Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
(4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зелёное сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
(9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились всё меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как
у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведённом мне, кстати сказать, недешёвом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
(16)Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться и не торопиться душой, посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, всё более завихряющейся, всё более убыстряющейся суеты?
(17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошёл удивительный парадокс. (19)Можем ли мы положа руку на сердце сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой!
(21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живём теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц вместо наших двух-трёх часов.
(22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведённые из города в город, с материка на материк, и всё не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
(25)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (26)Но вот вопрос: сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д�
рк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дёрнет в первую очередь.
(По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924– 1997) – советский и российский писатель и поэт, представитель «деревенской прозы».
Задание №1. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) в новых гостиницах едва ли не главным предметом является письменный стол, который обычно находится в комнате на самом видном месте.
2) Техника сделала государство и человечество могущественными, но вряд ли сделала могучим просто человека.
3) Удивительным парадоксом называет автор текста тот факт, что современная техника не совсем выполняет свою главную задачу экономии драгоценного времени человека.
4) современный человек, в отличие от Микеланджело или Бальзака, располагает достаточным временем для того, чтобы заняться развитием своих духовных способностей.
5) Однажды в европейской гостинице рассказчик не обнаружил вообще никакого стола, что свидетельствует, с его точки зрения, об отсутствии потребности письма у современного человека.
Ответ:
...
Номер: 217D24 1 (C82296)
Задание №2. Выберите один или несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) в предложениях 1– 3 представлено повествование.
2) Предложение 10 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.
3) Предложения 13, 14 раскрывают содержание предложения 12.
4) Предложение 18 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 17.
5) в предложениях 30– 33 представлено рассуждение.
Ответ:
...
Номер: 1C949E 2 (C82296)
Задание №3. Впишите правильный ответ.
Из предложений 4– 8 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ:
...
Номер: DFDA9A 3 (C82296)
Задание №4. Впишите правильный ответ.
Среди предложений 17– 21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
...
Номер: 0AE104 4 (C82296)
Задание №5. Установите соответствие и впишите ответ.
«Троп – (А)__________ («как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться» в предложении 11) – позволяет автору текста передать характер изменения отношения людей к письму. Для выражения своего сожаления по поводу происходящих перемен автор использует лексическое средство – (Б)__________ (в предложении 16). Построить диалог с читателем писателю помогает синтаксическое средство – (В)__________ (предложения 2, 16, 19, 26, 30). Автор использует различные средства языковой выразительности. Одно из них – лексическое средство – (Г)__________ («отведя душу» в предложении 3; «положа руку на сердце» в предложении 19)».
список терминов:
1) метафора
2) парцелляция
3) разговорная и просторечная лексика
4) вопросительные предложения
5) фразеологизмы
6) синонимы
7) сравнение
8) эпитет
9) вводные и вставные конструкции
А Б В Г
КЭС: 4.1 Изобразительно-выразительные средства русской фонетики: звукопись, аллитерация, ассонанс
4.2 Изобразительно-выразительные средства словообразования: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова
4.3 Изобразительно-выразительные средства лексики и фразеологии: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально- оценочная лексика
4.4 Изобразительно-выразительные средства морфологии и синтаксиса: стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение, авторские знаки препинания; диалог, монолог; анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование
Ответ:
...
Номер: 1E0400 5 (C82296)
Задание №6. Дайте развернутый ответ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
КЭС: 5.1 Информативность текста. Виды информации. Информационно-смысловая переработка текста
5.2 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста
5.3 Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как функциональные разновидности современного литературного русского языка
Ответ:
...
Номер: 72B5A1 6 (C82296)