C3E295   2023  Нет в банке ФИПИ на данный момент

(1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня. (2)У него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой. (3)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.
(5)Геня стоял посреди двора. (6)Первый ком земли упал в лужу рядом. (7)Геня вздрогнул: брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (8)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (9)Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:
‒ Генька хромой, сопли рекой!
(10)Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
‒ (11)Почему? (12)Почему они его всегда обижают? ‒ горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.
‒ (13)Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ‒ ответила мать.
‒ (14)Ты с ума сошла, ‒ испугалась бабушка, ‒ это же не дети, это бандиты.
‒ (15)Я не вижу другого выхода, ‒ хмуро отозвалась мать. ‒ (16)Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.
(17)Накануне дня рождения мать сказала Гене, что у него будет праздник.
‒ (18)Позови из класса кого хочешь и из двора, ‒ предложила она.
‒ (19)Я никого не хочу. (20)Не надо, мама, ‒ попросил Геня.
‒ (21)Надо, ‒ коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.
(22)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра.
(23)Геня сидел у подоконника спиной к столу и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги… (24)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: складывал из газеты кораблик с парусом. (25)Он был великим мастером этого бумажного искусства. (26)Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. (27)Осенние, зимние и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов. (28)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей.
(29)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (30)После угощения мать сказала:
‒ Давайте поиграем во что-нибудь. (31)В фанты, например?
(32)Никто не знал этой игры. (33)Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. (34)Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. (35)Айтыр положил на стол кораблик и сказал:
‒ Это будет мой фант.
(36)Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.
‒ (37)Геня, сделай девочкам фанты, ‒ попросила мать и положила на стол два листа плотной бумаги. (38)Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…
(39)Головы мальчишек и девчонок склонились над столом. (40)Лодка… кораблик… кораблик с парусом… стакан… солонка… хлебница… рубашка…
(41)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.
‒ (42)И мне, и мне сделай!
(43)Все забыли и думать про фанты. (44)Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки.
(45)Ребята тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.
(46)Такое чувство он испытывал только во сне. (47)Он был счастлив. (48)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (49)Он был ничем не хуже их. (50)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (51)Он словно впервые увидел их лица – незлые.
(52)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.
(53)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…
(По Л.Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) ‒ современная российская писательница, сценарист, лауреат литературных премий.

 Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ребята из двора не любили Геню, часто обижали его.
2) Геня с радостью пригласил дворовых ребят к себе на день рождения.
3) Ребята с интересом играли в фанты – свою любимую игру.
4) Геня сделал для Айтыра бумажный кораблик, чтобы научить мальчика бумажному искусству.
5) Мама Гени плакала от счастья: отношение ребят к её сыну изменилось.

Ответ:

15

11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.
2) Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.
3) ‒ Почему? Почему они его всегда обижают? ‒ горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.
4) Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…
5) Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

Ответ:

13

12. Лексический анализ.
В предложениях 18–23 найдите разговорное слово с лексическим значением «уклониться от чего-либо». Выпишите это слово.

Ответ:

отвертеться

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Владимира Владимировича Набокова: «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив».
Приведите в сочинении 2 (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что делает человека счастливым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Определение

Счастье  - это состояние душевного спокойствия и гармонии.

Ответ на вопрос темы

Что делает человека счастливым?
Счастливым человека делают друзья. Без них мы чувствуем себя одинокими и никому не нужными.

Пример из литературы

В. П. Крапивин «Самолёт по имени Серёжка» (текст «Мы с мамой переехали…»)
Несмотря на то что герой этого произведения, переехав в новый дом,  общался со своими сверстниками, он чувствовал себя одиноким, потому что среди них он пока не нашёл себе настоящего друга, того, с кем можно было бы не просто играть. И если бы мечта о друге сбылась, то мальчик  был бы счастлив.

Вывод

Таким образом, одним из главных источников счастья является дружба, она даёт ощущение того, что есть на земле близкий по духу человек, который всегда поймёт тебя и с которым тебе уютно и комфортно.