Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Судьбу поколения неслучайно сравнивают с белым листом, на котором невидимыми чернилами сделаны особые отметки, да и сама бумага покрыта незаметными для беглого взгляда «водяными знаками». (2)Растут дети, бегают в школу, дерутся и мирятся, ходят в технические кружки и на танцы, влюбляются и строят планы, не подозревая, что Судьба вносит за годом год строчки в их общую биографию. (3)Приходит срок, наступает их час – и внезапно в целом поколении обнаруживаются неведомые силы, способные противостоять любым испытаниям, вынести нечеловеческие нагрузки и победить любого врага.

(4)Жизнь – это путь. (5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом, ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны. (6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом. (7)К общей цели его ведёт сама Россия.

(8)Её живая душа станет верной советчицей в сомнениях, надёжной попутчицей в долгих странствиях, нежной утешительницей в горе, трудолюбивой помощницей в деяниях, мужественной соратницей в борьбе и битве.

(9)Судьба великих сынов России всегда была открыта и ясна, потому что она кровно связана с судьбой народа, и биография каждого героя всегда совпадает с биографией его страны. (10)Самой жизнью уготовано им жить одной судьбой, разделять со страной её радость и скорбь. (11)Вместе победить и, если потребуется, не торгуясь, отдать за её победу свою жизнь.

(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», – повторял Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского Союза, сын «раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в политике партии. (13)Русский герой не припоминал нанесённых обид и не предъявлял счетов. (14)Жизнь свою он положил для служения своей стране, защищая её от фашистов, и его «Подвиг разведчика» останется с нами навсегда.

(15)Русская земля сама рождает и закаляет своих защитников, наделяя их особой совестливостью и честью, чтобы представали они перед всем народом, пронося через века образец служения Родине.

(16)Необученные и необстрелянные мальчишки летом 1941 года будут совершать подвиги и являть чудеса героизма не ради карьеры и наград, не ради высокопарных лозунгов и политических доктрин. (17)Они будут стоять насмерть за свои детские дворы, где гоняли в футбол, за чердаки домов, на которых жались друг к другу голубятни, за берег речки и летние каникулы, проведённые в пионерском лагере, за свою школу, в которой день за днём постигали, «что такое хорошо и что такое плохо», за девчонок, с которыми целовались в скверах после выпускного бала… (18)Поэтому они окажутся сильнее любых вражеских «мёртвых голов» и станут непобедимыми. (19)Так дети Гражданской войны станут героями Великой Отечественной…

(20)Война не сломит их, только закалит характер. (21)Много испытавшие в жизни, они как никто будут ценить и понимать чужие чувства, при этом не скрывая своих. (22)Война воспитает в них человечность, научит принимать ответственность на себя, не бояться тяжёлых трудов, не сомневаться в правоте выбранного дела. (23)Сделает из обычных людей Поколение победителей.

(По М.С. Строганову*)

* Михаил Сергеевич Строганов – современный писатель, публицист.

Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жизненный путь тех, кто думает о Родине, наполнен особым смыслом.
2) Николай Кузнецов, легендарный разведчик, называл себя патриотом.
3) в годы Гражданской войны Николай Кузнецов совершил подвиг, увековечивший его имя.
4) в годы войны закаляется характер человека, к тому же человек приобретает способность лучше понимать чувства других.
5) судьба великих сынов России не может быть открытой и ясной.

Ответ:

124

Номер: FFD919 1 (4A36FC)

Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) в предложениях 4–6 содержится рассуждение.
2) в предложениях 10, 11 представлено описание.
3) в предложениях 13, 14 представлено повествование.
4) Предложение 17 содержит причину того, о чём говорится в предложении 18.
5) в предложениях 19– 23 представлено рассуждение.

Ответ:

145

Номер: 9AA3C7 2 (4A36FC)

Задание №3. Впишите правильный ответ.
Из предложений 9–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:

радость скорбь

Номер: 9DAD30 3 (4A36FC)

Задание №4. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение
к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ:

...

Номер: 8A5F7D 4 (4A36FC)

Задание №5. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 4– 10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

8

Номер: 31D2D2 5 (4A36FC)

Задание №6. Установите соответствие и впишите ответ.
«Речь автора образна и эмоциональна. Для выражения своих мыслей М.С. Строганов использует разнообразные средства выразительности, среди которых троп – (А)__________ (предложения 7, 23), приёмы: (Б)__________ (в предложении 12) и (В)__________ (предложения 5– 6), а также троп – (Г)__________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3)».

список терминов:
1) фразеологизм
2) метафора
3) цитирование
4) вопросительные предложения
5) восклицательные предложения
6) эпитет
7) обращение
8) вводные конструкции
9) противопоставление

А Б В Г

Ответ:

2396

«Речь автора образна и эмоциональна. Для выражения своих мыслей М.С. Строганов использует разнообразные средства выразительности, среди которых троп – метафора (предложения 7, 23), приёмы: цитирование (в предложении 12) и противопоставление (предложения 5–6), а также троп – эпитет («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3)».

Номер: 8B9737 6 (4A36FC)