Ответы к § 12. Общение

Вспомним

Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми.

В литературе, в кино и в реальной жизни можно найти немало примеров, когда человек по тем или иным причинам оставался совершенно один и, при этом, выживал. Например, такая ситуация описана в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», в фильмах «Изгой» с Томом Хенксом или «Марсианин» с Мэттом Деймоном в главной роли.

Мы видим, что сильный и находчивый человек может приспособиться к жизни в одиночестве даже в самых суровых условиях. Он найдёт чем питаться, где жить и как согреться. Но, при этом, каждый из этих людей стремиться вернуться к человеческому обществу и снова получить возможность общаться с другими людьми.

Людям, которые живут без контактов с другими людьми, не хватает заботы, сочувствия, помощи сложной ситуации. Им не с кем поделиться своими радостями и тревогами, не с кем обсудить возникающие проблемы и не от кого услышать полезный совет. Каждую мелочь человек должен делать сам, добывать своим собственным трудом. В случае же болезни лечиться такому человеку приходится тоже самостоятельно.

Так что можно сказать, что без контактов с другими людьми человек может физически выжить, но не может полноценно жить и чувствовать себя счастливым. Для того, чтобы жить полной жизнью, любому человеку нужно общество.

Зачем человеку речь.

Речь необходима человеку, поскольку это главное и самое развитое средство общение людей между собой. При помощи речи человек:

познаёт окружающий мир;
может передавать свой опыт и опыт предыдущих поколений;
может обмениваться информацией с другими людьми;
может выразить свои мысли и чувства;
способен совершенствовать своё мышление.

Обсудим вместе

У каждого ученика в классе есть ребята, которые к нему не очень хорошо относятся. По-видимому, что-то в его характере, поведении, внешности не нравится им. Поэтому и их общение чаще всего складывается неудачно. Можно ли на такую ситуацию повлиять?

Ситуация, когда каким-то людям мы не нравимся, абсолютно естественна, так как все люди на Земле разные. Люди, которых что-то объединяет, обычно симпатичны друг другу, а люди совершенно разные по мировоззрению и характеру могут вызывать антипатию. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто жизнь. Нельзя понравиться всем без исключения.

Если человек у кого-то вызывает антипатию, то желательно выбрать один из вариантов дальнейшего развития взаимоотношения с таким человеком:

Конфронтация. Можно также проявить антипатию к нему и постоянно находиться в состоянии конфликта. Выбор этой стратегии неизбежно приведёт к ссорам и неприятностям. С каждым днём исправить ситуацию и восстановить «мир» будет всё сложнее.
Игнорирование. Можно постараться не замечать этого человека и жить своей жизнью, общаясь только с симпатичными тебе людьми, а также с людьми, которым симпатичен ты. Эта стратегия просто замораживает ситуацию на неопределённое время. Хотя выигрыш времени помогает лучше понять человека и определиться со своим отношением к нему.
Смена антипатии на симпатию. Можно попробовать понять, что именно в тебе не нравиться данному человеку и попробовать либо исправить это, либо найти другие точки соприкосновения: общие интересы, увлечения, темы для разговора или общие цели. В этом случае антипатия постепенно перерастёт в симпатию и человек полностью изменить свое первоначальное мнение о вас.

Вопросы внутри параграфа

Рассмотри рисунки. Какое выражение лица тебе более приятно?

На рисунках выражение лица мальчика изображает:

благожелательность;
радость;
сожаление, грусть;
злость;
недовольство;
скука;
печаль;
вредность;
безразличие.

Наиболее приятным кажется выражение лица на рисунках 1 и 2, так как человек улыбается и показывает тем самым благожелательность и радость.

Кто, скажем, может идти уверенно, с гордо поднятой головой? А кто идёт, словно крадётся, на цыпочках? Что может чувствовать человек, который долго ходит из одного конца комнаты в другой?

С гордо поднятой головой идёт человек уверенный в себе, испытывающий радость и счастье, не обременённый какими-то серьёзными проблемами и печалями, человек, которому нечего скрывать.

Словно крадётся, на цыпочках идёт человек стеснительный, не уверенный в себе, либо человек, который не хочет, чтобы его заметили или человек, который чего-то боится.

Долго ходит из одного конца в конец комнаты человек, который переживает какие-то сильные эмоции, ожидает какого-то известия или человека, либо о чем-то напряжённо думает, старается принять важное решение.

Подумай, о чём могут говорить дрожащие пальцы, кивок, покачивание головой, вздох, постукивание пальцами, пожатие плечами.

Дрожащие пальцы могут говорить о сильном нервном напряжении человека. Например, он может испытывать стресс, волнение, скорбь, огромную радость или счастье предстоящим событием, либо думать о неприятном или печальном событии. Исключением является постоянное дрожание пальцев рук, вызванное некоторыми заболеваниями.

Кивок обычно обозначает согласие с чем-то. Важно заметить, что согласие выражает только кивание головы ровно сверху вниз, если же человек при этом наклоняет голову к плечу, то скорее всего данный жест будет обозначать сомнение в правильности высказывания собеседника. Исключением являются традиционные особенности, принятые в некоторых странах. Например, в Японии кивок обозначает «Я вас слышу», а в Индии согласие выражается покачиванием головы из стороны в стороны, как если бы мы сказали «нет».

Покачивание головой из стороны в сторону чаще всего показывает отрицание. Человек этим жестом говорит «нет», «я не хочу», «я не согласен», «мне не надо». Исключением являются традиционные особенности некоторых стран и народов. Например, в Болгарии и в Индии покачивание головой имеет противоположное значение, то есть люди так говорят «да».

Вздох собеседника в процессе беседы может выражать самые разные вещи.

Во-первых, глубокий вздох может обозначать сожаление, либо соболезнование человеку, либо раскаяние. Обычно такой вздох сопровождается наклоном головы к правому плечу.
Во-вторых, вздох собеседника может обозначать, что беседа ему не интересна, либо он устал, либо он куда-то спешит и не знает, как прекратить разговор. В этом случае вздох может сопровождаться отводом взгляда от собеседника и «блуждающими» глазами.
В-третьих, глубокий выразительный вздох может обозначать несогласие с собеседником либо боязнь или нежелание обсуждать данный вопрос, то есть это вздох протеста. Обычно такой вздох сопровождается поднятием бровей и полным раскрытием век, при этом голова может немного отклониться к правому плечу.

Постукивание пальцами по столу или по какому-либо предмету чаще всего обозначает нетерпение, желание ускорить беседу. Например, вы рассказываете какую-то историю, обрисовывая каждую подробность, а собеседник начинает постукивать по столу. Это значит, что

либо ваша история ему не интересна;
либо он не хочет слушать подробности, а желает сразу узнать развязку;
либо он сам хочет рассказать вам что-то интересное, но из вежливости делает вид, что слушает вас.
Пожатие плечами чаще всего обозначает фразу «не знаю» или «я не уверен», «может быть», возможно», «как хотите». Чтобы узнать точное значение жеста, необходимо обратить внимание на дополнительную жестикуляцию:

«я не знаю» — пожатие плечами + уголки губ чуть-чуть изгибаются вниз, человек как бы извиняется;
«я не уверен» — пожатие плечами + голова склоняется к правому плечу, глаза отводятся вбок, брови приподнимаются;
«может быть» — пожатие плечами + улыбка, голова склоняется к левому плечу;
«возможно» — пожатие плечами + легкое покачивание головой сверху вниз;
«как хотите»- пожатие плечами — поднятие одной брови и кривая усмешка.

Проанализируй это обращение. Какие выводы можно из него сделать?

Психолог Э. Шостром от имени родителей обратился к детям. Он назвал своё обращение «Билль о правах родителей». Вот некоторые извлечения из этого документа.

«Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке…
Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!
…Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!
…Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем…
Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе…»
В этом обращении автор очень точно подмечает, что родительство и детство — это взаимные процессы, требующие обратной связи:

если родители не обращают внимание на желания и особенности детей, а руководствуются только собственными представлениями о воспитании — это плохо;
если дети не обращают внимание на советы и рекомендации родителей — это тоже плохо;
родители и дети должны быть одной командой, которая вместе растёт, учиться и развивается;
как дети учатся чему-то у родителей, так и родители открывают для себя что-то новое во время взросления их детей;
только внимание друг другу и взаимоуважение могут сделать процесс взросления ребенка не только эффективным, но и приятным.

Автор, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, родители — тоже люди! Они тоже способны делать ошибки, так как они только учатся быть родителями. Но, несмотря на это, не забывайте их любить, благодарить и даже хвалить, ведь это приносит счастье и радость вашим самым близким людям.»

Проверим себя

1. Зачем человеку общение?

Общение необходимо каждому человеку, так как общаясь человек развивается, получает опыт, обменивается информацией по разным вопросам и делиться своими мыслями и чувствами. Общение помогает людям найти поддержку в трудных ситуациях и разделить радость во время счастливых событий. Общение помогает человеку учиться и работать, отдыхать и решать бытовые проблемы. 

2. Что помогает людям общаться?

Общаться человек может как при помощи речи — речевым способом, так и неречевым способом: при помощи мимики, жестов, положения тела, взглядов и положения тела.

Чем большими приёмами общения владеет человек, тем более эффективным будет его общение в самых различных ситуациях.

3. Как общаются глухонемые? К какому виду общения можно отнести этот способ?

Глухонемые люди общаются при помощи специальных жестов и мимики — азбуки глухонемых. Этот способ общения относится к неречевым методам.

Стоит отметить, что глухонемые используют жесты и мимику не только для обозначения букв, но и для обозначения целых слов или понятий.

Посмотреть, как это выглядит можно на центральных каналах телевидения, так как самые важные передачи, например новости, многие каналы сопровождают сурдопереводом — переводом на язык глухонемых людей.

4. Речевое или неречевое общение объединяет артистов и зрителей в театре оперы и балета, в драматическом театре, в театре мимики и жеста?

Опера — в спектаклях используется как речевое, так и неречевое общение: мимика, жесты, движения, музыка. Довольно часто оперные партии в театрах исполняются на иностранном языке: итальянском, французском, испанском и т.д., но, несмотря на это, зрители прекрасно понимают что происходит на сцене ориентируясь на неречевые способы общения.

Балет — в спектаклях используются только неречевые способы общения: музыка, танец, мимика, жесты, положения тела. Этого вполне достаточно артистам для того, чтобы рассказывать на сцене самые сложные и запутанные истории.

Драматический театр — спектакли данного типа используют все способы общения: и речевое, и неречевое. Основные диалоги проговариваются, но для того, чтобы в полной мере донести смысл произведения до зрителей, речь дополняется мимикой, жестами, паузами, изменением интонации и громкости голоса, музыкой и другими неречевыми средствами.

Театр мимики и жеста — в спектаклях мимического театра используются те же приёмы, что и в балете (мимика, жесты, положение тела, танец и музыка), но особое внимание уделяется мимике и жестам.

5. Помогают ли общению завистливость, высокомерие, самовлюблённость, жадность, хвастовство, зазнайство, несправедливость? Какие качества помогают общению?

Перечисленные качество по тем или иным причинам могут помешать общению или свести его к минимуму по тем или иным причинам:

завистливость — с завистливым человеком не хочется делиться радостью и достижениями, так как завистник скорее всего очернит приятное событие и сведёт к нулю все заслуги;
высокомерие — высокомерные люди часто считают себя выше и лучше других, поэтому общаться с ними не очень приятно;
самовлюблённость — самовлюблённый человек часто не обращает никакого внимания на окружающих его людей, он говорит только о себе и думает только о своих желаниях, в результате окружающим становится неинтересно общаться с таким человеком;
жадность — это качество может существенно ограничить круг друзей, так как между друзьями принято делиться не только чувствами и эмоциями, но и какими-то вещами;
хвастовство — не самое приятное для окружающих качество, чаще всего над хвастунами смеются и не принимают их всерьёз;
зазнайство — это качество, которое отталкивает людей и препятствует дружелюбному общению, поскольку зазнайки считают только себя исключительно талантливыми, умными и удачливыми, ущемляя тем самым достоинства окружающих людей;
несправедливость — столкнувшись с несправедливостью, любой человек старается снизить до минимума общение с поступившим подобным образом человеком, ведь несправедливость порождает обиду, а кто же хочет быть обиженным снова и снова?
Помогают общению «положительные» качества человека:

доброта;
честность;
открытость;
понимание;
храбрость;
великодушие;
взаимовыручка;
искренность;
щедрость;
справедливость;
тактичность.

Картинная галерея

В. Г. Перов (1833/34—1882). Охотники на привале. 1871 г. ГРМ

Какое общение изобразил В. Г. Перов?

На картине Перова изображено дружеское общение трёх человек во время отдыха на охоте. Один из собеседников, самый старший из приятелей, рассказывает занимательную историю. Он активно помогает своей речи мимикой и жестами. Два других его собеседникам — мужчина средних лет и молодой человек — слушают речь первого. 

Что выражают глаза, жесты, мимика каждого из охотников?

В. Г. Перов очень выразительно изобразил каждого из персонажей:

Рассказчик, человек судя по одежде достаточно богатый, старается как можно ярче представить историю, которую он рассказывает. Корпус его тела наклонён вперёд, глаза немного выпучены, а всё тело готово в любой момент вскочить и начать показывать свою историю как в театре. Его разведённые в стороны руки указывают на величину какого-то предмета, например пойманной рыбы или дичи. Либо этот жест может указывать на то, что герои его рассказа хотели кого-то поймать.

Первый слушатель, небогатый человек средних лет в зелёной одежде, всей своей мимикой и жестами показывает, что он сомневается в правдивости рассказываемой истории. Его губы скривились в лёгкой усмешке, а взгляд направлен не на собеседника, а вниз. Правой рукой этот человек чешет за ухом, что также указывает на его сомнение или несогласие. Стоит отметить, что судя по жестам этот человек хочет скрыть своё мнение от рассказчика. На это указывают опущенный вниз взгляд, и попытка скрыть усмешку за усами.

Второй слушатель, совсем молодой человек, возможно студент, слушает рассказчика с большим интересом. Его лицо серьёзно, а взгляд направлен прямо на рассказчика. Корпус тела этого человека наклонён в сторону рассказчика, а правая рука согнута в локте, ладонь раскрыта также в сторону рассказчика, как будто юноша хочет задать какой-то вопрос и что-то уточнить. Вся поза молодого человека показывает, что он полностью верит рассказчику и надеется почерпнуть из рассказа какую-то полезную для себя информацию.

Как ты думаешь, о чём охотники ведут разговор?

Скорее всего мужчина в синем, барин или помещик, рассказывает байку о какой-то охоте, участником которой он был ранее. Это наверняка было опасное и захватывающее приключение, которое увенчалось ценной добычей. Не исключено, что охотились не менее, чем на медведя и, конечно же, зверя добыл сам разcказчик. 

Какие качества людей, увлечённых охотой, запечатлел художник?

Если судить по картине, то охотники обладают следующими качествами:

увлечённость и азартность — это можно увидеть в образе молодого человека, который с восхищением смотрит на разказчик и просто мечтает повторить его подвиги;
критический ум — особенно этим качеством обладает мужчина средних лет, который уже обладает некоторым жизненным опытом и может отличить байку от правды;
любовь к собакам — гончая на картине выглядит ухоженной и сытой;
меткость — как минимум одного зайца и несколько перепёлок уже подстрелили;
желание прихвастнуть и преувеличить свой героизм — рассказывание баек присуще не только пожилому господину с картину, но и большинству охотников и рыболовов во всём мире.

В классе и дома

1. Что можно понять о человеке по выражению его лица, жестам, движениям? О каких чувствах можно догадаться по мимике человека? Приведите примеры из своей жизни.

Если внимательно отнестись к собеседнику, то есть не только слушать о чём он говорит, но и какая при этом у него мимика, жесты и телодвижения, то можно получить от него намного больше информации и даже узнать, о чём он на самом деле думает. Например:

Положение ног:

во время беседы стопы собеседника направлены на вас — значит человек заинтересован в беседе и хочет её продолжить;
во время беседы стопы собеседника развернуты в сторону двери — значит человек уже начал думать о том, как уйти и надо заканчивать беседу;
собеседник, сидя на стуле скрестил ноги — значит он не очень уверенно и уютно себя чувствует, это оборонительная позиция тела.

Положение рук:

у собеседника руки скрещены на груди — может означать негативное отношение к ситуации или нервозность, человек закрылся и не воспринимает информацию;
руки лежат спокойно и не соприкасаются между собой — человек расположен к общению;
пальца рук скрещены и находятся перед лицом, а локти опираются на стол — человек сдерживает себя и пытается скрыть свои эмоции;
руки лежат на столе, ладони прижаты друг другу «лодочкой» — собеседник проявляет интерес к разговору и внимательно слушает.

Положение головы:

голова наклонена в сторону собеседника — проявление интереса к беседе;
низко опущенная голова — признак неуверенности в себе или низкой самооценки, готовность к уступкам;
почёсывание головы — говорит о том, что человек чувствует неуверенность, смущение или не понимает, о чем говорят.
Вообще существует огромное количество жестов, телодвижений и мимических особенностей, которые указывают на то или иное состояние человека. Очень хорошо в языке тела разбираются, например, актёры, поскольку им постоянно приходится изображать эмоции и чувства самых разнообразных персонажей.

2. Подбери различные прилагательные к слову «взгляд» и составь как можно больше словосочетаний (например, мужественный взгляд, строгий взгляд). Сделай вывод: что может рассказать о человеке его взгляд?

Взгляд может быть самым разнообразным. Он может рассказать о качествах человека, особенностях его характера, о его настроении, о красоте человека, о его умственных способностях и о много другом. Например бывает:

добрый взгляд;
злой взгляд;
острый взгляд;
пристальный взгляд;
пронзительный взгляд;
суровый взгляд;
выразительный взгляд;
оценивающий взгляд;
созерцательный взгляд;
рассеянный взгляд;
обворожительный взгляд;
любимый взгляд;
прищуренный взгляд;
надменный взгляд;
нежный взгляд;
мужественный взгляд;
кокетливый взгляд;
укоризненный взгляд;
тяжёлый взгляд;
свежий взгляд;
прямой взгляд;
томный взгляд;
реалистичный взгляд;
удивлённый взгляд;
наблюдательный взгляд;
умный взгляд;
грозный взгляд;
любопытный взгляд;
восхищённый взгляд.

3. Понаблюдай за собой: что проявляется в твоём общении со старшими и с младшими?

Когда я разговариваю с людьми, которые значительно старше меня, я стараюсь говорить правильно, тщательно подбираю слова и даже использую «умные» слова и выражения, которые никогда не применяю при разговоре со сверстниками. Наверное, это происходит потому, что со взрослыми людьми я хочу показать себя более тоже более взрослым и образованным.

Кроме того, при общении со старшими я задаю больше вопросов, больше наблюдаю за их действиями, чтобы перенять опыт, больше молчу, чем говорю. Некоторые действия взрослых я не понимаю, так как считаю, что всё можно сделать проще и быстрее. Например, я не понимаю зачем бабушка каждый раз ходит платить по квитанциям в сберкассу, если всё можно сделать через мобильный телефон? Я уже пытался установить ей приложение и научить платить онлайн, но она не хочет и говорит, что не доверяет Интернету.

При общении с младшими я почему-то начинаю говорить медленнее и громче. Наверное потому, что малыши постоянно бегают и кричат. Я стараюсь быть терпеливым и по мере возможности учу их чему-то полезному. Но иногда моего терпения не хватает, и я просто прошу оставить меня в покое.

С младшими мне интересно смотреть мультики, бегать и играть в подвижные игры. Если же мы занимаемся чем-то более спокойным, то мне приходится проявлять всё своё терпение: терпеливо отвечать на вопросы и терпеливо рассказывать им прописные истины. Я стараюсь заботиться о малышах: следить за их безопасностью, помогать им, утешать, поддерживать и хвалить за хорошие поступки.

Оцени своё общение с ними. Всегда ли ты проявляешь сдержанность, терпение, откровенность?

Со старшими мне чаще всего интересно, а с младшими — весело.

Сдержанность со старшими нужно почти постоянно: чтобы не сказать чего-то лишнего учителям, чтобы не обидеть бабушку резким высказыванием, а также чтобы не поссорится с родителями, если у меня плохое настроение. К сожалению, у меня далеко не всегда получается проявлять сдержанность, так что потом приходится извиняться.

Терпение чаще необходимо при общении с младшими. Например, мне хочется уже заняться своими делами, но младшая сестра просит ей помочь и сразу начинает задавать миллион вопросов. Мама говорит, что я тоже таким был, так что приходится проявлять терпение и всё ей объяснять. Не могу сказать, что я всегда такой внимательный к младшим, но я работаю над собой.

Откровенность я чаще всего проявляю со своими друзьями-сверстниками. Им я могу рассказать всё. Кроме того, у меня хорошие отношения с родителями, и я могу поделиться с ними своими мыслями по некоторым вопросам. Обычно это происходит, если я хочу получить хороший совет или не могу принять решение самостоятельно. С младшими я редко становлюсь откровенным, только если мне откровенно что-то не нравится в них или наоборот я чем-то приятно удивлён.

Умеешь ли ты слушать?

Честно говоря, я не самый хороший слушатель. Чаще мне хочется рассказывать что-то самому. Конечно, я стараюсь слушать учителей на уроках, родителей и друзей, когда они что-то рассказывают, но, при этом, часто отвлекаюсь на свои мысли. Мама говорит, что я рассеянный и летаю в облаках.

Как ведёшь себя, если слушать неинтересно? Часто ли ты перебиваешь собеседника? Как показываешь своё отношение к тому, что слышишь?

Я знаю, что людям приятно, если их слушатели задают вопросы и высказывают своё отношение к рассказанному. Если мне рассказывают что-то интересное, то это сделать легко. Я с удовольствием задаю вопросы и проявляю целую гамму эмоций. Если же тема меня не интересует, то я могу начать думать о чём-то своём и перестаю слушать, либо заставляю себя слушать и начинаю зевать.

Обычно я стараюсь не перебивать людей, но иногда я бываю слишком эмоциональным и влезаю со своими репликами. Это конечно не хорошо, особенно со старшими, так что я тут же извиняюсь, если вспоминаю об этом. Я знаю, что своё отношение к рассказанному во время речи собеседника можно показывать мимикой и жестами. А свои вопросы и мнения лучше озвучивать уже после того, как разcказчик закончит мысль или сюжет.

Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении.

Во время самоизоляции нам с родителями и младшей сестрой пришлось долго сидеть дома и не ходить ни в школу, ни на работу. Сначала мы много смотрели телевизор и играли в игры на компьютере и в телефонах, но потом это стало надоедать. Тогда мама купила новую настольную игру.

Оказалось, что играть всей семьёй в настольные игры очень интересно. Я расставлял карточки и был ответственным за выдачу из банка денег и полезных ископаемых. Спрашивал у игроков: «Что вы хотите купить?», «Хотите ли поменять вязанку дров на камень?», «Кто ходит следующий?» и т.д. Во время игры мы все много общались и смеялись. Получилось, что за одним столом можно было говорить на равных и со старшими, и с младшими.

Это было очень здорово!

4*. Разберись в следующей ситуации. Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живёт пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей. Права ли она?

Лида учится в музыкальной школе. Каждый день после обеда она садится за фортепиано. За стеной, в соседней квартире, живёт пожилая соседка. Она часто говорит Лидиной маме о том, что после обеда принимает лекарства и ложится отдыхать, но под звуки Лидиных упражнений никак не может заснуть. Лида называет соседку вредной ворчуньей. Права ли она?

Я думаю, что Лида в данной ситуации неправа. Всегда надо проявлять внимание не только к себе, но и к окружающим. Пожилой соседке действительно нужен дневной сон, ведь это не проявление её вредности, а жизненная необходимость. А вот Лида вполне может немного скорректировать своё расписание и сдвинуть упражнения на фортепиано на другое время. Это нисколько не ущемит её интересы, но поможет соседке отдохнуть после принятия лекарств.

Словарик

Общение — это вид взаимоотношений между людьми, при котором они при помощи речи, жестов или поведения обмениваются информацией и оказывают влияние на чувства и мысли друг друга.

Ритуальное общение — приёмы общения, повторяющиеся изо дня в день в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, приветствие при встрече, выражение благодарности, прощание и т.д.

Речевое общение — приёмы общения посредством устной или письменной речи.

Неречевое общение — приёмы общения посредством жестов, мимики, взглядов, прикосновений и других неречевых приёмов.

Информация — это все сведения о людях и окружающем мире, в том числе о событиях, явлениях, чувствах и предположениях, которыми люди обмениваются, хранят и передают другим людям.

Сурдоперевод — перевод речи в язык жестов и мимики, используемый для общения глухонемых людей.