70F6FF   

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: «У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (17)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (18)Эти доски и пригодятся».

(19)Я пришёл к Пожалостиным. (20)Сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: «Что вы! (27)Это народная ценность. (28)Я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: «Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр. (32)А труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К.Г. Паустовскому*)

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Знаменитый художник Пожалостин, гравюры которого висят в музеях Парижа, Лондона и в Рязани, был выходцем из рязанских пастушат.
2) На гравюрах, висевших в доме дочерей Пожалостина, были изображены современники рассказчика – люди двадцатого столетия.
3) Особенно поразил Лёньку портрет Пугачёва, показанный старушкой.
4) Старушка не отдала Лёньке гравюры, потому что считала, что они принадлежат только ей.
5) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

Ответ:

135

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
2) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.
3) Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
4) Эти доски и пригодятся.
5) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?

Ответ:

13 / 31

Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику. Обычно выраженное именем прилагательным.
1. Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
3. Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

12. Лексический анализ.
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

наверное / наверно / возможно / вероятно

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Фёдора Ивановича Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«– Таланта! – повторил Лёня громче. – Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

13.3) Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему необходимо ценить произведения искусства?». Дайте определение выражению НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Определение

Настоящее искусство – это великая сила, которая очищает и духовно возвышает человека.

Ответ на вопрос темы

Почему необходимо ценить произведения искусства?
Произведения настоящего искусства необходимо ценить, потому что они являются народным достоянием, важнейшим духовным наследием, которое должно передаваться другим поколениям, чтобы человечество не утратило духовность.

Пример из литературы

Р. Брэдбери «Улыбка»
Люди будущего собираются на площади для уничтожения картины «Мона Лиза», но один мальчик поддаётся очарованию шедевра и не в силах плюнуть в портрет, как это делали другие, не скрывая удовольствия. Изображённая на картине женщина улыбалась таинственно-печально, и Том, ловя её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах звучит музыка. К сожалению, бесценный холст был разорван на куски обезумевшей толпой. Общество, которое не осознаёт ценность искусства, обречено на гибель.

Вывод

Таким образом, не каждый человек способен по достоинству оценить произведения искусства. Для этого нужно обладать сердцем, чутким к прекрасному.