85A8B8

(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

(3)Забыться было невозможно.

(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.

(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.

(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.

(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.

(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.

(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.

(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.

(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.

(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.

(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.

(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.

(34)Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:

– Люди, звёзды, небо, я люблю вас!

(36)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:

– Жить! (37)Жить!

(По В.П. Астафьеву*)

* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В последнее время настроение у Лины было мрачное, безрадостное.
2) Третьяковская галерея, к сожалению, была закрыта.
3) В зоопарке Лина искренне смеялась, наблюдая за животными.
4) В Планетарии Лина услышала музыку Чайковского впервые.
5) Музыка Чайковского потрясла Лину, помогла обрести силы жить.

Ответ:

15 / 51

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
5) Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

Ответ:

35 / 53

Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим. (Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, СЛОВНО, БУДТО, а так же сравнительную степень прилагательного)
3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
5. Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

12. Лексический анализ.
В предложениях 3–9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним.

Ответ:

грустный / грустное

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Двоеточие – сигнал разъяснения».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле».

13.3) Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего людям нужны произведения искусства?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

Настоящее искусство – это такое искусство, которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции.

Ответ на вопрос темы

Для чего людям нужны произведения искусства?
Произведения искусства не только дают людям эстетическое наслаждение, но и способны вдохновить человека и поднять его ослабевший дух.

Примеры из литературы

А. Приставкин «Рогожский рынок»
В тяжёлое военное время главный герой вместо картошки приобретает на рынке книгу - роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Сначала мальчик расстроен тем, что поддался на уговоры и купил бесполезную вещь. Однако, увлекшись чтением и оказавшись во власти настоящего искусства, он не замечает, как забывает обо всех тяготах войны и мысленно переносится в мир, где кружат балы и льется шампанское. Книга подарила мальчику не только чувство восторга, но и надежду на лучшее.

К. Г. Паустовский «Старый повар»
На примере истории старого повара автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писатель убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Примеры из жизни

«Священная война»
«Священная война» — это трагическая песня, ставшая неким патриотическим призывом советского народа для противостояния силам фашистской армии. Её по праву считают гимном Великой Отечественной войны, ведь именно она вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого страшного для человека времени.

Е. А. Керсновская
Вспоминается также история художницы Е. А. Керсновской. Много лет она провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь. В картинках Е. А. Керсновская создавала историю всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний. Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. Глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаешь, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

Вывод

Таким образом, произведения искусства могут исцелить душу человека и заставить на какое-то время забыть о жизненных невзгодах.