22FB08

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда
не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали
в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу*)

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант, автор книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве герой-рассказчик очень хотел стать грузчиком.
2) Точные науки (алгебра, геометрия, физика) были «самыми тёмными» предметами для героя-рассказчика.
3) Медицинский институт нравился герою-рассказчику из-за удивительной притягательности анатомички.
4) В старших классах герою-рассказчику очень хотелось студенческой жизни – весёлой, интересной, настоящей.
5) Родители мальчика старались ни в чём ему не отказывать, чтобы он пошёл по их стопам.

Ответ:

24 / 42

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
4) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.
5) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

Ответ:

24 / 42

2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
4) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.

12. Лексический анализ.
В предложениях 1–3 найдите слово с лексическим значением «привлекающий к себе, возбуждающий интерес». Выпишите это слово.

Ответ:

притягательная / притягательный

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа Сергея Сергеевича Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».

13.3) Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно сделать правильный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно. Что же такое выбор?
Выбор – это принятие одного решения при наличии других вариантов.
Делая выбор, люди ориентируются на собственные желания, возможности, способности.

Ответ на вопрос темы

Почему важно сделать правильный выбор?
Порой очень важно сделать правильный выбор, ведь от него может зависеть дальнейшая жизнь человека.
Решение в таком случае не должно быть случайным или поспешным, необходимо объективно оценить свои возможности и способности и взвесить все за и против.

Пример из литературы

 А. Грин «Зелёная лампа». У бездомного Джона Ива было два варианта развития своего жизненного пути: послушав богача, жить в ожидании неизвестно чего или же получить образование и профессию и тем самым выйти из зависимого положения. Джон выбрал второй вариант и не ошибся: он стал врачом и самостоятельным человеком.

Пример из жизни

М. В. Ломоносов. Правильный выбор в своей жизни сделал Михаил Васильевич Ломоносов. Если бы он послушал отца, то стал бы, как и отец, обычным рыбаком. Однако Михаил Васильевич хотел заниматься совсем другим: его тянуло к наукам. Поэтому он поступил наперекор отцу и отправился в Москву, чтобы учиться. В результате он стал первым русским учёным-естествоиспытателем. В правильности выбора Ломоносова убеждают его многочисленные достижения и открытия в разных научных сферах.

Вывод

Таким образом, выбор – это очень ответственное дело, поэтому нужно принять  такое решение, которое впоследствии не вызовет сожаления.