B1AF3C

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос.

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было вес­ной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– Здравствуйте, Виктория! (32)Вы, наверное, не помните меня?
(33)Я Назаров.

(34)Сергеева внимательно посмотрела на парня. (35)Она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сей­час я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42) Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: «Вон! (58)Вон отсюда!» (59)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (60)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

10. Анализ содержания текста.
 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сергеева была артисткой театра.
2) Во дворе собралось много народу, и это мешало сторожу убирать двор.
3) Сторож был недобрым человеком, поэтому кричал на Сергееву.
4) Сторожа рассердила чёрствость актрисы.
5) Алиса пригласила незнакомого парня к себе домой, потому что спасала его от позора и неблагодарности.

Ответ:

145

11. Анализ средств выразительности.
 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление.

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) – Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
4) – Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
5) А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

Ответ:

15 / 51

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
1. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
5. А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

12. Лексический анализ.
Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним или это выражение.

Ответ:

юношу / молодогочеловека

13.1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

13.2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 52 текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности».

13.3) Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует умение быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Определение

Благодарность – это чувство признательности другому человеку за сделанное добро, а также выражение этого чувства.
Благодарный человек никогда не забудет о том благодеянии, которое оказали ему другие люди.
Благодарить можно по-разному: сделать в ответ человеку что-то приятное, подарить ему подарок, выполнить его просьбу или же просто сказать теплые слова.

Ответ на вопрос темы

Как характеризует человека умение быть благодарным?
Умение быть благодарным характеризует человека с положительной стороны. Оно свидетельствует о его душевном богатстве.
И наоборот: если человек не умеет быть благодарным, то это говорит о его чёрствости, душевной скудости и эгоистичности. Неблагодарные люди воспринимают потраченные на них средства, эмоции или время как нечто само собой разумеющееся.

Примеры из литературы

А. Платонов «Юшка». Девушка, которую Юшка опекал на протяжении долгого времени, став врачом, приехала в его город, чтобы в благодарность за любовь и заботу вылечить его от тяжёлой болезни.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Молодой офицер Гринёв был очень благодарен бродяге, который во время метели помог ему добраться до ближайшей деревни.

Вывод

К сожалению, способностью благодарить обладает далеко не каждый человек. Нужно развивать в себе это ценное нравственное качество, потому что благодарные люди всегда помнят добрые поступки окружающих и готовы ответить им тем же.