E41655

(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:

– Нехорошо. (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (27)Чем?

– (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над свои­ми игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвра­щения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражаю­щей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не ре­шались, а именовали только Ларисой.

(По А.Г. Алексину*)

* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчице нравилось, когда в детстве её сравнивали со статуэткой.
2) Воспитательница детского сада поставила рассказчицу в конец строя.
3) Рассказчица любила властвовать над игрушками.
4) Мама не одобряла высокомерного отношения рассказчицы к игрушкам.
5) Кукла Лариса изменила отношение рассказчицы к игрушкам и к себе.

Ответ:

234

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
5) Как кукла она была более необычной, поражаю­щей воображение, чем я как человек.

Ответ:

25

12. Лексический анализ.
Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

вмешиваться / вмешивалась

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».

13.3) Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как раскрывается внутренний мир человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

 Внутренний мир человека – это его мироощущение, чувства, мысли, желания. Иными словами, человек – это сосуд, а внутренний мир – содержимое этого сосуда, которым человек себя наполняет.

Ответ на вопрос темы

 Как раскрывается внутренний мир человека?
Несмотря на то, что внутренний мир спрятан от окружающих, всё же его можно разглядеть через поступки человека, его отношение к другим людям, животным, природе.

Пример из литературы

 А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Внутренний мир Швабрина какое-то время был скрыт от Гринёва. Его новый приятель казался Петру образованным и достойным человеком. Однако вскоре Швабрин совершил ряд поступков, которые раскрыли его подлую душонку.
А. Платонов «Юшка». Внутренний мир Юшки окружающие смогли разглядеть не сразу. Сначала людям казалось, что Юшка – никчёмный человек. Но после его смерти они поняли, что ошибались. Оказалось, что долгое время Юшка опекал одну девочку-сироту, он заменил ей семью, дал любовь и заботу, помог подняться на ноги и получить образование. Это говорит о том, что у него большое и любящее сердце.
А. И. Куприн «Чудесный доктор». Внутренний мир профессора Пирогова раскрывается через его отношение к людям.
Б. Екимов «Ночь исцеления». Внутренний мир мальчика Гриши раскрывается через его отношение к своей бабушке.
Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» (Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма). Внутренний мир мальчика Гриши раскрывается через его отношение к собаке Жучке.

Вывод

Таким образом, если вы хотите познать внутренний мир человека, приглядитесь к его поступкам, к тому, что он любит делать, без чего не может обойтись.