в будущем.

Хотелось бы тебе поделиться своими мечтами со сверстниками?

Многие мечты совпадают с мечтами другими людьми. Например, о получении хорошего образования, высокого уровня благосостояния, любимой работы, о наличии крепкой и дружной семьи мечтают практически все люди на Земле. Такими «обычными» мечтами человек может с легкостью поделиться не только со сверстниками, но и с родителями, учителями и другими людьми.

А есть особые мечты которые не расскажешь первому встречному. Такие мечты еще называют «сокровенными», то есть тайными. С такими сокровенными мечтами человек делится только самыми близкими, с теми, кому доверяют как самому себе. К сожалению, таких близких людей найти достаточно проблематично.

Случалось ли с тобой то же самое, что с твоим сверстником — героем романа Ф. М. Достоевского «Подросток»?

«Я… порешил уйти в свою идею окончательно… Она создавалась у меня ещё с шестого класса гимназии. Она поглотила всю мою жизнь. Я и до неё жил в мечтах, жил с самого детства в мечтательном царстве, но с появлением этой главной и всё поглотившей идеи мечты мои скрепились и разом отлились в известную форму; из главных сделались разумными».

Отрывок из романа Ф. М. Достоевского «Подросток»

Такое, наверное, случается с каждым, кто имеет какую-нибудь главную мечту. Потому что мысли об этой мечте практически никогда не прекращаются. Главная мечта заставляет человека думать, анализировать, планировать и достигать поставленной цели. Но после достижения цели обычно появляется новая мечта.

Например я очень люблю биатлон и часто смотрю с родителями по телевизору соревнования по этому виду спорта. Иногда я мечтаю стать таким же знаменитым биатлонистом как Уле Бьёрндален. Для того, чтобы осуществить свою мечту я уже несколько лет занимаюсь лыжным спортом и достиг хороших результатов. Вскоре я планирую найти школу биатлона и продолжить тренировки там.

Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов.

Мне очень нравится история успеха Уолта Диснея – знаменитого создателя целой отрасли мультипликации в США.

Не многие знают, что его путь к мечте был труден и поначалу он терпел только одни неудачи. Долгое время он считался классическим неудачником. Так, например, в 1919 году главный редактор газеты, в которой работал Уолт Дисней, уволил его со словами «не хватает воображения и нет хороших идей».

Эта неудача не остановила Уолта. Вскоре он приобрел анимационную студию, которая сделала Диснея достаточно известным в своем городе Канзас-Сити. Однако отсутствие опыта в управлении людьми и финансами сделали свое дело: Дисней обанкротился и ему пришлось уехать из родного города.

Попав в Голливуд, он основал новую компанию — Walt Disney Company. Со временем она стала широко известна на весь мир. Именно здесь были сняты мультфильмы про Микки Мауса, Белоснежку и семь гномов, Красавицу и чудовище, а также «Тачки», «Холодное сердце», «В поисках Немо», «Рапунцель» и многие другие.

Если бы У.Дисней опустил бы руки после череды неудач и не продолжил бы путь к своей мечте, то он никогда бы не стал таким успешным и знаменитым.

Среди подростков распространено мнение, что показателями взрослости являются такие поступки, которые присущи некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, развязность, хулиганство. Как ты относишься к такому мнению?

Для многих подростков характерен такой упрощенный подход к жизни – они просто не задумываясь копируют то, что делают некоторые взрослые, для чего не надо прилагать особых усилий. Логика таких подростков такова:

детям и подросткам запрещают курить, пить спиртное, хулиганить, нецензурно выражаться и заниматься другими «запретными» делами;
при этом взрослые, хоть и далеко не все, это делают, причем иногда демонстративно;
значит я буду выглядеть взрослым, если буду поступать также.
Но эта цепочка рассуждений ошибочна. Во-первых, далеко не все взрослые так себя ведут, так что такое поведение подростка вовсе не делает его автоматически взрослым.

Во-вторых, каждый человек независимо от его возраста всегда должен нести ответственность за свои действия, слова и поступки. По-настоящему взрослый человек как раз и отличается тем, что он самостоятельно принимает обдуманные решения, в полной мере их осознает и несет ответственность за последствия своих действий и решений.

Итак, копирование чужого поведения абсолютно не свидетельствует «о взрослости» подростка. Это говорит только о том, что у такого подростка до сих пор сохранилась «детская» модель поведения, когда маленький ребенок не задумываясь копирует подряд все слова, действия, привычки людей из своего окружения. То есть, в данном случае подтверждается только психологическая незрелость личности.

Картинная галерея

П.Л. Федотов (1815 1852). Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. Фрагмент. 1846 г. ГТГ

Рассмотри репродукцию. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

То, что изображено на картине, не свидетельствует о самостоятельности, дисциплинированности и аккуратности чиновника. Ведь в комнате царит полный беспорядок, вещи разложены как попало и находятся явно не на своих местах, что не характерно для дисциплинированного и аккуратного человека.

Понятно, что накануне в этой комнате было грандиозное празднество, что подтверждает и второе название картины «Утро после пирушки». Но даже это не оправдывает чиновника, поскольку аккуратный дисциплинированный и самостоятельный человек не допустит такого свинства и всё равно будет придерживаться принятых норм поведения.

Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве?

Сразу видно, что этот человек очень любит хвастаться и казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Получив самую мелкую награду он так гордиться ей и устроил такой праздник, как будто стал генералом или даже маршалом. Такое хвастовство вызывает смех даже у его прислуги.

Вполне очевидно, что изображенный на картине человек с самого детства ведет легкомысленный образ жизни, не заботясь и не вникая ни во что. Он привык, что за него все делают другие люди – родители, прислуга, сослуживцы и т.д. Можно сказать, что с самого детства это был хвастливый и пустой человек, не отличающийся ни интеллектом, ни особыми способностями.

Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

Конечно же, художник назвал свою картину с усмешкой. Потому что только что полученное чиновником новое (свежее) звание плохо соответствует тому, что в реальности из себя представляет этот человек. Автора картины, видимо, забавляет то, с какой гордостью мелкий чиновник хвастается мелкой наградой, выставляя это своим большим достижением.

Проверим себя

1. Кого называли отроком?

Отрок – устаревшее название подростка, то есть человека, который уже не ребенок, но еще и не взрослый. А еще раньше отроком называли младшего члена княжеской дружины.

2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Подростковый возраст считается переходным потому, что человек из состояния детства переходит в состояние взрослой жизни. В подростковый период взрослый человек только формируется физически, психологически и духовно.

3. Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отли­чают его от других периодов жизни?

Наиболее заметные черты подростка – эмоциональность и резкая смена настроения, сильное стремление к самостоятельности, чрезмерная эгоцентричность (сосредоточенность на самом себе и своих проблемах).

4. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?

Самостоятельность – само по себе хорошее качество человека, так как самостоятельный человек сам принимает решения, сам переодевает возникшие перед ним трудности и сам приобретает необходимый жизненный опыт. Но не во всех ситуациях подросток может разобраться правильно. Иногда ему просто не хватает жизненного опыта или знаний.

Подростку необходимо стремиться к самостоятельности, но в разумных пределах. Важно понимать, какие проблемы он может решить сам, а для каких — потребуется помощь взрослых. Просить помощи у взрослых не нужно бояться – в этом нет ничего постыдного, так как подросток еще только учится жить и не может наперед знать всё обо всём на свете.

Комментарий: обратиться за помощью ко взрослым необходимо, если не можешь справиться с какими-то проблемами самостоятельно. Ведь иногда подросток, попавший, как ему кажется, в безвыходную ситуацию, может совершить непоправимый поступок (например, преступление).

Но на самом деле, безвыходных ситуаций не бывает. Доказывает это утверждение очень точная и емкая фраза американского психолога и психиатра Эрика Берна: «Нет неразрешимых проблем, есть неприятные решения».

Чтобы не принимать этих самых «неприятных решений», нужно тщательно обдумывать последствия своих поступков и то, как именно они отразятся на других людях (особенно, близких подростка) и на самой жизни подростка впоследствии.

5. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, гото­вить еду, ухаживать за младенцами?

Конечно же, нужно. Взрослая личность должна быть самостоятельной и самодостаточной, не зависимо от того, мальчик это или девочка.

Как человек будет самостоятельным, если он не имеет элементарных бытовых навыков, не может обеспечить себя едой и чистой одеждой? Он постоянно будет от кого-то зависеть. Какой опыт и какие знания он будет передавать подрастающему поколению, если сам ничего не умеет?

Можно сказать, что получение навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности человека должно стать одной из главных задач любого подростка.

В классе и дома

1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я живой.

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем от­личается этот возраст от других периодов жизни человека?

В этом стихотворении наиболее заметна такая черта как изменчивость. Подросток – переходный возраст от состояния детства в состояние взрослого человека. Поэтому в этом возрасте нет ничего постоянного. Подросток активно приобретает новые опыт и знания, которые помогут ему во взрослой жизни.

Также подросток может часто менять свое мнение по одному и тому же вопросу, потому что в этом возрасте только ещё создается взрослая личность человека со своими понятиями, приоритетами и жизненными принципами.

Чтобы «дойти» до взрослого состояния, человек должен преодолеть определенные этапы развития. Вот и получается, что на каждом таком этапе человек, совершая ошибки и изменяя потом свое поведение, может быть совершенно разным.

2*. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие возрастные периоды жизни человека:

период становления — до 20 лет (весна);
молодой человек — 20-40 лет (лето);
человек в расцвете сил — 40-60 лет (осень);
старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима).

Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.

Весна — зарождение и рост. Весной рождается жизнь. Вся природа оживает: на деревьях появляются почки и первые листики, из земли прорастает трава и цветы. Весной на свет появляется потомство у большинства животных и птиц. Все в природе растет и развивается. Всё это относится и к ребенку, который родившись, начинает активно расти и познавать окружающий мир.

Лето — цветение и сила. Летом вся жизнь в природе «кипит» и «бьёт ключом». Эти же процессы происходят и в жизни взрослого молодого человека со сложившейся личностью. Именно в это время человек максимально активен: получает новые знания и профессиональные навыки, создаёт свою семью, у него рождаются дети. В этом возрасте человек способен добиться больших успехов за счет своей сильной жизненной энергии.

Осень — зрелость и изобилие. Осенью обычно происходит сбор урожая. Так и человек в зрелом возрасте обычно пожинает плоды той деятельности, что ему удалось осуществить в молодости. У людей в этот период ещё достаточно сил, но уже нет той энергии, как раньше. Зато они могут пользоваться знаниями и опытом, накопленном в течение всей жизни. А это значит, что зрелые люди могут достигать своих целей более эффективно, с наименьшими затратами сил и ресурсов.

Зима — угасание и мудрость. Зимой в природе также вся жизнь угасает: практически вся растительность или умирает, или переходит в режим «зимовки». Листья опадают, цветы не цветут, животные уходят в спячку. Природа отдыхает и запасается силами для новой весны.

Всё это в полной мере относится и к пожилым людям. В этот период обычно снижается физическая активность, энергии становится с каждым годом всё меньше, а чтобы сохранить умственную активность на прежнем уровне приходится прилагать всё больше усилий. Люди уходят на заслуженный отдых — на пенсию. Всё свое время они посвящают теперь своим детям и внукам, чтобы поделиться с ними накопленной мудростью и опытом.

На мой взгляд, сравнение Пифагора времен года в природе с периодами жизни человека очень точно отражает суть всей человеческой жизни. Ведь человек – тоже часть природы.

3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?

Марина часто ссорится с сестрой, обижается на маму, но обида быстро проходит; первая на мир не пойдёт, но и сердиться долго не умеет. Хочет скорее стать взрослой, поэтому любит наряжать­ся в мамины платья, представлять себя модной девушкой.

Практически со всеми подростками происходит всё то же самое, хоть и со своими особенностями. Марине можно посоветовать поменьше обижаться, особенно на маму. Потому что мама, чаще всего, бывает права. Ведь не просто так обида Марины на маму быстро проходит!

В любом случае, обида – это негативное чувство, и к полезному результату никогда не приводит. Вместо того, чтобы обижаться, нужно попробовать понять другого человека и представить себя на его месте. А уже потом можно решить, что делать с возникшими противоречиями между людьми. И как сделать так, чтобы обоим это решение было выгодным.

Олег спокойный и рассудительный, но часто проявляет упрямство и непослушание. Всегда хочет всё сделать по-своему, самостоятельно принимать решения, поэтому часто спорит со взрослыми и сверстниками. Во всём проявляет самостоятельность, любимое выражение: «Я не маленький».

Спокойствие, рассудительность и даже самостоятельность Олега – положительные качества. Но нельзя забывать, что в некоторых вопросах взрослые имеют гораздо больший жизненный опыт, чем подростки. Поэтому упорство и непослушание в таких случаях могут привести к плохим последствиям как для самого Олега, так и для его родителей. И когда наступят эти последствия, слова «Я не маленький», как и другие слова, уже не помогут.

4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь.

Сейчас я мечтаю, чтобы у меня появилось что-нибудь из линейки лучшей в мире продукции от Apple (новый iPhone, iPad, а в идеале — Apple MacBook последнего поколения). Ещё я хочу поехать вместе с родителями и с друзьями на Мальдивы, потому что там всегда тепло.

А в будущем я бы хотел учиться в Америке или Великобритании, так как там, говорят, очень хорошее образование, получив которое можно много зарабатывать.

Оцени свои мечты: проанализируй, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или меч­таний о будущей профессии, учёбе, встречах с друзьями и инте­ресными взрослыми людьми.

В списке моих желаний на данный момент больше материальных благ (мощный компьютер, путешествия). Но в то же время я понимаю, что приобрести новые полезные знания и выбрать профессию – тоже важно для меня. Надо хотя бы выучить английский язык и отлично сдать ЕГЭ.

Словарик

Переходный возраст – это переходный период жизни человека между его детством и юношеством, в который завершается формирование личности, а деятельность человека становится полностью осмысленной.

Подросток – это человек, находящийся в переходном возрасте.

Отрок — это устаревшее название подростка.

Эгоцентричность – от греч. «эго» — «Я» и лат. «centrum» — «круг» — означает сосредоточенность на самом себе в любой ситуации, неспособность понять и принять чужую точку зрения, кроме своей.

Кавалер – в данном случае титул лица, награжденного орденом (говорят: «Кавалер ордена Героя труда», это значит, что человек награждён этим орденом).

Самостоятельность – это способность человека без посторонней помощи выявить ту или иную проблему, проанализировать ее причины, найти пути, способы и этапы ее разрешения, а также решить эту проблему.

Метаморфоза – это превращение, преобразование чего-либо, наиболее общее понятие для происходящих с кем-то или чем-то серьезных изменений (например превращение гусеницы в бабочку называют метаморфозой).