Все задания линеек 23-27 ЕГЭ по русскому языку с ответами, открытый банк заданий ФИПИ, со стр. 103 без фильтра. 46 тренировочных текстов, некоторые из них были вместе с этими же заданиями на реальном ЕГЭ. 

На ФИПИ пока все по старым правилам, сочинение со старыми формулировками.

Все задания 23-27 ЕГЭ по русскому языку с ФИПИ

Конкретные варианты смотрите, выбрав нужный текст из списка (по первым словам).

Задание 23

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Читаем текст и и соотносим с ним высказывания по его содержанию. Если напрямую в тексте не сказано что-то, то это "нет".

КЭС 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста

Задание 24

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

  • Читаем текст и соотносим с ним утверждения касательно типов речи (повествование, описание, рассуждение).

КЭС 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста. 5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста

Задание 25

Из предложений ... выпишите ... (фразеологизм, книжное слово, антонимы, синонимы, слово с определенным значением).

Фразеологизм - устойчивое словосочетание, обычно с переносным смыслом.
Антонимы - слова, противоположные по значению.
Синонимы - слова, сходные по значению.

КЭС 1.2 Лексические нормы
4.3 Изобразительно-выразительные средства лексики и фразеологии: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально- оценочная лексика

Задание 26

Среди предложений ... найдите такое(-ие), которое(-ые)...связано(-ы) с предыдущим при помощи... (сочинительного союза, форм(ы) слов(а), притяжательного местоимения, личного местоимения, лексического повтора, однокоренных слов, указательного местоимения, союза... и их комбинаций)

При выполнении этого задания ЕГЭ по русскому языку необходимо учесть основные подходы к его разработке.

1. Первое предложение в указанном в задании диапазоне не может войти в правильный ответ. Оно нужно лишь для того, чтобы установить связь последующего предложения с данным предложением.

2. Предполагается, что при указании средств связи каждое средство связи закрепляется за отдельным словом.

3. Как правило, задание требует отследить связь последующего предложения с предыдущим. Однако иногда встречается формулировка «с предыдущими».

4. В правильном ответе указывается(-ются) только номер(а) предложений, которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(и). Номер(а) же предыдущего(-их) предложения(-ний) не фиксируется(-ются). В противном случае ответ будет признан неправильным.

5. Правильный ответ «по умолчанию», априори подразумевает наличие всех указанных в задании средств связи и отсутствие иных средств связи. Например, при выполнении задания     Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонима и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста (38)Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения. (39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя     правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонима и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи.

6. Такие средства связи, как единство видо-временных форм глагола, слова одной тематической группы, родовидовые слова, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, в задании не рассматриваются / не учитываются.

7. В рамках задания чётко разводятся следующие понятия: лексический повтор как повтор слова в абсолютно одинаковой грамматической форме (мама – мама; он – он) и использование форм(ы) слов(а) как средства связи (мама – маму; он – его).

8. При этом глаголы, причастия и деепричастия в силу неоднозначной трактовки явлений (однокоренные слова или формы одного и того же слова) в задании не используются.
Например: пилить – пилящий; расколоть – расколотый; спиливший – спиленный; распилить – распилив.

9. «Он» и «они» являются разными словами, а не формами одного и того же слова.

10. Рассмотрим фрагмент текста: И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения... А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем... Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов. В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом – как падежная форма личного местоимения «он». То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте.

11. Личное местоимение является средством связи, когда заменяет существительное из предыдущего предложения. Например: (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Во фрагменте (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, еёто одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… связь предложений осуществляется с помощью лексического повтора (слова «её»). Приведём ещё один пример: (1)Вот и всё объяснение. (2)Для меня лично оно основательно. (3)В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу.
Предложение 2 связано с предыдущим с помощью личного местоимения «оно». А предложение 3 связано с предыдущим с помощью такого средства, как форма одного и того же слова («оно» ‒ «ему»).

12. Притяжательное местоимение может заменить либо имя существительное, либо другое личное местоимение. Например, во фрагменте (11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны правильным ответом будут предложения 12 и 15.

Контекстные синонимы и антонимы – это слова, представляющие собой синонимы и антонимы только в пределах предложенного текста. Очень часто в качестве контекстных синонимов выступают имена собственные. Например, Вася и Коржик (кличка Васи); Иванов – офицер.

Основными принципами разработки задания с точки зрения лексического повтора являются следующие.
1. Повторяться должно слово в одной и той же грамматической форме.
2. При этом необходимо учесть явление грамматических вариантов. Например, её – (у) неё, ею – ей. Такие словоупотребления также считаются лексическим повтором при условии, что оба местоимения отнесены к одному и тому же лицу.
3. Повторяющееся слово должно выступать именно как средство связи.
4. В основе лексического повтора ‒ использование слов только самостоятельных частей речи, включая местоимения (они – они).

КЭС 5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста

Задание старое 26, перенесено в 22

Расстановка терминов. Вспоминаем:

  • тропы: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение, ирония
  • приёмы: антитеза, лексический повтор, вопросно-ответная форма изложения, цитирование, анафора, парцелляция
  • синтаксические средства: вопросительные предложения, восклицательные предложения, ряд(ы) однородных членов предложения, риторическое обращение
  • лексические средства: фразеологизм, антонимы, синонимы, разговорная лексика, термины, лексический повтор

В ряде случаев отдельные буквы, слова или выражения в языковых примерах маркируются (то есть выделяются полужирно и курсивом, если речь идёт о словах, или полужирно и подчёркиванием, если фиксируются отдельные буквы, обозначающие звуки). Для экзаменуемого это сигнал к тому, чтобы проанализировать именно промаркированные явления. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент. Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. Следовательно, нельзя признать, например, ассонансом то, что не промаркировано. Другие явления маркируются по мере необходимости.

КЭС 4 Выразительность русской речи
4.1 Изобразительно-выразительные средства русской фонетики: звукопись, аллитерация, ассонанс
4.2 Изобразительно-выразительные средства словообразования: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова
4.3 Изобразительно-выразительные средства лексики и фразеологии: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально- оценочная лексика
4.4 Изобразительно-выразительные средства морфологии и синтаксиса: стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение, авторские знаки препинания; диалог, монолог; анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование

Задание 27 -- сочинение

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

КЭС 5 Текст. Функциональные разновидности языка. 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста. 5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста