7D3485  2023

‒ (1)Я вам сейчас покажу великих мастеров, ‒ сказал Пётр Петрович.
(2)Он взял с полки альбом.
‒ (3)Попал я с фронта в Ленинград. (4)Нева во льду. (5)Метель метёт. (6)Блокада. (7)Иду я по Неве к Академии художеств. (8)Захожу в вестибюль. (9)Печурка. (10)Сидят люди, греются. (11)Худые, бледные лица. (12)Я говорю:
‒ Хочется мне повидать своего учителя Осьмёркина. (13)Я у него до войны учился.
‒ (14)Повидать его можно. (15)Только он недавно в Эрмитаж ушёл.
‒ (15)Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж! (16)Кругом голод и холод.
(17)Мне спокойно отвечают:
‒ (18)Он очень любит великих мастеров смотреть. (19)Вы его ещё дого́ните. (20)Он медленно ходит.
(21)Догоняю его. (22)Еле-еле с палочкой идёт мой учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг метёт что есть силы. (24)И шарф его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит: «Петечка, ты? (26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров пойдём смотреть…»
(28)Пётр Петрович ходил из угла в угол.
(29)Мы рассматривали альбом с великими мастерами.
(30)Пётр Петрович говорил:
‒ Рембрандт! (31)Запомните это имя! (32)Эти руки старухи, целая жизнь человека в этих руках! (33)Такие руки мог написать только Рембрандт! (34)Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас… (35)Рембрандт стар. (36)Но он помнит те времена: толпится знать Амстердама в его мастерской, гогочут и возмущаются: не нравится им, как Рембрандт их изобразил! (37)Художник видел их такими, какие они на самом деле. (38)Скандал! (39)Тычут в картину палками… (40)Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик Рембрандт улыбается.
(42)Делакруа́! (43)Чистый цвет! (44)Романтика!.. (45)«Охота на льва», «Дерущиеся лошади», «Марокканская фантазия» ‒ несутся всадники на фоне гор… (46)Лодка в бушующем море… (47)У этого человека было солнце в голове и буря в сердце! (48)Запомните это имя!
(49)Рафаэль! (50)Гениально: линии поют… (51)Благородство, человечность, красота… (52)Кстати, сравните «Мадонну Сикстинскую» вот с этой, другого художника… (53)Всё не то! (54)Не то! (55)В том-то всё и дело… (56)Хотя и тут всё правильно нарисовано… (57)Такие сравнения полезны, они вносят ясность. (58)Ведь всё относительно, но Рафаэль ‒ вершина, а к вершине нужно стремиться!
(59)Запомните это имя! (60)Тинторе́тто! (61)Удивительно! (62)Потрясающе! (63)Когда Суриков был в Венеции, он там увидел холсты Тинторетто. «(64)Я слышу свист мантий!» ‒ воскликнул Суриков. (65)Высочайшее мастерство… (66)Всё в холсте словно движется… (67)Всё как будто просто… (68)Кажется, вот возьмёшь кисть ‒ и сам напишешь точно так же, до того всё кажется просто! (69)Написано сердцем, вот в чём дело! (70)И начинаешь верить, глядя на Тинторетто, что когда-нибудь сам возьмёшь и напишешь вот так, как захочешь… (71)Гений не подавляет. (72)Он вливает в тебя бодрость духа, это удивительно!
(73)Рублёв! (74)Запомните это имя!!!
(75)Пётр Петрович говорил откуда-то из угла комнаты, будто он говорил сам себе. (76)Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. (77)Картины были замечательные, это верно. (78)Но я не видел, чтобы пели линии. (79)Не видел, чтобы в холсте у Тинторетто что-нибудь двигалось. (80)Не мог я понять, почему один Рембрандт мог написать такие руки! (81)Алька тоже не видел этого. (82)Хотя он повторял: «Да, да!» ‒ словно он понимал всё. (83)А между тем, думал я, наверное, всё это есть там, в этих картинах. (84)И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… (85)Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. (86)А я не вижу…
‒ …(87)При жизни он не был известным, вот что любопытно. (88)Древнерусские мастера даже фамилий не подписали на своих работах. (89)Какое имеет значение в конце концов, кем эта работа сделана? (90)Важно, что она сделана!
(91)Когда мы с Алькой уходили, я вдруг вспомнил, что хотел спросить, что это за малые голландцы, которые оттачивали селёдочные головы… (92)Хотел спросить и не спросил.
(По В.В. Голявкину*)
* Голявкин Виктор Владимирович (1929–2001) – русский советский писатель, художник, иллюстратор.

 Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр Петрович поделился с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.
2) В разговоре с учениками Пётр Петрович обращал внимание ребят на художественные открытия великих мастеров.
3) Знатные люди Амстердама были в восторге от того, как их изобразил на своей картине Рембрандт.
4) Герой-рассказчик и Алька после рассказа учителя с лёгкостью замечали, как на картинах движутся люди, свистят мантии, поют линии.
5) Настоящее искусство не подавляет человека, а даёт вдохновение и силы творить.

Ответ:

125

11. Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…
2) «Я слышу свист мантий!» ‒ воскликнул Суриков.
3) Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…
4) Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.
5) Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.

Ответ:

24

12. Лексический анализ.
В предложениях 18‒27 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Ответ:

чтоестьсилы

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика:
«Умолчание – это намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и полагающий, что читатель или слушатель догадается, что именно осталось невысказанным».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. А я не вижу…»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться понимать настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Определение

Настоящее искусство – это такое искусство, которое недоступно для понимания каждому человеку.

Ответ на вопрос темы

Как научиться понимать настоящее искусство?
Чтобы понимать настоящее искусство, недостаточно обладать специальными знаниями. Нужно также иметь зоркий глаз и сердце, чуткое к прекрасному.

Примеры из литературы

Р. Брэдбери «Улыбка»
Люди будущего собираются на площади для уничтожения картины «Мона Лиза», потому что в этом обществе произведения искусства давно не видят в них ни красоты, ни ценности. Картина вызывает у них агрессию, им не терпится плюнуть в неё и разорвать на куски полотно. Но среди этих варваров есть один мальчик по имени Том, который заметил и почувствовал таинственно-печальную улыбку изображённой на портрете женщины. Этот мальчик обладал тем, чего не было у всех остальных, - чутким сердцем, способным воспринимать настоящее искусство.

К. Г. Паустовский «Медные доски» (см. текст «На рассвете мы с Лёнькой...»)
Деревенские жители не разглядели в гравюрах художника Пожалостина произведения искусства. Для них это были просто медные доски, которые можно переплавить на гвозди. А вот Лёнька сразу разглядел в этих гравюрах талант мастера и понял, что перед ним настоящие шедевры, которые нужно спасать.

К. Г. Паустовский «Старый повар»
Слепой умирающий старик, который когда-то работал поваром у одной богатой графини, по игре на клавесине сразу распознал в незнакомце великого композитора. Это значит, что, несмотря на слепоту глаз, этот простой человек имел зоркое сердце, чувствительное к прекрасному.

Вывод

Таким образом, чтобы научиться понимать настоящее искусство, нужно приобщаться к культуре, посещать музеи, выставки и, конечно же, развиваться духовно.