36AB75

(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

– Эй, парень! (10)Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.

(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.

(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.

(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.

(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.

(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.

(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.

(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.

(29)Он повернулся и побежал.

(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.

– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!

(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.

(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.

(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.

(По А.А. Лиханову*)

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) После уроков Фёдор поехал в старый район, потому что скучал по лучшему другу.
2) Фёдор был полон решимости отстоять старую голубятню.
3) Рабочие снесли голубятню.
4) Голуби летали вокруг горящей голубятни.
5) Фёдор вернулся к своим голубям, не бросил их, потому что чувствовал ответственность за приручённых птиц.

Ответ:

45 / 54

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
4) Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.
5) Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили.

Ответ:

23 / 32

Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику. Обычно выраженное именем прилагательным.
2. Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
3. Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

12. Лексический анализ.
В предложениях 27–32 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Ответ:

какнивчёмнебывало

(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
КАК НИ В ЧЁМ НЕ БЫВАЛО. как <будто> ни в чём не бывало Неизм.
Вовсе не замечая того, что произошло; делая вид, что ничего не произошло, не случилось.

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного Ларисы Тимофеевны Григорян: «В бессоюзном сложном предложении разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили».

13.3) Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

 Доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в его благих намерениях и поступках по отношению к другим.

Ответ на вопрос темы

 Что значит быть добрым?
Быть добрым – это значит осознавать свою ответственность перед теми, кто привязан к тебе, проявлять к ним любовь, заботу, сострадание.

Примеры из литературы

 Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» (Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма). Тёма – добрый мальчик, потому что он не оставил в беде своего четвероногого друга, когда тот оказался в заброшенном колодце. Несмотря на сильный страх, Тёма спустился в колодец и спас Жучку.
А. И. Куприн «Белый пудель». Сергей – добрый мальчик, потому что он не бросил своего четвероногого друга, пуделя Арто, когда его украли для сына барыни и заперли в подвале на даче. Рискуя собой, Сергей вызволил Арто из неволи.

Вывод

Эти истории являются яркими примерами проявления доброты.